Война, в которой мы не победили, но и не проиграли

Час исторической правды для студентов провели в библиотеке-филиале №8

Совсем скоро 15 февраля – День вывода советских войск из Афганистана. Тридцать пять лет назад произошло знаковое и в определенной мере эпохальное событие: советский военный контингент покинул Афганистан, в котором присутствовал девять лет, один месяц и девятнадцать дней.

В преддверии этой знаменательной даты в стенах библиотеки-филиала №8 прошел час исторической правды «Нам забыть не дано пыль афганских дорог». Участники афганской войны, воины-интернационалисты Тойлыбай Амантаев и Владимир Войтенко рассказали о том, как для них прошло то время, правда, опустив часть страшных событий, что с ними происходили.

Афганскую войну прошли 1864 военнослужащих Советской армии Кустанайской области, 44 из них больше не вернулись домой. Из Рудного на афганскую войну ушли 239 юношей и семь девушек. Из них не вернулись пятеро рудничан, чьи имена еще долго будут помнить: Александр Мельников, Анатолий Цепко, Сергей Болотников, Сергей Подоскин, Олег Горгуленко. Их имена увековечены на памятнике «БМП» на аллее по улице И. Франко.

– Нам легко служилось, потому что мы дружили, – рассказывает Владимир Войтенко. – Нас деды воспитали, чтоб всегда были дружными, смелыми, чтоб друг другу помогали в трудную минуту. Сейчас всё тяжело вспоминается. С каждым днем, чем взрослее становимся, тем больше своих людей теряем. Буквально в прошлом году ушел из жизни Владимир Ступник, который служил с Кара майором (легендарный ветеран Афганской войны Борис Керимбаев, его не стало в 2019 году – Примечание автора) в отряде специального назначения воздушно-десантных войск, в Капчагайском батальоне, который формировался в Казахстане. Они хлебнули горечь войны. Каждый на своей родной земле должен быть достоин, в случае чего, ее защитить.

Как вспоминает Владимир Георгиевич, первое письмо домой разрешили отправить только через восемь месяцев с начала военного конфликта. Писали под диктовку. Без единого упоминания об Афганистане. Фотографии высылать категорически запрещалось. И только когда солдаты начали уходить на дембель, по телевизору потихоньку стали сообщать о происходящих событиях в Афганистане. Куда письма практически не доходили. Владимир Войтенко получил два или три письма за всё время службы. В тот момент, когда письма отправляли, он с другими солдатами уже уходил на Пакистанскую или Иранскую границу.

– Меня забрали в 1982 году, мне было 34 года, – говорит Владимир Войтенко. – Я служил в армии, в морском десанте во Владивостоке. После армии прошло 12 лет, и меня забрали. На тот момент у меня было двое детей. Но не смотрели, сколько лет, сколько детей. Сказали, что буду обучать ребят. Я мастер вождения, механик-водитель танков. Но никакого обучения не было. Получил новый танк в Фергане. Через полтора года привезли в Ташкент. Там нас взорвали, мы сопровождали колонну. Был в танке, и впереди еще один танк, БМП, противоминный трал. Они нападают на задних и передних, тем самым не давая развернуться. Самое страшное, когда горят наливники – автоцистерны для перевозки жидкого топлива. Если в нее попадет снаряд, то это равносильно взрыву, который разносит всё. Поэтому если я за рычагами, то должен своих горящих ребят выбросить за борт.

– У нас было самое тяжелое, когда первую колонну взорвут, и дают команду спешиться и вытаскивать раненых, – вспоминает Тойлыбай Амантаев. – В начале, конечно, все мы боялись. Со всех сторон стреляют, не знаешь, откуда, то ли сверху, то ли снизу. Раненого несешь. А потом привыкли, машинально стали жгуты ставить. Оказывается, человек ко всему привыкает. Помню, потом, когда всё закончилось, в Кабуле стояли самолеты в Москву, в Алма-Ату и на Ашхабад. Я хотел улететь в Свердловск, подальше от Афганистана и поближе к дому, а попал в Ашхабад. Прилетел, получил документы. Помню, проезжающая мимо машина дала хлопок, и мы все врассыпную попадали. Привычка: слышишь хлопок – падаешь.

«Шурави» – историческое название советских граждан в Афганистане, также назвали вернувшиеся с той войны рудничане общественное объединение ветеранов Афганистана. Ежегодно, 15 февраля они собираются у памятника «БМП», возлагают цветы в память тех, кто тоже был в Афгане, но кого уже нет с нами. И на такие встречи приходят не только прошедшие войну бойцы, но и молодежь, которая должна сохранять память о войне и погибших.

Об Афганской войне ходит много слухов, она породила множество споров. Пройдет время, и история рассудит, верное или нет было решение советского правительства о вводе войск в Афганистан. Но мы не должны забывать о людях, которые с честью выполнили свой интернациональный долг.

Афган

Я люблю про победу,

И чуть-чуть про войну.

Помню, дядька мой родный

Воевал за страну,

Он, как все, рвался грудью,

Он, как все, был готов,

Сыном славным Отчизны

Из Отчизны сынов.

Как там было,

Не скажет, отвернувши чело,

Как душманы душили,

Но он выжил на зло.

Как кидали гранаты,

И как дуло в упор,

Он про это не скажет,

Уведя разговор.

Сколько было ребят там,

Скольких клали в гробы?..

Незабытая дата –

10-ти лет пальбы.

Как стрелял пулеметчик,

Как в окопе лежал,

Как, заколотый в спину,

Друг смотрел и дышал.

Он, во снах просыпаясь,

Снова был на войне,

Он, в Афгане сражаясь,

Тоже был как во сне.

И не зная покоя,

Память душу сечёт.

Кто там не был –

Не знает,

Да и вряд ли поймет.

…10 лет пролетели,

Возвратился домой,

В старом верном бушлате

Сын Отчизны родной…

Руководитель городского литературного объединения «Рудненский меридиан»

Татьяна МАРКОВА

Иван ЛЕЩЁВ,

фото Алексея ФРОЛОВА