В школе №17 сформирована комплексная система поддержки учеников с особыми образовательными потребностями
Работа с детьми, которые нуждаются в особых условиях обучения, требует от школы продуманной организации и постоянного сопровождения. В школе №17 сформирована комплексная система поддержки таких учеников: здесь работают специальные классы, в обычных группах применяются адаптированные программы, задействованы педагоги-ассистенты, а с 2019 года функционирует кабинет помощи детям.
– В каждом специализированном классе обучается от 8 до 12 учеников, что позволяет уделять внимание каждому ребенку, – рассказывает заместитель директора по инклюзивному образованию Наталья Фролова. – В общеобразовательных классах также обучаются дети с задержкой психического развития и сочетанными диагнозами. Для них предусмотрены адаптированные программы и постоянное сопровождение педагога-ассистента. Дополняет эту работу кабинет поддержки, где дети получают дополнительную помощь. Кабинет поддержки создан для оказания дополнительной помощи детям с аутистическим спектром и тем, кто нуждается в сопровождении педагога-ассистента.
Основная задача педагогов заключается в формировании учебного поведения ребенка, настройке его на урок, а также своевременной реакции на нежелательные моменты – усталость или эмоциональное напряжение. В таких случаях ребенок может временно покинуть урок, чтобы отдохнуть, переключиться и успокоиться в кабинете поддержки. Если учебное поведение ребенка, особенно первоклассника, еще не сформировано, он может оставаться в кабинете поддержки для дальнейшей работы с педагогами.
– Наши первоклассники посещают уроки, успешно выдерживая два занятия подряд. Однако на третьем и четвертом уроках им требуется дополнительная поддержка, поэтому они совмещают учебу с занятиями в кабинете поддержки. Этот кабинет создан не только для детей с нарушениями аутистического спектра, но и для всех, кто нуждается в помощи узких специалистов. Ребята приходят к нам после прохождения ПМПК, где указаны необходимые специалисты, и мы предоставляем им коррекционно-развивающие занятия, проводим специальные беседы с детьми и их родителями, а также обеспечиваем необходимую психологическую поддержку. Все условия созданы для того, чтобы дети находились под вниманием, как педагогов, так и узких специалистов, – говорит Наталья Фролова.
В данный момент в школе обучается 140 детей, нуждающихся в помощи узких специалистов и особом внимании. В штате имеются педагоги, ассистенты, психологи, дефектологи и логопеды. Но при этом остается потребность в специалистах.

– Наши педагоги работают со всеми детьми без исключения. Если узкий специалист должен охватывать до 12 детей с особыми образовательными потребностями, то для остальных учащихся мы формируем группы и подгруппы по схожести диагнозов и нарушений. Это позволяет организовать занятия наиболее эффективно и индивидуально подходить к каждому ребенку, – рассказывает Наталья Борисовна. – Для этого созданы специальные условия, включая кабинеты службы психолого-педагогического сопровождения. В прошлом году мы полностью оборудовали кабинет, приобретя специализированные дидактические материалы. Частично был укомплектован кабинет Монтессори, который предоставляет широкие возможности для занятий математикой, обучения грамоте и речи.
Также в прошлом году был полностью оборудован кабинет сенсорной интеграции. Здесь могут отдыхать не только дети, которым необходимо переключение внимания, но и учащиеся из любых классов, включая общеобразовательные.
Особое внимание уделено условиям для учеников с особыми образовательными потребностями. На первом этаже, где располагаются классы первых, вторых и третьих ступеней для таких детей, создана полностью адаптированная среда. Здесь дети могут выполнять задания в игровой форме, а после завершения работы, или раньше других, переходить в зону отдыха. Смена деятельности и возможность расслабиться становятся для них дополнительным стимулом и поддерживают мотивацию к обучению.
– Дети, находящиеся под сопровождением педагогов и ассистентов, также посещают уроки, – продолжает Наталья Фролова. – Если ребенок способен провести хотя бы 15-20 минут без помощи ассистента, тот постепенно отходит и садится позади ребенка. Затем мы начинаем формировать у ребенка навыки самостоятельной работы, когда он слушает учителя и выполняет задания без посторонней помощи. Ассистент может даже выйти за пределы класса, что позволяет перейти к частичному сопровождению. На первом и втором уроках ребенок уже может находиться один, а педагог-ассистент в это время ожидает его в репетиционной зоне, сопровождая только на переменах. Практика показывает, что при постепенном снижении зависимости от ассистента ребенок быстрее адаптируется к классу, социализируется, общается с одноклассниками, воспринимает и слушает учителя. Таким образом, он начинает полагаться не на педагога-ассистента, а на себя и своих одноклассников.
На вопрос о том, какого максимального эффекта можно достичь в развитии и коррекции ребенка благодаря раннему сопровождению, Наталья Борисовна отмечает: школьная практика показывает, что в начальных классах многим детям бывает сложно адаптироваться. Особенно это касается учеников с особенностями переработки информации. Без поддержки педагога-ассистента таким детям трудно выдерживать урок, взаимодействовать с одноклассниками и полноценно включаться в учебный процесс. У части из них наблюдаются выраженные поведенческие проявления, сниженная потребность в общении, а иногда полное отсутствие речи. В этих ситуациях педагог-ассистент становится тем звеном, которое помогает ребенку услышать учителя, заметить других детей и начать с ними контактировать.
При этом, подчеркивает Наталья Борисовна, важно соблюдать баланс. Ассистент не должен превращаться в опекуна или выполнять задания за ребенка. Его задача – формировать навыки самостоятельности. Постепенно педагог отходит на второй план, позволяя ученику справляться с заданиями самому. Особенно заметен этот прогресс к четвертому классу, когда дети становятся более уверенными и самостоятельными.
– Не всегда мы наблюдаем поддержку со стороны родителей. Иногда это проявляется в гиперопеке, когда они боятся отпустить ребенка. Однако мы видим, что многим детям нравится быть с нами, они взаимодействуют с одноклассниками, и их окружающие это замечают. Ребенок уже готов работать самостоятельно, но мама пока не готова отпустить его. В таких ситуациях важно найти подходящие слова, чтобы донести информацию до родителей, – подчеркивает Наталья Фролова.
Жанна Ищанова – мама первоклассника. У ребенка диагностирован синдром дефицита внимания и гиперактивности. Она сама педагог с 17-летним стажем и отмечает, что в школе №17 созданы образовательные программы, полностью адаптированные под индивидуальные потребности каждого ребенка.
– Мой ребенок посещает обычный класс. Иногда, если проявляется гиперактивностьили усталость, он может перейти в специальный класс для отдыха и игр, а затем вернуться к учебе. Поступил в школу на основании рекомендаций невропатолога и педиатра. Учебный год начался недавно, но изменения уже заметны: ребенок с удовольствием идет в школу, дома проявляет самостоятельность, решает задачи и выполняет задания без помощи – это очень радует.
В школе №17 также есть дети, которые по разным причинам обучаются на дому. Для них постепенно внедряются более современные и удобные формы дистанционного обучения.
– Мы применяем комбинированный подход в обучении, интегрируя детей в школьную среду, чтобы они могли учиться рядом с одноклассниками. Ведь каждый ребенок имеет право быть частью школьного коллектива, независимо от сложности его особенностей, – объясняет Наталья Фролова. – Наша задача – помочь им адаптироваться и создать условия для полноценного обучения. Когда ребенок приходит к нам, мы внимательно изучаем его индивидуальные особенности. Не потому, что он особенный или с ним что-то не так, а чтобы понять, как мы можем помочь, какие изменения внести в школьную среду, чтобы она стала комфортной именно для него.
В качестве примера приведена история 10-летней Айару Уразинбетовой с нарушением зрения. Ранее она училась в коррекционной школе. А сейчас учится в школе №17 на домашнем обучении.
– С момента перехода Айару в нашу школу мы начали подготовку педагогов для нее: десять учителей прошли обучение основам тифлопедагогики у специалистов фонда «Дара». Наши педагоги освоили методику Брайля, чтобы эффективно работать с незрячими детьми, – говорит Наталья Фролова.
Фонд «Дара» также поддержал проект школы, предоставив средства для приобретения учебных материалов и пособий. Были закуплены тифлолитература, художественные книги и учебники как для педагогов, так и для учеников.
Булат МУСИН,
фото Султана СЕРТАЕВА