Александра Ивановна родилась в Красноуфимске – небольшом городе в Свердловской области. На тот момент там было всего два средне-специальных учебных заведения – сельхоз техникум и педагогическое училище. Выбор профессии был очевиден. А еще желание стать непременно учителем сложилось из личных впечатлений, они родились после знакомства со столичными учителями.
Дело в том, что после войны, Александра Ивановна хорошо помнит то время, в дом по соседству заселились две учительницы с маленьким мальчиком, их эвакуировали в Красноуфимск, где они потом и остались.
– Учительницы жили рядом, мы познакомились, они очень часто приглашали меня посидеть с мальчиком. И я приходила к ним. Они были такие, мне казалось, обворожительные, фантастические, у них были шляпки, перчатки, зонтики. Мы этого ничего не видели, не знали. И инструмент музыкальный у них был, и библиотека. И мне тоже захотелось такой стать. А вообще, с удовольствием, с полным удовлетворением отработала всю жизнь. Мне кажется, предопределение было такое, я была подготовлена к этой работе. Во-первых, я человек очень любознательный, все хотела познать, всем занималась – пела в хоре, участвовала в танцевальном коллективе, пыталась спортом заниматься, старалась много читать. Вот так пришла к учительской профессии.
Единственное, о чем сейчас немного сожалеет, что не поверила своим учителям: после окончания с отличием Красноуфимского педучилища она была направлена для дальнейшей учебы на физмат. А поступила на филфак.
– Здесь я ошиблась. Не поверила своим учителям. Все-таки склад мышления у меня точный, логичный, не художественный, не образный, это я потом уже определила. Поэтому, может быть, было бы легче и результативнее работать математиком, а не филологом, – говорит собеседница.
Как бы то ни было, 36 лет Александра Ивановна посвятила учительству, плюс 11 лет училась профессии.
– После Красноуфимского педагогического училища окончила государственный университет имени Горького в Свердловске, теперешнем Екатеринбурге. С супругом Георгием Ивановичем поженились на пятом курсе. Когда оканчивали университет, по распределению нас направили на работу в Казахстан, в Кустанайскую область, в Введенскую среднюю школу. Был 1956 год, когда мы приехали в Казахстан, как раз поднималась целина. Что сказать? Конечно, степь Кустанайская меня поразила, тогда был богатейший урожай, колосья пшеницы доставали до груди, они колыхались, как море. И были большие ковыльные поляны. А у нас на Урале – лесная зона, и, конечно, всем увиденным была очарована, – вспоминает приезд на казахстанскую землю Александра Ивановна.
Учителей в Введенке в то время было немного, а с высшим образованием и подавно. Так что Георгию Аксёнову приходилось даже выезжать в окружающие деревни на прием аттестатных экзаменов. В Введенке учительская чета Аксёновых проработала шесть лет.
А потом Аксёновых перевели в Мендыгаринское педагогическое училище – ныне Рудненский социально-гуманитарный колледж имени Ибрая Алтынсарина. Здесь Александра Ивановна отработала 30 лет, свыше 20 лет – заместителем директора по учебно-производственному обучению. И те знания, которые получила в Красноуфимском педагогическом училище и в педуниверситете, старалась перенести, внедрить в работу Мендыгаринского педучилища.
В 1992 году Александра Аксёнова ушла на пенсию. С каким чувством проходило расставание с работой?
– Вот сейчас встает вопрос о том, должны ли люди работать после 60 лет. Вы знаете, когда уходила на пенсию, чувствовала в себе силы работать и дальше. Мне казалось, что уже и опыта набралась, и общению с людьми до некоторой степени научилась. И мне кажется, я бы еще могла работать. Но время было тяжелое, разруха. И в педучилище резко сократился прием, и очень многие преподаватели были просто уволены, – вспоминает собеседница.
А за счет чего удалось сохранить педагогическое училище?
– Это уже было без меня. Но знаю, что директору Суймекову Досмагулу Еслямовичу пришлось перестраивать структуру училища. Была открыта масса новых специальностей, начали обучать поваров, юристов, учителей физкультуры, учителей дошкольного воспитания. Поэтому тогда педучилище и переименовали в социально-гуманитарный колледж имени Ибрая Алтынсарина. Но все же считаю, что нам, доперестроечному коллективу, повезло: мы не распылялись, а готовили специалистов в основном по одной профессии – учитель начальных классов с русским и казахским языком обучения, попутной профессией у них была профессия пионерского вожатого, – отвечает Александра Аксёнова.
Интересно сложились обстоятельства приезда Аксёновых в Рудный, где они живут с 1974 года.
– В поселке Боровское, где располагалось Мендыгаринское педучилище, была мала производственная база, в поселке было всего две средних школы, начальных классов и того меньше. А набор в педучилище стал увеличиваться, и встал вопрос о переводе училища в больший район или город. Выбор пал на город Рудный, тут постарался директор педучилища Василий Семенович Макотченко. В то время в городе шло активное освоение рудного месторождения. Кстати, когда еще работали в Введенской школе, попытались устроиться в Рудный, приезжали сюда, но в гороно нам сказали: «У нас специалисты-горняки приезжают с женами-учителями, очередь». Никакой надежды остаться в городе тогда у нас не было. А вот вместе с педучилищем переехали в Рудный, получили квартиру, в которой до сих пор и живем, – рассказывает Александра Ивановна.
Коллектив педучилища на новом месте, по сути, создавался заново, в Рудный из Мендыгары переехали немногие преподаватели, как говорится, в Тулу со своим самоваром не ездят.
– В Рудном, практически с нуля, шла организация работы педучилища. Тогда оно называлось Рудненское педагогическое училище имени Ибрая Алтынсарина. А имя Алтынсарина училищу присвоили еще в Боровском, мы ездили по местам Алтынсарина, по музеям, собирали материалы, стенды оформляли, – вспоминает Александра Аксёнова.
Как Рудный принял Аксёновых со второй попытки?
– Город нас принял чудесно. Во-первых, выделили квартиры всем преподавателям, кто приехал из Боровского. О крыше над головой уже не беспокоились. Хочу добрые слова сказать в адрес Кулаева Эмбека Степановича, заведующего городским отделом народного образования, до сих пор ему благодарна. Человек с государственным умом, он понял необходимость для города в новом учебном заведении, поддерживал меня в организации педагогической практики – были выделены лучшие школы и учителя Рудного, даже расписание в школах было перестроено с учетом наших пожеланий, – отвечает Александра Аксёнова.
А вот с учителями, с коллективом поначалу было не очень комфортно работать. Потому что в педучилище пришли люди из разных школ, было очень много опытных педагогов, отличников просвещения.
– А мы приехали из деревни. И к нам, конечно, сначала относились немного со снисхождением. Но потом все-таки сформировался хороший коллектив, – добавляет Александра Ивановна.
Наша собеседница родилась 9 мая, в День Победы. Александра Ивановна вспоминает:
– Я закончила первый класс в 41-м году. Хорошо помню то время, пусть и по-детски. Помню, как собирались соседки, все готовили своих сыновей, мужей в армию. Плакали. Но у всех почему-то была убежденность, что это все ненадолго. И наша семья очень волновалась: дяде пришла повестка, а он где-то далеко рубил дрова, заготавливал на зиму. Ему рассказали о повестке, и он пешком шел домой, и разрезал себе ногу. И мы переживали: вдруг подумают, что это он нарочно сделал. Быстро его вылечили, и он ушел. Отвоевал финскую войну. Мама нас воспитывала одна, но знаю, что отца тоже забрали и с войны он не вернулся. Помню голод в то время, отекали ноги, особенно в первое время, мы ведь не были приспособлены к таким условиям жизни.
Когда стала постарше, класс пятый, шестой, отправляли на расчистку железнодорожных разъездов от снега. Летом ездили в близлежащие колхозы на прополку, копку картофеля, на окучивание.
– В войну наш Красноуфимск был в глубоком тылу. Но мы тоже настрадались. Рано начала зарабатывать. У нас было очень много эвакуированных. Помню, в 1943 или может в 1944 году в соседский дом заселили семью из Ленинграда, у них была девочка моих лет и маленькая, лет пяти. Они были в ужасном состоянии, как скелеты. До сих пор помню их огромные глаза и ничего на лице, совершенно никаких мышц. Маленькая девочка в конце концов не выжила. А со старшей потом дружили, переписывались одно время, когда они уехали, – рассказывает Александра Ивановна.
Родиться в День Победы – воспринимает ли Александра Аксёнова это как некий знак или просто совпадение?
– У меня было особое ощущение в день рождения один раз, когда мне исполнилось 13 лет в 1945 году, и когда все узнали, что именно в этот день закончилась война. И для меня это был, конечно, необыкновенный подарок. Тогда все радовались, ждали своих родных с войны.
За плечами Александры Аксёновой не только годы, но и опыт, люди, с которыми многое пережито, многое создано. Всегда старалась жить так, чтобы не навредить окружающим. Это было сложно, ведь занимала административную должность, требовала результатов от подчиненных. Приходилось быть жесткой. Но на личности никогда не переходила. Она убеждена: если указывают на недостатки, значит, есть возможность их исправить.
Елена ВОРОНИНА