В этом заведении не любят говорить «дом для престарелых», акцент ставится именно на слове «пансионат». Пансионат «Рудненский» рассчитан на 50 человек, пока здесь находятся 15. Идут ремонтные работы, после которых численность проживающих, конечно, возрастет в силу большого спроса на такой вид услуги.
Пансионат расположен в тихой старой части города. Старожилы помнят, что когда-то в этом здании находилась городская прокуратура. Теперь же здесь обеспечивают круглосуточный уход за престарелыми людьми.
О том, как устроен быт постояльцев, и об условиях проживания нам рассказал руководитель пансионата Владислав Искандиров.
– Почему выбрали именно такое направление деятельности?
– Я всегда работал в социальной сфере. Так и продолжаю работать , вот теперь открыли пансионат. Почему в Рудном? В плане выбора места решение было не принципиальным. Увидели объявление о продаже здания. Чисто визуально сразу представилось, что это дом для престарелых. Направление не пугало, неплохо знаю эту сферу. Сыграло роль также и то, что в государственные дома престарелых определить своих родственников не все могут, потому что есть определенные ограничения. Идея его открытия зрела давно, и вот так удачно всё выстроилось: хорошее, подходящее здание, большие комнаты для трех-четырех человек, высокие потолки, зимой тепло, летом не жарко. Территориально тоже хорошо расположено, здесь будет свой парк, для этого огородили территорию пансионата. Мы не можем конкурировать с государственными домами престарелых, но мы берем малым числом проживающих и высоким качеством обслуживания.
– Сколько человек работает в пансионате, и какой распорядок дня у ваших постояльцев?
– В штате 12 человек. Этого пока достаточно, круглосуточно на дежурстве находятся санитарка и медработник, на каждом этаже.
Как такового, распорядка дня у нас нет. Смотрим индивидуально. Примерно в 9-9.15 завтрак, обед с 13.00 до 14.00, потом полдник, вечером – ужин. Питание в пансионате хорошее, достойное, с учетом индивидуальных запросов. Здесь своя кухня, сразу готовим и кормим.
В промежутках между основными приемами пищи есть открытый чайный стол с конфетами, печеньем. Конечно, ограничиваем в сладком, у некоторых постояльцев повышенный уровень сахара. У нас не закрытое медико-социальное учреждение, то есть, к примеру, в сончас, если кто-то захотел пройтись по улице, пожалуйста. Однако, соблюдаем меры предосторожности: на дверях стоят магнитные замки, то есть без чипа ты не выйдешь, дверь не откроешь. Процедуры все по графику – стрижка волос, водные процедуры и так далее.
– Кто ваши постояльцы?
– В основном, люди старшего поколения. Возрастная категория тоже разная, есть с деменцией в 55 лет. Когда заселяем в комнаты, смотрим, чтобы люди были психологически совместимы, чтобы была комфортная атмосфера проживания. Что касается временного пребывания, то кого-то принимаем на месяц – на период отъезда родственников, к примеру, в отпуск. Есть и те, кто определен сюда на постоянной основе. Постояльцы разные, есть и совсем тяжелые.
– Есть ли ограничения по приему?
– Только в плане здоровья: чтобы не было открытой формы туберкулеза, обязательно наличие справки о состоянии здоровья с психоневрологического и наркологического диспансеров. Берем постояльцев с деменцией, но не ярко выраженной.
– Много ли желающих к вам попасть?
– Мы начали набор с 1 января этого года. Желающие, конечно, есть. Но имеет место устоявшийся советский стереотип, что определять родителей в такое заведение – плохо. Это не совсем так. Можно провести аналогию: когда ребенка определяют в детский сад, никто не говорит, что там чужие люди будут им заниматься целый день. Почему родители принимают такое решение? Чтобы был профессиональный подход к ребенку, чтобы воспитатели профессионально им занимались. У нас так же. В нашем заведении есть возможность обеспечить профессиональный уход за престарелыми родственниками. Если человек может взять на себя обязательства оплатить достойный уход, круглосуточное наблюдение медицинского работника, санитарки, нормальное питание, общение – это хорошо. Если есть возможность не работать и сидеть дома с родителями – честь вам и хвала, заботьтесь о них. Но если вы уходите на работу, потому что надо содержать семью, и закрываете родителя дома на целый день на ключ, то разве это забота? И потом, престарелые люди, бывает, забывают выключить газ, или им внезапно стало плохо с сердцем, есть случаи – встают с кровати, падают, перелом шейки бедра. Разные ситуации происходят, но осуждать людей, которые определяют родственников сюда, в пансионат, не правильно. Пока с этим не столкнешься, этого непонять. Обеспечить уход и внимание – это нормально. Мы не закрытое учреждение: приходите, навещайте каждый день, есть отдельная гостевая комната, забирайте родных на выходные, гуляйте с ними.
– Как к вам попасть?
– Мы просим родственников обязательно приехать, посмотреть условия. Обычно две-три недели у нас пробные, чтобы посмотреть, приживется человек или нет. Если всё нормально, то договор продлевается и человек остается.
При поступлении необходимы соответствующие справки, о которых ранее говорил: обязательно справки от психиатра и нарколога, пройти флюорографию, иметь выписку с историей болезни, чтобы мы знали, какие препараты прописаны человеку доктором. Смотрим по состоянию постояльца, какая требуется кровать: многофункциональная медицинская или простая. Разрешается заселяться даже со своими кроватями – кто-то привык к своему месту и матрасу. Можно привести часть интерьера из дома – тумбочку, стул, одеяло – не запрещаем.
Единственное, когда заселяем новеньких, просим, чтобы родственники три дня их не посещали. Это адаптационный период. Можно заселить постояльца в отдельную комнату, но это дорого.
– Что прописано в договоре?
– У нас в договоре обозначены два пункта – постоялец и заказчик. Есть права и обязанности, правила пожарной безопасности, которые соблюдает постоялец. Оплата производится по предоплате, за месяц вперед. В случае смерти делается перерасчет по договору. Мы обеспечиваем постояльцев горячим питанием, постельными принадлежностями, санитарным уходом, медицинской помощью, в случае госпитализации вызываем «скорую». Медицинские услуги не оказываем, у нас просто пансионат.
Многие родственники спрашивают: какой здесь досуг, есть ли танцы и игры? В таком возрасте требуется покой. Самое главное, чтобы постояльцам было комфортно, тихо и спокойно.
Мы не привязаны в Рудному, у нас есть постояльцы из Костаная и России.
– А какие есть удобства для подопечных?
– У нас есть душ и туалет на этаже. Объясняю, почему не в каждой комнате. В основном, для всех используется медицинский приставной туалет. Здесь есть своя специфика. Суть в том, что когда постоялец сам пытается пойти в туалет, то возникают опасные ситуации. Были случаи, когда падали, ударялись, засоряли канализацию. Поэтому исходим из реальных событий.
– У вас здесь нет запаха старости…
– У нас установлены рекуператоры, которые производят очистку воздуха. Плюс здесь высокие потолки. Санитарки стараются, вовремя убирают, меняют белье и памперсы.
В Рудном очень хорошие кадры. Наверное, потому, что здесь есть дома престарелых, откуда к нам на подработку приходят специалисты, профессионалы своего дела, они знают, как пролежни обработать, памперс поменять.
– Подошли к самому интересному вопросу. Сколько стоит пребывание в пансионате?
– От 150 тысяч в месяц, а дальше смотрим по физическому состоянию постояльца, какой он: лежачий, ходячий, с деменцией, может ли самостоятельно себя обслуживать или требуется постоянная помощь, нужна ли кровать многофункциональная. Максимальная стоимость – 190 тысяч тенге. Единственное, что предоставляет заказчик – средства личной гигиены и лекарства.
…Увидеть работу частного пансионата изнутри было очень интересно. Все-таки подход несколько иной, с точки зрения бизнеса. Но в том, что направление перспективное, говорит открытие целых сетей пансионатов подобного рода по Казахстану, спрос на такой вид услуги очевиден.
Интересно будет посетить пансионат через некоторое время, когда уже закончатся ремонты и реконструкции внутри помещения. Поэтому мы планируем вернутся к этой теме еще раз, позже.
Булат МУСИН,
фото автора