Финансовый аналитик Андрей Чеботарев отметил, что главной объективной причиной для падения тенге 24 февраля стали военные действия России в Украине и последовавшее за этим падение рубля и российских индексов, , передает корреспондент Tengrinews.kz.
Сохранить стабильный курс не помогла ни высокая цена на нефть, ни проходящий сейчас налоговый период, когда казахстанские компании покупают тенге для уплаты налогов.
«К сожалению, за последние несколько месяцев наблюдался рост факторов влияния рубля на тенге. Раньше на нас больше влияла цена на нефть, чем рубль, а сейчас на нас больше влияет рубль. Это обусловлено макроэкономическими причинами. За прошлый год мы, к сожалению, достаточно сильно увеличили наш импорт из Российской Федерации. Сейчас почти половина всего импорта, всего, что мы покупаем из-за границы, мы покупаем в России. Соответственно, мы импортируем их инфляцию, курс и зависим от их экономической ситуации», — отметил Чеботарев.
По его мнению, Национальный банк поздно отреагировал на ситуацию и начал интервенции на валютном рынке. К этому моменту началась паническая распродажа тенге и ажиотажный спрос. Также он отметил, что отсутствие доверия граждан к национальной валюте и готовность в любой критической ситуации покупать доллары не добавила силы самой валюте.
«Когда Нацбанк вышел с интервенциями, их съели банки, потому что они понимали, что курс доллара, возможно, будет расти дальше, и раз Нацбанк предлагает «дешевые» доллары, то их надо покупать впрок, чтобы завтра на них заработать», — добавил финансовый аналитик.
Чеботарев также считает, что из-за глубокой связи экономик Казахстана и России казахстанцы будут страдать и от возможных санкций. Насколько тяжелыми будут эти санкции, пока неизвестно. От того, насколько сильно будет страдать рубль и российский рынок, зависит и ситуация с тенге.
По его мнению, повышение базовой ставки Нацбанком до 13,5 процента является временной мерой, чтобы снять ажиотажный спрос на иностранную валюту и дать поддержку тенговым активам. Логичным шагом после нормализации ситуации будет снижение базовой ставки.
При этом аналитик отметил, что в возможном усилении санкций против России в кратковременной перспективе есть и небольшие положительные моменты для казахстанской экономики. Во-первых, по его мнению, из-за падения рубля российский импорт сейчас подешевел, а это может немного снизить давление инфляции в Казахстане, однако в будущем такая ситуация поставит экономику в еще большую зависимость от России. Кроме того, если банки РФ отключат от международной платежной системы SWIFT, то дочерние компании российский банков могут заводить своих клиентов через Казахстан, улучшая таким образом банковскую систему нашей страны и увеличивая объем налогов в наш бюджет. Кроме того, возможное эмбарго со стороны США и Европы на покупку российской нефти может повлиять на рост казахстанской нефти в цене. Казахстанская нефть по цене в тенге уже стоит почти 48 тысяч за баррель, чего не было никогда в истории. Это также может помочь пополнить бюджет и Нацфонд, считает Андрей Чеботарев.
«Говоря о том, каким может быть курс тенге, можно сказать просто: он может быть любым, потому что мы не знаем, на каком этапе остановится военный конфликт и на каких позициях сойдутся его стороны», — добавил он.
Гендиректор AERC Beta и автор Telegram-канала Tengenomika Галымжан Айтказин согласен, что падение тенге в первую очередь связано с внешним давлением, которое вызвано обострением геополитической ситуации. Экономист отметил, что он и ранее прогнозировал рост такого давления на тенге. В итоге все пошло по пессимистичному сценарию. Давление резко усилилось, и это связно с давлением на экономику России, которой грозит пакет серьезных санкций, что привело к резкому падению рубля. На пике падения курс российской валюты достиг 90 рублей за доллар, что тяжело ударило по экономике ключевого торгового партнера — Казахстана.
«Из-за этого Нацбанк Казахстана был вынужден принять внеочередное решение о повышении базовой ставки. Здесь в первую очередь стоит отметить, что, несмотря на проведение сегодня валютных интервенций на сумму 104 миллиона долларов, Нацбанк все еще придерживается веерной кредитной политики, которую он проводит в рамках свободно плавающего курса тенге. Для Нацбанка важно продолжать придерживаться этой политики, чтобы сохранить наши золотовалютные резервы», — отметил автор канала Tengenomika.
По словам финансиста, он ожидает, что крупные валютные интервенции Нацбанка будут происходить только в период повышенного падения. В то же время Нацбанк повысил базовую ставку, чтобы сохранить привлекательность тенговых активов. Галымжан Айтказин отметил, что под этими активами понимаются сбережения казахстанцев в депозитах, которые после повышения базовой ставки начнут расти за счет роста депозитных ставок. Это должно немного сгладить ситуацию, вызванную падением нацвалюты с утра 24 февраля на 30 тенге по отношению к доллару.
Следующим шагом, по мнению Айтказина, может стать повышение безопасности вкладов населения, чтобы не создавать панику. Если Нацбанку удастся в дальнейшем избежать крупных валютных интервенций, то можно будет сохранить золотовалютные резервы, что очень важно для экономики.
«При такой ситуации в Украине сложно давать оценку, так как все резко обострилось. Пока неясно, стабилизируется ли эта ситуация в ближайшее время. По нашей валюте многое будет зависеть от того, какие санкции примет Запад в отношении России. Если санкции сейчас будут нарастать и они окажутся более серьезными, чем ожидалось, то это все скажется на экономическом состоянии России и, соответственно, нашей страны. Если все пойдет по худшему сценарию, то это точно отразится на нашей экономике, потому что Россия для нас остается ключевым партнером. Однако это не значит, что Казахстан прямо подпадет под санкции, потому что мы сохраняем политический нейтралитет. Важно не оказаться под «перекрестным огнем», и эффект от противороссийских санкций окажется не таким масштабным, хотя сейчас сложно предугадать, каким он будет», — отметил экономист.
По словам автора канала Tengenomika, Россия сейчас остается крупнейшим торговым партнером для Казахстана. Почти 40 процентов импорта приходится на Россию, ситуация в ней будет так или иначе отражаться на нас. Сейчас из-за того, что рубль серьезно просел, а тенге укрепился к рублю, стал более выгоден импорт из России, что также, по мнению Айтказина, может негативно повлиять на экономику. При этом Казахстан не может себе позволить разорвать экономические связи с Россией, так как это еще тяжелее отразится на экономике страны.
«Как малая экономика, мы можем только абсорбировать шоки и попытаться выйти из ситуации с меньшими потерями. Если паника на рынке сейчас спадет и подействуют меры, принятые Нацбанком, то может вырасти уверенность экономических агентов, и, возможно, что в ближайшее время мы увидим укрепление валюты. Экстренные меры, принимаемые Нацбанком, подействуют не сразу, у них есть определенный лаг. При стабилизации ситуации на рынке, скорее всего, можно будет видеть укрепление», — добавил экономист.
Напомним, что по итогам торгов за 24 февраля на Казахстанской бирже курс составил 466 тенге. По сравнению с прошлым днем казахстанская валюта ослабла к доллару на 28 тенге. Чтобы стабилизировать курс валюты, Нацбанк Казахстана повысил базовую ставку до 13 процентов, а также провел интервенции на 104 миллиона долларов.
Представитель Казахстанской фондовой биржи заявила, что курс находится под влиянием геополитической ситуации в регионе, вокруг Украины.