День социального работника отмечается в Казахстане в последнее воскресенье октября. Этот праздник объединяет тех, кто помогает в трудную минуту, если родных нет или они далеко. Поэтому социальный работник для своих подопечных – одиноких пожилых, лиц с инвалидностью и других представителей уязвимых категорий населения нередко становится самым близким человеком.
Система социальной защиты населения Рудного представлена достаточно широкой сетью. Отдел занятости и социальных программ выступает администратором бюджетных программ подведомственных учреждений. В территориальном центре оказания социальных услуг «Мерей» обслуживаются инвалиды первой, второй групп, как взрослые, так и дети, а также лица с психоневрологическими заболеваниями. Многие годы работает Центр ресоциализации для лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Несколько лет назад на базе Центра открылось отделение для жертв бытового насилия. В этом году распахнул двери Центр поддержки семьи и активного долголетия «Жаңұя».
– Со временем социальная служба набирает новые обороты, учитывая потребности людей. Если раньше на соцзащиту уповали только как на механизм получения материальной помощи, то теперь спектр оказываемых услуг службы социальной защиты достаточно широк, это прослеживается и по нашему городу. Социальная защита сегодня более с юридической стороны направлена на человека, на получателя услуг, – отмечает руководитель городского отдела занятости и социальных программ Елена Скаредина.
В Рудном работают три медико-социальных учреждения – Центры оказания специальных социальных услуг №1, №2, №3. Там трудится большая часть соцработников города – люди сдержанные, которые не боятся трудностей.
РАЗДЕЛИТЬ ОДИНОЧЕСТВО
Зибагуль Умургалиева (на главном фото) работает социальным работником с 2005 года. С семьей переехала в Рудный из Мендыкаринского района, нужна была работа, отправилась в отдел занятости и соцпрограмм. И предложили место социального работника. С тех пор и трудится.
– Поначалу не представляла, кто такой социальный работник, в чем его работа заключается, не знала, что вообще такая служба есть. Сейчас, конечно, имею полное представление, опыт в этой сфере. Да и в обществе уже знают о социальных работниках. Социальный работник – это человек, который помогает нуждающимся людям. У меня сейчас на обслуживании восемь человек, это одинокие пожилые люди. Есть тяжелобольные, кто не выходит на улицу. Есть совсем одинокие, без детей и родственников. У некоторых есть дети, но они далеко, за границей, поэтому им требуется помощь социального работника. С детьми наших подопечных мы обязательно на связи, у нас с ними тесный контакт. К каждому подопечному надо найти подход, ведь у всех – разные характеры, свои проблемы, одиночество в первую очередь. И мы помогаем прожить это одиночество, – рассказывает Зибагуль Умургалиева.
Помимо эмоциональной поддержки, что, конечно, для одиноких пожилых крайне важно, соцработник оказывает бытовые услуги – покупает продукты, лекарства. Если требуется, вызывает врача, сопровождает в медицинские учреждения, и навещает, если подопечный находится на лечении в стационаре. Чтобы не оставались наедине с собой, а знали – поддержка есть.
– Наша работа – очень сложная, потому что постоянно контактируем с людьми. И со временем становишься еще и психологом в какой-то мере, изучив, у кого из подопечных какой характер и как с ним лучше поддерживать отношения. Бывает, что по телефону, по голосу понимаешь, что у подопечного случилось, пока меня не было. Где-то надо промолчать, пусть человек выскажется, я выслушаю, и дальнейший разговор построю по-другому. Ко всем подопечным у меня есть подход, – говорит соцработник.
Конечно, за 18 лет, что Зибагуль Умургалиева является социальным работником, в этой службе многое поменялось, изменился и профессиональный стандарт. Соцработник регулярно ведет записи, заполняет журналы.
– Социальный работник должен обладать терпением, быть ответственным, конечно, быть добросовестным, чтобы заслужить доверие подопечных. Мои подопечные мне доверяют, чему я очень рада, – говорит Зибагуль Умургалиева.
За многие годы в социальной сфере ей не приходила мысль поменять работу. Признается, что, наверное, рождена быть соцработником.
Мы разговаривали с Зибагуль Умургалиевой, можно сказать, на рабочем месте – она пришла навестить своих подопечных, супругов Федора и Валентину Карпенко. Федору Тимофеевичу скоро исполнится 80 лет, Валентине Николаевне 78. В Рудный из деревни переехали к сыну, но несколько лет назад он с семьей уехал в Россию, а родители остались здесь. Вот и пришлось обращаться в соцзащиту за помощью. Семью Карпенко Зибагуль Умургалиева обслуживает три года, приходит к ним четыре раза в неделю. Поддерживает связь с сыном подопечных, да и родственники интересуются у соцработника, как живется Федору Тимофеевичу и Валентине Николаевне.
– Молодец она! Как дочь родная. За выходные дни скучаем по ней. Чем помогает? – А всем, что ни попросим: и в магазин, аптеку сходить, и в больницу отвезти. Утром звонит, спрашивает, что нам нужно, мы говорим, что надо купить, тут же приносит. Цены ей нет. Никаких разногласий у нас не возникает. Повезло нам, – говорят Федор Тимофеевич и Валентина Николаевна.
НА ПЕРВОМ МЕСТЕ – ЧУВСТВО ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Мадия Рыспаева работает специалистом по социальной работе Рудненского центра оказания специальных социальных услуг №1 с 2011 года.
– В 2011 году узнала о том, что есть такая профессия – социальный работник, она была новой. До этого работала учителем в школе, затем социальным педагогом. Когда пришла сюда, разговаривала с первым директором Центра Татьяной Щербаковой, и она говорила: «Мы – пионеры в этом большом деле, нам надо не только работать, но и одновременно учиться этому делу, искать ответы на все вопросы», – вспоминает Мадия Тулегеновна.
Она считает, что ее призвание – оказывать помощь. По словам Мадии Тулегеновны, можно найти радости в жизни даже для людей, которым, казалось бы, очень трудно. Это одинокие люди, пожилые, инвалиды.
– Они радуются, что не чувствуют одиночество. Всегда есть кто-то рядом, кто может помочь, – отзывается специалист о своих подопечных.
Что же входит в перечень обязанностей специалиста по социальной работе? –Это контроль над услугами, которые получают в стенах интерната его жители.
– У нас подопечные получают бытовые, медицинские, психологические, культурные, экономические, правовые услуги. Они выполняются в полном объеме, а мы должны их контролировать. Бытовые услуги – это умыть, одеть подопечного, проверить, как накормлен, чисто ли в его комнате. У нас медико-социальное учреждение, поэтому медики всегда рядом, окажут помощь, если надо – госпитализируют. Психологическая помощь – это беседы, тренинги, сенсорная комната. Экономические – у нас условия приближены к домашнему типу: подопечные получают моющие средства, одежду, если хотят что-то приобрести для себя, тот же холодильник, пожалуйста, оказываем в этом содействие. Правовые услуги – всё, что касается оформления, получения документов, юридические вопросы. При беседах с подопечными обговариваем, что им необходимо, и обращаемся к нужным специалистам, – объясняет Мадия Рыспаева.
Сейчас в Центре оказания специальных соцуслуг №1 проживает более 400 человек. За каждым специалистом по социальной работе закреплен определенный этаж. На каждого социального работника, а их девять, приходится примерно по 40 человек.
– Контингент во всех группах примерно одинаковый. Есть престарелые, долгожители, которым за 90 лет, труженики тыла, люди с инвалидностью, – говорит Мадия Тулегеновна.
Даже находясь дома, она продолжает мысленно находиться на работе, планируя следующий рабочий день.
По образованию она педагог – учитель младших классов, по второму образованию – учитель казахского языка и литературы.
– Опыт работы в педагогике помогает, – считает Мадия Рыспаева. – Дети в школе были разные, с разным воспитанием. И здесь люди тоже из разных семей, у каждого – своя жизненная ситуация. Для соцработника на первом месте – чувство ответственности за своих подопечных, потому что они от нас зависят. Нужно делать всё возможное, чтобы люди понимали и чувствовали, что они здесь не доживают свой век, а живут.
ВРАЧОМ НЕ СТАЛА, НО РАДА БЫТЬ МЕДСЕСТРОЙ
Гульайым Исмагулова работает медсестрой в Центре оказания специальных социальных услуг №3, в бывшем психоневрологическом доме-интернате. Учреждение весьма специфическое, потому не каждый сможет здесь работать, тем более много лет. Наша собеседница трудится здесь 12 лет.
– Долгое время была в декрете: трое старших детей – погодки. После декрета начала искать работу, отправилась в соцзащиту. И увидела там объявление о вакансии медсестры в психоневрологический интернат. У меня среднее медицинское образование, окончила Кокшетауский медицинский колледж по специальности «Медсестра общей практики». По специальности работала немного и до декрета, и в общем имею стаж 16 лет. Пришла в Центр на собеседование, и старшая медсестра, поговорив со мной, сказала: «Пойдешь во второе отделение», как сейчас помню ее слова: «Ты справишься, ты спокойная». И вот по сей день, 12 лет, работаю во втором – женском отделении, – рассказывает Гульайым Исмагулова.
В женском отделении 108 человек, и на всё отделение дежурит одна медсестра. Она осуществляет уход и надзор за подопечными, все процедуры, которые назначает лечащий врач – инъекции, капельницы, раздает лекарства. Медсестры работают посменно, рабочий день длится 12 часов.
– Работа очень нравится. Вообще, с детства хотела быть врачом. Врачом не стала, но люблю работу медсестры. Да, не каждый сможет работать в учреждении, подобном нашему Центру, здесь тяжело морально. Но это удается, если быть милосердным, отзывчивым, добрым и, конечно, терпеливым. Подопечным всегда охота поговорить, поэтому нужно уметь слушать, стараюсь выслушать каждого, – говорит Гульайым Исмагулова.
Вначале ей было очень тяжело психологически работать в Центре, признается, что приходила домой и плакала. Несколько раз хотела даже уволиться. Но справлялась сама с собой.
– Сейчас, конечно, стало легче, привыкла к своей работе, но морально всё равно тяжеловато, ведь среди подопечных есть не только девушки и женщины, которые сами за собой ухаживают, а есть лежачие. Помогаем младшему персоналу ухаживать за ними – кормить, одевать, – продолжает Гульайым Исмагулова.
На работе она полностью отдается служебным обязанностям, а придя домой, расслабляется и растворяется в семье, ведь у нее четверо детей – двое студентов и два школьника. Вне работы Гульайым Исмагулова всю себя отдает родным.
Елена ВОРОНИНА,
Булат МУСИН,
фото Алексея ФРОЛОВА