Проблемы и тенденции развития дошкольного образования Костанайской области обсудили педагоги в формате Съезда

Съезд педагогов дошкольного воспитания и обучения состоялся во вторник в Рудном. Это уже второе столь масштабное мероприятие в сфере образования, которое за последнюю неделю проходит в нашем городе: 11 марта проходил областной Съезд учителей казахского языка и литературы.

Участников нынешнего Съезда вновь принимал социально-гуманитарный колледж имени Ибрая Алтынсарина – учебное заведение со славной историей, которое по праву является кузницей педагогических кадров не только для родного города, но и области, страны.

К участию в Съезде приглашены около 100 педагогов дошкольных организаций из 20 населенных пунктов области.

– Это первый областной Съезд педагогов дошкольных организаций. Ранее, 25 февраля состоялся республиканский Съезд в Кокшетау, а теперь каскадно проводим аналогичные мероприятия по области. Какую цель преследуем? Озвучить проблемы и найти пути решения. А проблем в сфере дошкольного образования много. Назову основные из тех, которые были озвучены на областном Съезде: непрерывное образование педагогов дошкольного воспитания и обучения, изучение казахского языка в дошкольных организациях, сотрудничество с вузами по вопросам подготовки педкадров для дошкольных организаций. Что важно: хотим здесь же, в рамках Съезда, услышать от участников возможные пути решения этих проблем, ведь многие педагоги на своем опыте уже апробировали различные авторские программы и добились определенных результатов. И на Съезде представилась отличная возможность поделиться своими наработками с коллегами, – пояснила руководитель отдела развития дошкольного воспитания и обучения методического кабинета дошкольного и общего среднего образования Управления образования области Карлыгаш Кубеева.

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПЕРЕЗАГРУЗКА

Третий год детские сады нашей страны работают по обновленным программам. Проблемы содержания дошкольного воспитания и обучения теперь решаются инновационным подходом. В каждом населенном пункте области есть детсады, которые реализуют то или иное направление в режиме эксперимента, у каждого – свои цели и задачи, результаты.

Ознакомиться с деятельностью инновационных площадок участники Съезда могли на выставке, которая заняла весь холл социально-гуманитарного колледжа. Посмотреть здесь было на что: начиная от методических пособий и игровых элементов и заканчивая гончарными изделиями. Да-да, гончарное дело практикуется в одном из детских садов Карасуского района.

Интерес к профессиям с детских лет прививают и в рудненских садах №5 и №9 – здесь действуют экспериментальные профориентационные площадки областного уровня, по направлению медиаграмотность работает детский сад №6, бизнес и экономика – детсад №10, дизайн-мышление – детсад №12, робототехника – детский сад №14. Пилотный проект по самопознанию запущен в детском саде №8.

ДЕТСАДЫ В АВАНГАРДЕ

Ольга Костенко – методист детского сада №12 нашего города. На прошедшем Съезде она была модератором секции «Переосмысление и трансформация дошкольного образования как основа развития потенциала дошкольников». Модератором выбрана неслучайно: Ольга Валерьевна участвовала в республиканском Съезде педагогов дошкольного образования.

– Сегодня мы собрались для того, чтобы, во-первых, показать, каких успехов достигло дошкольное образование области, и в каких направлениях оно развивается. Представлены авторские программы, работа экспериментальных площадок, методики по инклюзивному образованию в детских садах, проекты по геймификации. Хочется поделиться своим опытом, методическими находками, почерпнуть что-то у коллег, – отметила Ольга Костенко.

– Если проследить развитие дошкольного образования в нашей области, то считаю, что сегодня в некоторых вопросах дошкольное воспитание идет в авангарде по сравнению со школами. Это заметно в плане экспериментальной работы, только на базе рудненских садов действуют семь экспериментальных площадок. В нашем детском саде работает областная экспериментальная площадка по внедрению технологии дизайн-мышления, это очень интересная технология, представляли ее не только на республиканском, но и международном уровне, – добавила методист детского сада №12.

Инновации – это хорошо. А помогают ли они ребенку, покинувшему детский сад, адаптироваться к школьной среде?

– Безусловно, все инновации, которые вводятся, направлены именно на повышение качества образовательного процесса и качество подготовки ребенка к школе. Вопросы преемственности со школой – немаловажный для нас фактор, и, работая в тандеме со школами, стараемся создавать ребенку такие условия, чтобы адаптация к новым условиям обучения была намного легче. Как этого достичь? Стремимся, чтобы требования и интересные педагогические приемы были схожи со школьными, только, конечно, в детском саду мы больше играем, а в школе – учат, – ответила Ольга Костенко.

В ДЕТСКИЙ САД – С ГОДА

Беседуя с участниками Съезда, интересовались, прежде всего, проблемами, которые сегодня остро стоят перед дошкольными организациями. Многие сейчас скажут, что в числе первых – заработная плата педагогов и сотрудников. Согласны, но на прошедшем Съезде этот вопрос не поднимался, говорили только о содержании воспитательного процесса.

Так вот, заведующая ясли-садом №69 Костаная Кульбарам Уразбекова подняла такой вопрос:

– В Казахстане в скором будущем будет внедряться новая модель раннего развития детей, она уже утверждена Министерством образования и науки, – в детский сад ребенок будет зачисляться с одного года. Думаю, что здесь и столкнемся с проблемами, так как в наших детских садах нет соответствующей материально-технической базы. Когда были на республиканском Съезде педагогов дошкольного образования в Кокшетау, озвучивался вопрос ввести в подушевое финансирование именно материально-техническую базу для детей раннего возраста, то есть от года. Ведь нам нужно создавать условия для малышей, а это повлечет и изменение штатного расписания. По большому счету, мы уже готовы к таким изменениям. К примеру, в Костанае есть один государственный детский сад и один – частный с размещением госзаказа, в которые детей принимают с года. Работают они неплохо, а главное – дети этого возраста хорошо адаптируются. И если отрегулировать вопрос с укреплением материально-технической базы, то процесс внедрения модели раннего развития детей пройдет с положительной динамикой.

В детский сад с года – идея хорошая, и не новая, в советское время женщины отдавали своих малышей в ясли и с трех месяцев, кто-то – с полугода. А сегодня такая мера для многих родителей станет практически спасением. Ведь пособие по уходу за ребенком у нас выплачивают только год, и после этого родители сталкиваются с проблемой: как содержать ребенка? Выйти на работу могут далеко не все мамы, потому что не с кем оставить ребенка. Частный сад или няня – услуги весьма дорогостоящие. Проблема усугубляется, если женщина растит ребенка одна, а таких в стране немало. Поэтому, конечно, многие с радостью воспользуются возможностью отдать ребенка в детский сад с одного года. И педагоги видят в этом плюсы – раннее развитие, социализация детей. Только, конечно, необходимо адаптировать наши детсады для столь юных воспитанников.

МОЛОДЫЕ ПЕДАГОГИ УХОДЯТ КРАСИТЬ НОГТИ, ПОТОМУ ЧТО В ДЕТСАДАХ ПЛАТЯТ МАЛО

На съезде много говорилось о качестве подготовки педагогических кадров для детских садов. Мы побеседовали с Ириной Гришиной, которая преподает спецдисциплины отделения «Дошкольное воспитание и обучение» социально-гуманитарного колледжа имени Ибрая Алтынсарина.

Она отметила, что специальность открыта в колледже с 2005 года, набор идет каждый год: есть и бюджетные, и коммерческие места, очное и заочное отделение. Срок обучения – четыре года, практики проходят со второго курса, за это время студенты успевают поработать с детьми всех возрастных групп.

– Прежде чем отправить студентов на учебную практику, в течение недели идет ознакомительный этап, то есть мы готовим их для работы на производстве. После этого студенты направляются в детские сады города и области, где проходят практику в течение трех недель: проводят занятия с детьми, готовят конспекты занятий, составляют картотеки различных игр, то есть работают в качестве воспитателя. На практике за каждым студентом закрепляют наставника, который по окончании практики дает ему характеристику и ставит оценку. На четвертом курсе проходит преддипломная практика, она длится шесть недель, – пояснила преподаватель спецдисциплин РСГК.

Ирина Гришина отмечает, что трудоустройство новоиспеченных специалистов в сфере дошкольного образования составляет 100 процентов. Вместе с тем, как утверждают участники Съезда – а это опытные работники, заведующие детскими садами, приступив к работе, надолго молодые специалисты не задерживаются.

– Объем работы – большой: работа с детьми, с родителями, отчетность, а зарплата – маленькая. Поэтому не все наши студенты продолжают работу в детских садах. Конечно, нарабатывая опыт, получая категории и высшее образование, зарплата растет, но поначалу она невелика, поэтому и наблюдается такой большой отсев. От многих выпускников слышала такое: «Лучше буду ногти или брови делать, там больше зарплата», – констатирует Ирина Гришина.

Еще на один момент обратила внимание Ирина Гришина: окончив колледж или вуз, любой выпускник, устроившись на работу, сталкивается с нехваткой опыта. И его ничем не заменишь, даже производственными практиками.

– Опыта выпускникам, разумеется, не хватает. Но он приобретается только в процессе работы, никак иначе, все приходит с годами. Было бы желание. Конечно, поначалу совсем нелегко, но потом включаются в работу. И было очень приятно сегодня на Съезде увидеть наших выпускников, которые сегодня являются уже достаточно опытными специалистами.

… В этом году на очном отделении РСГК по специальности «Дошкольное воспитание и обучение» выпускается 18 человек. Очень хочется верить, что, придя в профессию, они в ней останутся.

Елена ВОРОНИНА

газета «Рудненский рабочий»

подпись: Ольга Костенко (на фото справа) знакомит коллег с опытом работы инновационной экспериментальной площадки
по внедрению технолигии дизайн-мышления в детском саде №12

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *