Эти страницы истории нам не забыть

31 мая отмечался День памяти жертв политических репрессий и голода

Как-то спросил своего давнего приятеля: откуда у него такая фамилия интересная – Богуш?

– Это же украинская фамилия? – уточняю у него.

– Нет, это польская, мои предки были из Польши, – ответил он мне.

– О, как, – удивился я, – а как же вас к нам занесло, в казахстанские степи? На целину приехали?

– Нет, спасибо отцу народов, товарищу Сталину, – ответил приятель, слегка улыбнувшись.

Уже дома, в интернете начал искать информацию про депортацию поляков. Был такой факт в истории о массовой высылке поляков в 1936-1937 годах в Казахстан из Украины и Белоруссии. Очередная волна депортации была проведена в начале Великой Отечественной войны. За этот период, в общей сложности, было депортировано почти 200 тысяч поляков.

У моей знакомой Ольги мама разговаривала на русском с небольшим акцентом. Частенько она сидела на кухне, положив голову на руки, которые держала на бадожке. «Мам, ты чего опять задумалась?», – спрашивала дочь, чтобы немного развеселить и просила ее рассказать что-нибудь из прошлого. Вот так я и узнал, что Мария Оттовна была из числа немецких переселенцев, которых в 1941 году выслали с Поволжья. Она вспоминала, как мать плакала, собирая детей в дорогу. Мария была маленькой и не понимала, куда они все вместе едут в этих странных и неудобных вагонах, зачем мать таскает с собой тяжелое одеяло, постоянно проверяет на месте ли оно. Потом их высадили где-то в Казахстане, чуть ли не в степи, так им показалось. После дороги кружилась голова, хотелось есть, а больше всего хотелось вернуться в свою родную деревню, в свой дом. Но матери пришлось почти с нуля начинать новую жизнь здесь, в Казахстане. Семья казахов пустила ее с детьми пожить у себя и помогла переселенцам построить землянку. Оказалось, что одеяло было действительно ценным – в нем были зашиты несколько золотых монеток, которые женщина старалась на рынке обменять на продукты для детей. Так, благодаря одеялу, они пережили первую страшную зиму в казахской степи. Это потом Казахстан стал родным домом, дети выросли, создали свои семьи и разъехались кто куда. Мария Оттовна так и не съездила на родину, откуда их безжалостно выгнали, но никогда не сожалела о своей жизни в Казахстане. Она только говорила: «Я же маленькая была, все вопросы решала мама, вот ей было очень страшно за нас. Очень мне ее жалко, что ей пришлось такое пережить».

Депортация народов считается одной из форм сталинских репрессий в СССР. Подчеркивается, что основными особенностями депортаций как репрессий был их внесудебный, поголовный и принудительный характер – перемещение большого количества людей в географически отдалённое и непривычное для них место.

31 мая в нашей стране отмечается День жертв политических репрессий и голода. В этот день мы вспоминаем всех, кто невинно погиб в эпоху сталинского террора. В результате политики по выявлению «врагов народа» в период с 1921 по 1954 годы в Казахстане было осуждено 100 тысяч человек, к 25 тысячам из них была применена высшая мера наказания – расстрел.

Миллионы казахстанцев стали жертвами голода в 1932-1933 годах.

На территории республики находились самые крупные лагеря структуры ГУЛАГ – АЛЖИР, Степлаг, Карлаг. За годы репрессий в лагеря Казахстана было сослано более пяти миллионов человек. По некоторым данным, общее число заключенных значительно превышает эту цифру.

В 1930-1940 годы Казахстан был местом депортации для миллионов советских граждан. Осенью 1937 года сотни тысяч корейцев, турок, иранцев, курдов и азербайджанцев были переселены в республику. Также в годы Великой Отечественной войны в страну депортировали немцев, греков, чеченцев, ингушей, карачаевцев, балкарцев, крымских татар и другие народы. Их численность оценивают в 1,2 миллиона человек.

31 мая в городском музее прошло мероприятие «Памяти серебряная нить», посвященное Дню жертв политических репрессий и голода. Его участниками стали учащиеся социально-гуманитарного колледжа имени Ибрая Алтынсарина.

В Рудном проживает более 170 человек, относящихся к категории лиц – жертвы политических репрессий.

 

Булат МУСИН,

фото автора