Книга была, есть и будет!

Юлия Ненашева – профессиональный библиотекарь, которой не довелось поработать по первому образованию инженера-строителя

День библиотекаря отмечается в Казахстане 24 октября, праздник – новый, появился в прошлом году, как дань признательности библиотечным работникам за сбережение и популяризацию исторического, культурного и научного наследия. Как становятся библиотекарями – читайте в интервью с заведующей библиотекой-филиалом №8 Юлией Ненашевой.

Библиотека-филиал №8 открылась в 1975 году по улице 50 лет Октября, 5а (здание бывшего кинотеатра «Айгуль»), и с тех пор располагается по данному адресу. В 2020 году здесь прошел капитальный ремонт: полностью обновили фасад, заметные преобразования произошли и внутри библиотеки.

– Книжный фонд нашей библиотеки составляет более 21 тысячи книг, он пополняется ежегодно за счет республиканского и городского бюджета. На средства, выделенные из городского бюджета, мы сами выбираем и приобретаем книги, а из республиканского бюджета нам выделяют книги казахстанских авторов, – рассказывает №8 Юлия Ненашева.

Мы попросили собеседницу охарактеризовать читательскую аудиторию, как сильно она меняется с годами?

– Раньше в библиотеки ходило очень много людей – брали книги на дом, пользовались читальным залом. В годы перестройки, когда в учебных заведениях был маленький книжный фонд, у нас было огромное количество читателей. Сейчас ситуация изменилась. Распространен интернет, люди могут распечатать рефераты или другую необходимую информацию, воспользовавшись компьютером или сотовым телефоном. Поэтому количество читателей в читальных залах снизилось. Но мы не отпускаем ситуацию на самотек. После капитального ремонта отошли от множества столов, за которыми раньше люди работали, обложившись книгами. Сейчас это не нужно. И в нашем читальном зале один большой круглый стол, за которым читатели могут общаться, за которым мы можем проводить диалоговые площадки. Очень часто к нам приходят сотрудники территориального центра оказания социальных услуг «Мерей» со своими подопечными, студенты социально-гуманитарного колледжа имени Ибрая Алтынсарина. То есть библиотека сегодня – это некий центр, куда люди могут прийти и обсудить интересующие их вопросы. В библиотеке очень уютная мебель, бесплатный wi-fi, к нам ходят люди. Не могу сказать, что чтение их не изменилось, конечно, изменилось, но, тем не менее, библиотека практически не бывает пустой, – ответила Юлия Ненашева.

Она заметила, что работа абонемента стала гораздо интереснее, большинство читателей приходит именно на абонемент.

– Сами знаете, сколько сегодня стоят книги, и не каждый может их купить. А когда человек привык читать традиционную, бумажную книгу, то перейти на онлайн чтение он не может, он скучает по настоящей книге. Поэтому книжный фонд ежегодно пополняется, пытаемся удовлетворить потребности каждого читателя: формируем детский фонд, фонд подростковой книги. Многие люди читают психологическую литературу, стараемся и в этом направлении не отставать, – говорит заведующая библиотекой-филиалом №8.

– А что читают библиотекари?

– Библиотекари читают разные книги, читают много. Неинтересные книги, как и все люди, начинаем читать и можем бросить, благо, у нас огромный выбор. Я читаю в основном зарубежную литературу. Для меня вначале это было чем-то новым – мрачный скандинавский нуар, такого никогда не читала. А сейчас считаю, что это очень качественная литература: сюжет прописан идеально, интрига закручена умопомрачительно. Поэтому всем рекомендую читать скандинавскую литературу. У меня в руках несколько книг потрясающих авторов: Юсси Адлер-Ольсен, Сорен Свейструп, Ю Нисбё. Издания этих авторов всегда выполнены на качественной бумаге, удачно подобраны шрифты, а это очень важно, берите – и вы не оторветесь.

– Давайте поговорим о самых маленьких читателях. С какого возраста ребенка можно привести в библиотеку, не боясь, что ему будет скучно?

– Записываем даже дошколят. Разумеется, сами они не приходят, приводят родители. Но детям это очень нравится: у ребенка спрашиваем имя, фамилию, заводим формуляр, записываем книгу, то есть всё по-взрослому. Ребенок ощущает себя самостоятельным, ведь он уже записан в библиотеку. Для него это значимо, интересно. Вот на этом этапе пытаемся подхватить интерес ребенка и вести юного читателя дальше. Конечно, чаще всего, это дети первого класса. Если они живут рядом, бывает, сами приходят в библиотеку, но зачастую, класса до второго-третьего, их приводят родители. Самые активные читатели – это школьники на каникулах, когда начинается программа летнего чтения. Дети приходят с родителями, приходят сами. Списки книг для летнего чтения ежегодно меняются. Мы только привыкнем к одному списку, сформируем по нему литературу, чтобы удовлетворить всех читателей, а на следующий год задают уже другие произведения. На каникулах дети читают много, разноплановую литературу – и зарубежную, и отечественную. Хочу выразить огромную благодарность родителям, которые приводят детей в библиотеку, которые настаивают на том, чтобы дети читали именно бумажные книги. Бывает, что, обслуживая юного читателя, находим нужную ему книгу, но старого издательства, родители радуются при виде ее, потому что сами когда-то ее читали. И непременно хотят, чтобы ребенок прочел книгу именно этого издательства, хотя у нас есть эта же книга современного издания.

– Сколько лет вы работает библиотекарем?

– Всю свою сознательную жизнь, больше 20 лет.

– Что вас привело в эту профессию, и почему вы ей верны?

– Могу назвать себя несколько случайным человеком в библиотеке. Мама всю жизнь отработала в библиотеке, и когда говорила мне в детстве: «Юля, поступай на библиотекаря, хорошая профессия», отвечала: «Ни за что на свете, в мире столько профессий!». Когда окончила Рудненский индустриальный институт по специальности «Инженер-строитель», в городе строительства практически не было, шел период распада Советского Союза, безвременье… И мама сказала: «Выходи в библиотеку». Я вышла, потом получила второе высшее образование, стала профессиональным библиотекарем. И знаете, самое удивительное, что практически с первого дня в библиотеке мне очень понравилась эта работа. Ни минуты не жалею, что так сложилось в моей жизни, что не стала инженером-строителем, с гордостью говорю: «Я библиотекарь!». И я счастлива этим.

– В чем важность работы библиотекаря на фоне интернета, социальных сетей, нейросетей?

– В том, что мы формируем читательский интерес у детей, подростков. Мы можем помочь выбрать книгу взрослому человеку, натолкнуть его на нового автора, и когда он приходит и говорит: «Это такая потрясающая книга!», ты чувствуешь свою нужность, нужность своей работы. Мы не отстаем, у нас есть и онлайн продукция, проекты. К примеру, реализовали проекты «Подари книгу библиотеке», «Библиотекарь прочитал, советует и вам». У нас есть библио-челлендж «Я читаю Абая, читай и ты».

Каждый раз, когда готовим очередное мероприятие, открываем для себя очень много нового. Однажды готовила мероприятие в рамках проекта «Семь граней Великой степи», в частности, про алматинские яблоки и тюльпаны. И узнала об академике Аймаке Джангалиеве, который открыл в Казахстане 28 сортов яблок и 18 сортов абрикосов. Он доказал всему миру, что Республика Казахстан – прародительница яблок. И такие факты библиотекарь встречает практически каждый день. Помимо того, что развиваем людей, развиваемся сами.

– Что ответите тем, кто убежден, что недалек тот день, когда книгу заменят цифровые источники информации?

– Книга не уйдет, категорическое «нет». Много лет назад в фильме «Москва слезам не верит» говорили, что не будет ни театра, ни кино, а будет сплошное телевидение. Так не случилось. Остались театры, осталось кино. И я считаю, что книга будет жить всегда. Потому что есть любители книги, они были и будут. Нынешние дети, которые читают книги, надеюсь, не перестанут этого делать, когда вырастут, и привьют любовь к чтению своим детям.

Елена ВОРОНИНА,

фото Алексея ФРОЛОВА