В 2006 году в школе №17 открылись коррекционные классы, тогда произошло соединение двух школ – 17-й и 19-й. В этих классах обучались дети с нарушением поведения, а также те, кто по каким-то причинам не получал образование ранее.
По отношению к учащимся коррекционных классов применялось понятие «задержка психического развития», применяется оно и сейчас, с той разницей, что на смену коррекционным классам пришли специальные классы. Дети обучаются в специальных классах по направлению ПМПК – психолого-медико-педагогической консультации.
Подробнее о процессе обучения детей с особыми образовательными потребностями рассказала заместитель директора по учебной работе школы №17 Людмила Зюнева.
– Ребенок с особыми образовательными потребностями может обучаться не только в специальном классе, по желанию родителей он может обучаться и в общеобразовательном классе – по принципу инклюзии. На данный момент в нашей школе 10 специальных классов, где обучается 87 детей, и 23 ребенка учатся в общеобразовательных классах. В общей сложности, у нас насчитывается 110 детей с особыми образовательными потребностями. В специальных классах дети обучаются по типовому учебному плану, в котором прописано, что у них задержка психического развития, а дети со справками от ПМПК в общеобразовательных классах обучаются по обычному типовому учебному плану, но на каждого из них учителем составляется индивидуальная, адаптированная учебная программа. В общеобразовательных классах может обучаться не более двух детей с особыми образовательными потребностями. А в специальном классе наполняемость не более 12 человек.
– Кроме названия классов, что еще поменялось в системе обучения детей с ЗПР?
– Изменился типовой учебный план. Помимо инвариантной (обязательной части программы) и вариативной (факультативные занятия) частей, в специальных классах введен коррекционный компонент, он включает в себя такие предметы, как социально бытовая ориентировка с пятого класса, коррекционная ритмика в первом классе, работа с логопедом с первого по пятый классы. Совсем недавно – 12 января 2022 года вышли правила психолого-педагогического сопровождения, в которых прописано, что на всех учащихся специальных классов составляются коммуникативные паспорта. В коммуникативный паспорт входит: характеристика, которую ребенок самостоятельно на себя составляет; характеристика родителя, в которой он рассказывает об особенностях ребенка, если у него имеется инвалидность, то прикладывается соответствующая справка; все диагностики специалистов и служб сопровождения – классного руководителя, педагога-психолога, дефектолога, социального педагога, учителей-предметников. По итогам наблюдения за ребенком собирается педагогический консилиум и на обучающегося составляется характеристика. Тогда мы и решаем: как лучше обучать ребенка, какие методы и формы применять.
Точно такой же паспорт составляется и на ребенка, который обучается в общеобразовательном классе, но в него входит еще и индивидуальная программа обучения. Если в специальном классе дети уже обучаются по другому типовому учебному плану, то в общеобразовательном классе для учащихся с особыми образовательными потребностями программа адаптируется. И помимо характеристик специалистов учителя-предметники тоже составляют характеристики на обучающихся. По итогу педконсилиума выявляется, что ребенку, допустим, сложно дается математика, и тогда учитель математики пишет адаптированную программу для него. Цель урока в данном случае определяется как достижение ребенка: если он не достигает цели в течение четверти, то учитель может перенести ее на следующую четверть, пока ребенок этой цели не достигнет. Если сравнивать ситуацию с детьми без особых образовательных потребностей, то они идут по программе безостановочно, а в случае с детьми с особыми образовательными потребностями пока они не возьмут базовый уровень знаний, учитель может с ними дальше не двигаться по программе.
– А если учебный год подходит к концу, но базовый уровень так и не достигнут, что тогда?
– У детей без особых образовательных потребностей расширенные знания, а дети с особыми образовательными потребностями должны получить базовый уровень. То есть какие-то задания им можно не давать. Но всё это опять-таки прописывается после заседания педконсилиума, составляется программа и утверждается документально. Нет такого, что учитель захотел и сделал.
– Расскажите о роли и позиции родителей детей, которые обучаются в специальных классах.
– Если в раннем возрасте (пять-шесть лет) у ребенка определяются какие-то нарушения, как правило, многие родители не принимают данный факт. В этом и заключается, пожалуй, основная сложность для работы педагога. Как убедить родителя, что им действительно нужно обратиться в ПМПК для определения образовательного маршрута ребенка? Ведь справка нам нужна не ради справки, а для того, чтобы мы знали, какая работа должна вестись с этим ребенком, в чём у него нарушения, на что педагогам обратить внимание, нужен ли ребенку логопед или дефектолог, психолог или индивидуальное сопровождение. Начинаем наблюдение за ребенком, задействуется вся психолого-педагогическая служба школы. Оценку каждый специалист выдает на педконсилиуме. Если необходимо, то даже приглашаем родителя на заседание консилиума, чтобы он лично услышал мнение специалистов. И вот тогда, чаще всего, родитель воспринимает информацию о том, что ребенку необходима ПМПК, что называется, разворачивается в нашу сторону. Сейчас взаимодействие с родителями не менее важно, чем работа с учащимися. Чтобы доказать родителям, что ребенку необходима отдельная поддержка, уходит много времени. Родителям, как правило, тоже необходима педагогическая помощь, консультирование. И часто, кстати, они обращаются к нам за помощью самостоятельно, чтобы знать, как лучше вести себя со своим ребенком.
Проблема еще вот в чем: многие родители убеждены, что справка от ПМПК – это клеймо. На самом деле, эта справка легко снимается. Если ребенок педагогически выравнивается, то на ПМПК легко снимают диагнозы. У 15 детей из числа наших учащихся в прошлом учебном году были сняты диагнозы на ПМПК. В основном, к старшим классам образовательный маршрут выравнивается. Подчеркиваю: дети нуждаются в определении образовательного маршрута именно в начальной школе, в среднем звене, как правило, ситуация корректируется. Но опять же, должна быть стопроцентная заинтересованность родителей, а не только лишь упование на педагогов.
– В специальных классах обучаются дети с различными диагнозами. Затрудняет ли это учебный процесс для педагога и самих школьников?
– Да, в специальных классах обучаются дети, имеющие задержку психического развития и сопутствующий физический диагноз. Это действительно усложняет работу. Но тут нужно сказать еще вот что: нередко сталкиваемся с тем, что родители не видят особенностей своих детей, что у ребенка есть проблемы. Допустим, ребенок страдает эпилепсией. Но родители убеждены, что он должен учиться в обычном классе. А что делать учителю, который не проходит специальные курсы на случай приступа, он не подготовлен? Это колоссальная ответственность, психологическая нагрузка на педагога. Плюс, повторюсь, затрудняет учебный процесс. Дети же с особыми образовательными потребностями легко адаптируются к учебе в обычном классе, они не видят своей разницы с одноклассниками, у которых нет проблем со здоровьем. У нас есть ученица седьмого класса Карина, у нее проблемы со слухом, так вот она не только хорошо учится, но и успешно проявляет себя в творчестве, занимается спортом. Мы вывели ее из специального класса в общеобразовательный. Но здесь присутствует большая заинтересованность мамы, которая делает всё, чтобы ребенок не ощущал своих особенностей, она даже сама социализирует, адаптирует ребенка к повседневной жизни.
– К слову о снятии диагноза. Каким образом родители могут узнать, что ребенок готов к учебе в общеобразовательном классе?
– Педагогический консилиум проходит у нас несколько раз в год. В начале учебного года смотрим детей – и тех, у кого имеется справка от ПМПК, и тех, у кого нет данной справки, но мы считаем, что для нее есть основания. По итогам консилиума выносится рекомендация родителям повторно пройти ПМПК для снятия диагноза. И ребенок выходит в общеобразовательный класс. В этом году с домашнего обучения вышел учащийся седьмого класса, то есть ребенок семь лет обучался на дому, так как имел поведенческие проблемы, и все эти годы ПМПК давалась рекомендация о домашнем обучении. А в этом году он вышел в специальный класс, и прекрасно адаптировался, он «вытягивает» все предметы, хотя при обучении на дому было меньше предметов.
– Понятно, что всё индивидуально, но можно ли примерно сказать, сколько ребенку потребуется времени, чтобы скорректироваться?
– Нет. Но приведу пример. У нас обучался в спецклассе ученик, который уже к третьему классу был готов к учебе в общеобразовательном классе. По решению мамы он закончил пять классов в специальном классе, а потом перешел в общеобразовательный класс. До девятого класса ребенок может обучаться в специальном классе, на каком этапе он перейдет в общеобразовательный, при условии, конечно, соответствующей рекомендации от педконсилиума, – решают только родители. Вышли новые правила, что теперь в спецклассах дети могут обучаться до 10 класса, но у нас пока учатся до девятого.
– Как складывается жизнь выпускников специальных классов?
– Все наши дети поступают в профессионально-технические учебные заведения, все – трудоустроены. В раннем возрасте с каждым ребенком начинаем профориентационную работу, выясняем: кем он хочет стать, и к какого рода профессиям у него наблюдается наибольшая склонность. Разговариваем с родителями по этому поводу, рассказываем, предрасположенность к каким занятиям есть у ребенка, и родители тоже начинают уделять этому больше внимания. Организуем для детей экскурсии на различные предприятии и организации города, чтобы они воочию понаблюдали, в чем заключается суть той или иной профессии. Важно и то, что сегодня все активнее проявляется преемственность между школой и колледжами. Мы выходим в колледжи, разговариваем с мастерами производственного обучения, рассказываем о наших детях, которые поступят к ним на учебу. То есть колледжи заранее готовы принять наших детей. И даже если диагноз у ребенка не снят, то колледжи готовы обучать их, причем уже по более сложным специальностям.
Елена ВОРОНИНА,
фото предоставлено школой №17