Почти 900 маленьких рудничан прошло в этом году обследование в психолого-медико-педагогической консультации
В Рудном долгие годы функционирует психолого-медико-педагогическая консультация (ПМПК). С 2003 года работавшая, как выездная организация, а спустя два года обрела статус КГУ.
Психолого-медико-педагогическая консультация – это организация образования, осуществляющая обследование и консультирование детей, оценку их особых образовательных потребностей (ООП), определение программы обучения и рекомендации для усвоения типа программы обучения.
Основное направление работы ПМПК – психолого-медико-педагогическое обследование детей от 0 до 18 лет с целью оценки особых образовательных потребностей. И рекомендации по их удовлетворению в общеобразовательных и специальных организациях образования, установление типа образовательной программы для ребенка с ООП, консультирование семьи по вопросам преодоления и предупреждения у ребенка отклонений в развитии. Также оказание консультативно-методической помощи педагогам, учителям, специалистам дошкольных и школьных организаций образования по определению и оказанию помощи детям с ООП.
Обследование ребенка осуществляют невропатолог и психиатр, а также дефектолог, логопед, психолог, олигофренопедагог, тифлопедагог, сурдопедагог, социальный педагог и заведующая ПМПК.
– Мы ведем совместную работу с органами образования, здравоохранения, социальной защиты с целью своевременного выявления детей с особыми образовательными потребностями. Информируем родителей об образовательных, социальных и медицинских услугах, какие могут получить их дети, – рассказала заведующая КГУ «Рудненская психолого-медико-педагогическая консультация» управления образования акимата Костанайской области Галина Ищенко. – На основе оценки особых образовательных потребностей, когда уже определен тип программы обучения (общеобразовательные или специальные классы – Примечание автора), для усвоения образовательной программы рекомендуются следующие условия: изменения учебного плана и учебных программ. Если дети обучаются в специальных классах, то рекомендуется специальная программа обучения в соответствии с категориями. Для обучающихся в общих классах, по инклюзивной форме обучения, рекомендуются индивидуальная или адаптированная программы. Также рекомендуем изменение способов оценивания результатов обучения достижений ученика, использование альтернативных, вариативных, специальных методик обучения, подбор учебников, учебных пособий, подготовку индивидуальных учебных материалов, а также выбор формы обучения, в числе которых специальный или общеобразовательный класс, кабинет психолого-педагогической поддержки, реабилитационные и аутизм-центры. Для обучения таких детей необходима безбарьерная среда и адаптация рабочего места. Имеется потребность в компенсаторных и технических средствах для детей с нарушением зрения, слуха и опорно-двигательного аппарата. В зависимости от того, в чем нуждается ребенок, оказывается соответствующая помощь, социально-педагогическая и педагога-ассистента для тех, кто имеет нарушения общения и социального взаимодействия.
После обследования в ПМПК родителям дается полная консультация и на руки выдают заключение обследования. За родителями остается выбор организации образования, где будет учиться ребенок, и выполнение рекомендаций.
Рудненская ПМПК обслуживает шесть регионов нашей области: Рудный, Лисаковск, район Беимбета Майлина, а также Денисовский, Житикаринский и Камыстинский районы. ПМПК проводит мониторинг детей с особыми образовательными потребностями, ведут учет тех, кто к ним обратился. Следят за тем, получают ли дети коррекционную помощь и имеется ли потребность в чем-либо.
На данный момент в озвученных шести регионах области проживает 3279 детей с ООП. Из них в Рудном – 1841 ребенок. Им оказываются образовательные услуги в Рудненской специальной школе для детей с ООП, а также в школах и детских садах с инклюзивными классами/группами, например, в детсадах №№ 12 и 5 сформированы группы для детей с нарушением зрения и речи. Помимо этого, в Рудном функционируют территориальный центр оказания социальных услуг «Мерей» и частный Центр развития и коррекции «ВАLA-SANA». На базе Рудненской городской поликлиники работает реабилитационный центр, оказывающий медикаментозное и педагогическое сопровождение. В школах №№ 17 и 19 открыты классы пришкольной инклюзии.
В 2023 году в ПМПК обследовали 1177 детей. С января по август текущего года – 897 человек. Динамика численности детей находится примерно на одном уровне, сильных скачков не наблюдается. Так, в 2021 году учету подлежали 3323 ребенка, в 2022 году – 3324. Сейчас 3279 человек. Много детей выходит из коррекции, переходят обучаться в общеобразовательные школы. Но в то же время достаточно вновь прибывающих детей с особыми общеобразовательными потребностями
– К сожалению, бывает, что родители не следуют нашим рекомендациям, – отмечает Галина Ищенко. – По закону они имеют право принимать или не принимать наши рекомендации. Бывает, что родители не отдают детей в школы, дошкольные организации, где могут обучать детей с ООП. И ребенок обучается в обычной школе, в обычном классе. Ему не оказывается вовремя коррекционная поддержка. И в школе не могут её оказать без заключения ПМПК, родители его не предоставили. Она оказывает ее только на основании нашего заключения. В моей практике было много случаев, когда родители упускали этот момент до последнего. Еще в раннем возрасте, согласно скринингу, диагностируют уровень развития детей от 0 до 3 лет. И детей направляют к нам, но многие родители в ПМПК не доходят. Хотя в раннем возрасте ребенка легче откорригировать, оказать ему помощь. Он быстрее её берёт, чем в более позднем возрасте. Но родители тянут до последнего. Ждут, что ребенок заговорит в три, в четыре года. И приходят, когда ему уже четыре с половиной, пять лет, а у ребёнка еще нет речи.
С какими нарушениями сейчас встречается больше всего детей?
– Самая большая категория – дети с нарушением речи. Их очень много – отмечает Галина Ищенко. – Часто приводят детей в возрасте от трех лет и до пяти, у которых неразвитая речь. А если речь не развита, то идет вторичное нарушение – задержка психического развития. Поэтому всегда говорю родителям: если заметили нарушение в речи у ребенка в раннем возрасте, не ждите, что он заговорит через полгода или год. Сразу бейте тревогу и корригируйте ребенка. Втора по распространенности категория – это дети с задержкой психического развития. Затем идут дети с интеллектуальными нарушениями. Увеличилось число детей с нарушением общения и социального взаимодействия – это дети с расстройством аутистического спектра. В меньшей степени наблюдаем детей с нарушением слуха, зрения и опорно-двигательного аппарата. Коррекция детей проводится до 12 лет. Если осуществляется грамотная, системная коррекция, то дети с задержкой психического развития «выпрямляются», и потом обучаются по общеобразовательной программе. Смотря, конечно, какой вид задержки. Может быть соматического характера, церебрально-органического характера. Если у ребенка интеллектуальные нарушения, то тут коррекции не будет. Он будет обучаться по своим возможностям и интеллектуальным способностям
Галина Ищенко говорит о сигнальных флагах, на которые родители должны обращать внимание, чтобы не упустить драгоценное время:
– В два года ребенок должен уже разговаривать полными предложениями, как с детьми, так и со взрослыми. Но если ребенок в два года только односложно говорит, показывает пальцем, заменяет какие-то слова своим языком, который могут понять родители, но не окружающие, то нужно обращаться за помощью. Министерство образования уделяет большое внимание детям с особыми образовательными потребностями, всё делается для того, чтобы они были включены в школьное обучение, были социализированы, и смогли обучаться и жить, как и все остальные.
После рекомендаций и заключения ПМПК специалисты дают срок обучения ребенку, например, два года. После чего в ПМПК нужно подойти повторно, чтобы зафиксировать динамику развития, освоения ребенком программы.
Многие родители боятся обращаться сюда. Даже просто сходить на консультацию. Слушают окружающих, ищут информацию в интернете, вместо того, чтобы узнать мнение специалистов.
– Наблюдайте за своим ребенком, сравните его поведение с другими детьми. Если заметите, что что-то не так, он испытывает какие-то трудности, то не бойтесь, не стесняйтесь обращаться за специализированной помощью. Направление детей в ПМПК осуществляется по инициативе родителей, законных представителей, организаций образования, здравоохранения. Обследование проводится в присутствии родителей. Можно прийти на консультацию и без ребенка. Мы поможем составить программу ранней коррекции, направим в дошкольное учреждение. Если дитя уже ходит в сад, то составим адаптированную программу. Чтобы к нему было больше индивидуального подхода. Так вы поможете ребенку вовремя подготовиться к школе, адаптироваться к социуму, – говорит заведующая ПМПК.
Психолого-медико-педагогическая консультация перешла на социально-педагогическую модель. В чём отличия? Раньше здесь ставили диагнозы. Сейчас нет. Определяется оценка особых образовательных потребностей ребенка, на основании которой дают рекомендации. Например, невропатолог смотрит неврологический диагноз, который может помешать в усвоении каких-то программ. В школе не смотрят и не должны смотреть на диагноз ребенка, лишь на рекомендации в обучении.
Если вас что-то беспокоит в развитии ребенка, то в любой будний день можете прийти с ним по адресу: улица Володарского, 3. Здесь ПМПК арендует помещение в Рудненской специальной школе для детей с особыми образовательными потребностями. Официальный сайт ПМПК: rudpmpk.edu.kz. Запись осуществляется через электронную очередь в программе malahit24.kz. Инструкция есть на сайте учреждения. Также можно связаться со специалистами по телефону: 7-73-26.
Консультации, рекомендации и приемы в ПМПК бесплатные.
В штате пять человек – два врача и педагоги. Открыта вакансия сурдопедагога для детей с нарушением слуха.
Иван ЛЕЩЁВ,
фото Султана СЕРТАЕВА