Вектор развития системы образования Рудного обсудили на традиционном августовском совещании педагогов

В числе вопросов, которые первыми поднял перед коллегами руководитель городского отдела образования Темурхан Жайлибаев, – это увеличение классов с казахским языком обучения, укрепление материально-технической базы школ, обеспечение безопасности пребывания детей в организациях образования.

Не менее важным является и кадровое обеспечение системы образования.

В школах города работает 1404 педагога, из них с высшим образованием – 1130 человек, это 80,5 процентов. 92 педагога имеют степень магистра. Качественный состав педагогов составляет 45,4 процента.

–  К сожалению, вынужден констатировать, что ежегодно идет снижение качественного показателя. За три года он снизился на 9,3 процента. Данная отрицательная динамика вызывает тревогу и должна стать объектом особого внимания управленцев. Анализ показал, что педагоги, имея достаточные показатели в работе и получившие допуск к прохождению тестирования, не набирают пороговый уровень или набирают баллы на уровень ниже заявленной категории. Только по итогам первого полугодия текущего года таких педагогов по городу 25 человек, – отметил Темурхан Жайлибаев.

Следующая причина снижения показателей качественного состава является переход педагогов с высшей и первой категориями и 30-летним стажем на педагога-модератора. Таких по городу 20 человек.

– Конечно, это право педагога – воспользоваться освобождением от тестирования. Однако, данный факт однозначно ведет к снижению качественного состава и ставит под угрозу соответствие организаций образования требованиям, предъявляемым к лицензированию объектов образования. В этом вопросе есть и недоработка со стороны администрации школ, управленческие решения которых привели к сложившейся ситуации, – продолжил тему руководитель гороо.

Вместе с тем, сказал Темурхан Жайлибаев, для педагогов со стороны Министерства просвещения предпринято достаточно мотивирующих шагов: снижена учебная недельная нагрузка до 16 часов, ежегодно повышается заработная плата, предоставляется право бесплатного прохождения курсов повышения квалификации каждые три года. Обязанность же педагогов – непрерывно совершенствовать свое профессиональное мастерство, исследовательский, интеллектуальный и творческий уровень, повышать или подтверждать квалификационную категорию. Это закреплено в Законе «О статусе педагога».

Остается актуальной и нехватка учителей. В прошлом году дефицит кадров перекрывали за счет увеличения нагрузки на педагогов, но в полной мере проблема не решена. Прием выпускников вузов и колледжей мог бы изменить ситуацию к лучшему, однако, трудоустраиваться в школы молодежь не спешит. Причина низкого притока молодых специалистов – отсутствие в городах социальных гарантий, таких, как предоставление ведомственного жилья, подъемных пособий.

Еще один значимый показатель работы организаций образования –прохождение аттестации. С момента возобновления данной процедуры ее прошли 12 организаций образования города: с первого раза – семь (детсады №№ 14, 2, 9, 15, 6, 7 и школа №3), после устранения замечаний – школа №14 имени Дмитрия Карбышева и школа-гимназия №7 имени Беимбета Майлина. В октябре аттестации подлежат школы № 15, 10.

Далее обсуждался вопрос качества обученности школьников. Динамика  качества увеличилась всего на процент и составила 52,4 процента. Для городской образовательной системы это недостаточный показатель, так как мы имеем больше ресурсов, чем сельские регионы.

– Говоря об уровне подготовки выпускников, хочется отметить достаточно высокие показатели наших учащихся при сдаче ЕНТ. Средний балл по городу по итогам двух попыток составил 78,4 балла, что выше областных показателей на 4,45 балла. Мы заняли вторую позицию среди городов и районов области, уступив только Лисаковску на 0,5 балла. Однако, лишь 31,7 процента выпускников смогли получить государственные гранты, – пояснил руководитель гороо.

Завершилось совещание на мажорной ноте. Присутствующий на мероприятии аким Виктор Ионенко вручил педагогам награды.

Благодарственным письмом Министерства просвещения отмечена директор школы №17 Дина Макушева.

Грамоту акима Рудного получили: учитель казахского языка и литературы, заместитель директора гимназии №2 Бахыткуль Ишмухамбетова, учитель начальных классов школы-гимназии №7 Дина Тасанова, воспитатель яслей-сада №14 Роза Эшанкулова.

Грамотой Управления образования награждены: Маргарита Романова (школа №3), Сагандык Акылбеков (школа №11), Үмітай Мырзабекова (школа имени М. Дулатова), Анна Гейер (ясли-сад №2), Наталия Никитина (ясли-сад №7), Наталья Шопанова (школа №3).

Еще шесть педагогов получили грамоту городского отдела образования.

Тимур Тайгамбаев, директор по персоналу и культуре  АО «ССГПО» презентовал каждой школе сертификат на интерактивную цифровую панель.

С 1 сентября все учащиеся начальных классов будут обеспечены бесплатным горячим питанием. По городу это порядка 7000 человек. Раньше такая возможность предоставлялась лишь детям из социально-уязвимых категорий.

АКЦЕНТЫ АВГУСТОВСКОГО СОВЕЩАНИЯ:

► Кабинет поддержки инклюзии школы №17 имеет статус опорного кабинета по оказанию консультативной и методической помощи по области. По итогам прошлого учебного года кабинет стал победителем в трех республиканских конкурсах и выиграл гранты на общую сумму 1,8 миллиона тенге.

► По итогам рейтинга республиканской олимпиады школьников за 2022-2023 учебный год, гимназия №5 вошла в ТОП-100 лучших олимпийских школ страны.

► В прошлом году педагоги и учащиеся школы №14 стали участниками Первого Международного форума «Шагнувшие в бессмертие» в Республике Беларусь, и достойно представили Казахстан, вернувшись с высокими наградами.

► Школа-гимназия №7 вошла в состав Клубов Юнеско.

► Коллектив Дворца развития и творчества детей и юношества занял первое место в областном конкурсе «Лучшая организация дополнительного образования».

► Пять областных экспериментальных и инновационных площадок действуют в детских садах Рудного.

Елена ВОРОНИНА,

фото Виталия ГОРТ