Пять лет в Рудном работает кабинет психолого-педагогической коррекции. Как здесь помогают особенным детям?
Каждый ребенок заслуживает внимания, понимания и возможности развиваться в своем темпе. В кабинете психолого-педагогической коррекции этот принцип воплощается ежедневно: здесь помогают детям с особыми потребностями преодолевать трудности, учиться, общаться, выражать свои мысли и верить в собственные силы.

Кабинет начал свою работу в сентябре 2020 года. Изначально функционировал как структурное подразделение Костанайского кабинета коррекции, а в апреле 2021 года стал самостоятельной организацией. Это специальное учреждение, находящееся в подчинении управления образования акимата Костанайской области.
Услуги предоставляются детям в возрасте от 0 до 18 лет, однако, основная часть получателей – дети от 2 до 7 лет. Здесь работают с разными диагнозами, такими, как задержка психического развития, расстройство аутистического спектра, нарушения опорно-двигательного аппарата, легкая умственная отсталость и другие.
– Чтобы записаться на занятия в наш кабинет, дети сначала проходят психолого-медико-педагогическую консультацию. На основании ее заключения выдается рекомендация на посещение нашего кабинета. После этого дети зачисляются через программу «Malahit-24». Мы ведем аккаунт в Instagram, где ежемесячно публикуем информацию о том, как записаться к нам, какие документы необходимы, а также пошаговую инструкцию по работе с программой «Malahit», – рассказывает заведующая кабинетом психолого-педагогической коррекции Елена Перцева.
По словам Елены Михайловны, перед началом занятий дети приглашаются на командную оценку, где определяется их навыки, возможности и потребности. Затем заключается договор с родителями, в котором оговариваются условия посещения. Родители обязаны информировать о причинах отсутствия ребенка, так как регулярность занятий напрямую влияет на эффективность помощи.
– Наши занятия проводятся бесплатно, так как это государственная услуга, – подчеркивает Елена Перцева. – Но важно отметить, что дети, посещающие наш кабинет, не могут одновременно посещать государственные коррекционные сады или классы, так как это будет считаться двойным получением государственной услуги. То есть наши маленькие воспитанники посещают исключительно наш кабинет.
Занятия здесь в основном индивидуальные, хотя по уставу предусмотрены также групповые и подгрупповые форматы. Однако, учитывая сложность детей, специалисты сосредоточены именно на индивидуальной работе. У большинства детей наблюдаются не только основные нарушения, но и сопутствующие. Основная категория – это дети с расстройствами аутистического спектра, поэтому индивидуальный подход наиболее эффективен.
Продолжительность курса составляет от трех месяцев до года. Например, спустя полгода собирается команда специалистов, чтобы оценить прогресс ребенка. Каждый высказывает свое мнение о динамике: какие улучшения наблюдаются, есть ли регресс. Если результаты не соответствуют ожиданиям, договор с родителями продлевается, и ребенок продолжает занятия. Максимум пролонгировать договор можно на год. То есть ребенок может посещать занятия в течение года. После этого его отчисляют, но родители могут снова поставить ребенка в очередь и заново зачислить его, пока действует срок заключения ПМПК.
В данный момент занятия кабинета посещают 35 детей, а в очереди находятся пять человек.
– Ранее у нас было до 40 детей, но пришли к выводу, что лучше работать с меньшим числом детей, чтобы обеспечить более качественную помощь, – поясняет Елена Перцева. – Работаем по расписанию. Одно занятие длится 30 минут, между занятиями предусмотрен пятиминутный перерыв. В день ребенок может посещать до трех занятий, больше не выдерживает, так как устает, и процесс становится неэффективным. Стараемся чередовать занятия: например, дефектолог-психолог помогает развивать навыки самообслуживания и психологической поддержки, а инструктор по физической культуре проводит занятия для раскрепощения и физической активности. Бывают случаи, когда ребенок посещает только два занятия в день – это зависит от его состояния и особенностей развития. Многие дети приходят к нам с нарушениями мелкой моторики, не умеют застегивать пуговицы. Активно работаем с родителями, чтобы помочь ребенку освоить новые навыки.
Каждый специалист разрабатывает индивидуальную развивающую программу для каждого ребенка. После каждого занятия специалисты информируют родителей о том, чем занимались, каких результатов достиг ребенок, и дают рекомендации для занятий дома. Также проводятся родительские собрания, лекции и групповые консультации, где педагоги делятся советами.
Асем Дүйсенова приводит сына Айбара сюда второй год. Мальчику четыре года, у него расстройство аутистического спектра. Мама отмечает, что его состояние после занятий улучшилось.
– Сегодня у нас последнее занятие в этом году. Мы живем в поселке Качар, дорога нелегкая, а скоро зима, поэтому берем перерыв, – рассказывает она. – У Айбара есть прогресс. Раньше на занятиях возникало много трудностей, он часто плакал. Сейчас даже если плачет, всё равно продолжает заниматься. Пока не разговаривает, но уже понимает обращенную речь, выполняет просьбы, самостоятельно ходит в туалет. Иногда занимается два раза в неделю, иногда один. Посещает здесь занятия физкультурой, психолога и дефектолога. Когда ребенок начнет говорить, добавят логопеда. Хочу выразить огромную благодарность всем специалистам кабинета коррекции, большое вам спасибо! В следующем году мы снова сюда придем. Кроме этого, каждые три месяца сын проходит реабилитацию в центре «Қамқорлық» при Рудненской городской больнице. На комиссии нам порекомендовали оформить инвалидность, сказали, что это обеспечит дополнительную поддержку. Планируем подать документы следующим летом, когда сыну исполнится пять лет.
Александр Макарычев работает в кабинете психолого-педагогической коррекции инструктором по физической культуре. Его основной задачей является помощь детям в достижении уровня физического развития, соответствующего их возрасту.
– Работаю с детьми с разными диагнозами, которые, как правило, включают совмещенные умственные и физические нарушения. Среди наиболее распространенных проблем – плоскостопие, нарушение осанки и общее отставание в физическом развитии, – рассказывает он. – Нередко дети приходят абсолютно неподготовленными: не умеют прыгать, метать предметы, принимать и передавать мяч, подниматься по лестнице или шведской стенке. Причины могут быть как медицинскими (например, задержка психического развития, РАС), так и связанными с общим отсутствием физической активности. Работа с детьми с особыми потребностями требует индивидуального подхода. Некоторые дети не понимают обращенную речь, не могут выполнять упражнения по показу или психоэмоционально не готовы к нагрузкам. Приходится искать способы, чтобы мотивировать их и добиться выполнения необходимых действий.
Упражнения подбираются индивидуально, в зависимости от состояния ребенка. Стремимся научить детей базовым прикладным навыкам, необходимым для полноценной жизни.
Специалист отмечает, что уровень развития у детей может сильно различаться: кто-то в три года уже осваивает определенные навыки, а кто-то не справляется с ними даже в семь лет.
– Наша задача – помочь таким детям адаптироваться, скорректировать их поведение и научить базовым навыкам, чтобы они могли самостоятельно справляться с повседневными задачами. Роль родителей в этом процессе крайне важна. Работа с ними ведется постоянно, однако понимание есть не всегда. Стараемся объяснять: если вы хотите увидеть результат, занятия с ребенком должны продолжаться дома. Двух занятий в неделю недостаточно. Если ребенку назначены упражнения или процедуры, например, массаж, его нужно выполнять ежедневно. На занятиях мы показываем комплекс упражнений, которые родители могут повторять дома. По прогрессу ребенка всегда видно, работают ли родители с ним вне занятий, – добавляет Александр Макарычев.
Педагог-психолог кабинета коррекции Татьяна Жук, рассказывая о своей работе, говорит, что самым сложным является объяснить родителям, что у их детей нет болезни. Речь о детях с РАС.
– РАС – это особенность развития нервной системы, которая делает ребенка уникальным. Родителям важно это осознать и принять, понять, что их ребенок никогда не станет нормотипичным. Большинство детей, с которыми мы работаем, имеют такие особенности, – отмечает Татьяна Жук. – Родители часто приходят к нам с надеждой, что после занятий их ребенок сможет пойти в обычную школу, начнет говорить и общаться, как другие дети. Особенно часто обращаются с просьбой «запустить речь», так как дети долгое время не разговаривают. Но, к сожалению, этого не происходит. Мы не медицинское учреждение, и даже медицина не может гарантировать таких результатов, ведь это не болезнь. Самое сложное – донести до родителей, что их ребенок такой, какой есть, и его нужно любить и принимать таким. А родители ставят завышенные ожидания, ждут чуда или волшебной таблетки. Я понимаю их боль и отчаяние, но важно научиться принимать своего ребенка, жить дальше, радоваться моментам, находить общий язык и строить гармоничные отношения. Сейчас таких детей становится всё больше, и принятие – это первый шаг к тому, чтобы помочь ребенку и себе. Результат во многом зависит от того, насколько родители придерживаются наших рекомендаций дома. Если они работают с ребенком, выполняют все советы, то результаты, как правило, хорошие. Если же родители просто приводят ребенка на занятия, но дома ничего не делают, то ожидать значительных успехов не стоит.
– Когда родителям стоит обратить внимание на отклонение в развитии ребенка?
– Замечать особенности в развитии ребенка можно практически с рождения. Если новорожденный не проявляет эмоций, не улыбается, не реагирует на звуки или на обращение к нему, это уже повод задуматься. Обычно младенцы начинают проявлять эмоции с первых месяцев жизни: улыбаются, издают звуки, реагируют на голоса родителей. Если этого нет, стоит обратить внимание на дальнейшее развитие ребенка.
Еще один тревожный сигнал – отсутствие реакции на имя, отсутствие привязанности к маме, равнодушие к игрушкам и играм с другими детьми. Если ребенок не проявляет интереса к окружающему миру и людям, это может быть первым звоночком, чтобы обратиться к специалистам. Важно не игнорировать такие проявления, а вовремя начать наблюдение и при необходимости получить профессиональную помощь, – ответила Татьяна Жук.

Специалисты кабинета коррекции отмечают: при первых признаках отклонений в развитии ребенка нужно как можно раньше обратиться в ПМПК или поликлинику. Врачи направят ребенка в ПМПК, а затем – в кабинет коррекции.
Работа кабинета психолого-педагогической коррекции – это не просто помощь детям с особыми потребностями. Это ежедневный труд команды специалистов, которые верят, что даже маленький шаг вперед уже большое достижение.
Булат МУСИН,
фото «Rýdnyi media»



