Порядка 10 млн тенге ежегодно выделяется из бюджета Рудного на то, чтобы сделать наши дороги безопаснее
Еще несколько лет назад общественность обивала пороги акимата с просьбой установить на том или ином оживленном участке проезжей части искусственную дорожную неровность (ИДН) – в народе прозванную «лежачий полицейский». Сегодня таких обращений поступает все меньше: количество искусственных неровностей на дорогах Рудного действительно возросло, кто-то из водителей даже полагает, что их стало слишком много.
Но разговор не об этом. Количество «лежачих полицейских» явно уступает их качеству, точнее, ИДН в Рудном устанавливаются не должным образом. Что может привести к аварии.
Свою точку зрения по данному вопросу журналисту «РР» высказала руководитель автошколы «Багира авто» Екатерина Корчагина:
– Не могу сказать, что искусственных дорожных неровностей в Рудном стало слишком много: они действительно расположены в тех местах, где водителям нужно принудительно снизить скорость. Это безопасность. ИДН стоят вблизи пешеходных переходов, в местах, где имеются детские учреждения. Но возникает вопрос о предупреждении нахождения там данного устройства и его стандартов. Есть разные виды искусственных неровностей, которые выполняются либо из асфальта, либо представляют собой специальное металло-резиновое сооружение. У нас встречаются, в основном, металло-резиновые конструкции, и они выполнены по стандарту. А вот высота и ширина гребня у устройств, выполненных из асфальта, как правило, Техрегламенту не соответствуют. Водителя должны заранее предупредить о наличии таких искусственных неровностей, поскольку она требует снижения скорости менее 20 километров в час. То есть при разрешенной скорости в 60 километров в час это критичное, резкое снижение скорости, провоцирующее ДТП. Что у нас с завидной регулярностью и происходит: водитель начинает тормозить, и сзади ему «прилетает».
Интересуемся: в таких случаях удается водителю доказать свою правоту?
– Доказать не удается. Потому что в Правилах дорожного движения прописано: «Соблюдайте дистанцию, позволяющую избежать столкновения в случае резкого торможения». Это такой момент, который можно трактовать по-разному. Получается, что, вроде бы, хотели как лучше – знаки поставили, но сделали это неправильно, не в соответствии с законом «О дорожном движении» и Правилами дорожного движения и конкретно с дорожной ситуацией, – отвечает Екатерина Корчагина.
Здесь собеседница говорит об относительно новых для рудненских дорог дорожных знаках синего цвета, предупреждающих о наличии на проезжей части искусственной неровности. Синие знаки появились на проезжей части Рудного (в частности, по Качарской, Сандригайло) около двух лет назад, постепенно они приходят на смену привычным красным треугольникам (по Корчагина, Парковой), которые также сигнализируют водителям о скором приближении к «лежачему полицейскому».
– Синие информационно-указательные знаки, именуемые «Искусственная неровность», есть в Техрегламенте, но они используются в случаях, когда искусственная неровность имеет большую ширину гребня, то есть на которую мы заезжаем, некоторое время едем и спускаемся с нее. Это стандарт Российской Федерации, в Казахстане его нет. И в России на вот этих неровностях как раз таки и находятся пешеходные переходы. Что, соответственно, заставляет водителя перед ними снижать скорость. А у нас все идет не по правилам. Предупреждающий знак «Искусственная неровность» устанавливается в населенных пунктах на расстоянии не менее 50 метров от искусственной неровности, однако, у нас эти знаки стоят прямо перед «лежачими полицейскими», либо, как на Корчагина, дополнительно с этим знаком устанавливается табличка «Зона действия», которой здесь вообще быть не должно. Табличка говорит о том, что ближайшие 90 метров – искусственная неровность. Но искусственная неровность – раз, и закончилась, а действие знака, получается, говорит об обратном. На мои замечания по данному поводу в Управлении полиции ссылаются в акимат, а акимат – на УП, а потом все дружно говорят, что виноваты подрядчики, которые сделали не соответствующие стандартам знаки. Но подрядчик выполняет то, что ему заказали. Слушать жителей ни в полиции, ни в акимате не хотят, и ошибки свои исправлять тоже не хотят, более того, добавляют новые знаки, которые опять же устанавливают не по правилам, – заключает Екатерина Корчагина.
Мы обратились за комментариями в Управление полиции. Начальник отдела административной полиции Ануар Умурзаков отметил, что в полиции владеют ситуацией, и подтвердил: предупреждающие знаки «Искусственная неровность» действительно установлены не подобающим образом.
– В актах предписания отделу ЖКХ мы всё подробно расписываем: где именно, на каком расстоянии и какого размера нужно установить знак. Специалистам, а ведь подразумевается, что подрядчики должны владеть профессиональными знаниями, мы подробно объясняем, как нужно установить дорожный знак. К актам предписания прилагаются фото проезжей части с указателями, куда именно нужно установить ИДН. Правила есть, стандарт тоже есть, всё – в свободном доступе. Нужно только изучить и сделать как надо. Нас тоже удручает сложившаяся ситуация с этими предупреждающими знаками, и единственное, что в наших силах – сообщить отделу ЖКХ о имеющихся нарушениях в работе подрядчика, чтобы тот их устранил. Мы к этому вопросу подходим комплексно и серьезно, а вот со стороны подрядчиков наблюдаем некомпетентность, со стороны специалистов отдела ЖКХ – отсутствие контроля, – в частности, отметил Ануар Умурзаков.
Что касается сроков устранения нарушений при обустройстве искусственных неровностей. Они разные. Если речь идет об участке дороги, где часто происходят аварии, или здесь нет пешеходного перехода, то устранить нарушения сотрудники полиции просят в течение пяти-семи дней. Если работа предстоит объемная, допустим, комплексное обследование, то срок может затянуться и на месяц.
– Нами поданы соответствующие документы в отдел ЖКХ об устранении предписаний по прошлогодним актам. Получен ответ, что финансирования на это нет. Нарушения при устройстве предупреждающих знаков «Искусственная неровность» будут устранены тогда, когда будет объявлен конкурс госзакупок и определится подрядчик, который займется установкой дорожных знаков и одновременно устранением нарушений в обустройстве предупреждающих знаков «Искусственная неровность». Определится подрядчик не ранее, чем через несколько месяцев, – добавил начальник отдела административной полиции УП Рудного.
А по поводу замечания Екатерины Корчагиной о том, что информационно-указательного знака «Искусственная неровность» (синего цвета) нет в Правилах дорожного движения, Ануар Умурзаков пояснил, что его там действительно нет, как и многих других дорожных знаков, но он есть в Стандарте 1412-2017 «Технические средства регулирования дорожного движения. Правила применения», на который ссылаются в ПДД.
По информации Управления полиции, в 2022 году из местного бюджета было выделено порядка 10 миллионов тенге на установку искусственных дорожных неровностей (примерно такая сумма ежегодно выделяется на данные цели).
На эти 10 миллионов было оборудовано 14 «лежачих полицейских». Сверх этого искусственные неровности появились во дворах, в частности, по Горняков, 53 и Гагарина, 9, по улице Тургенева и внутри квартала в районе музея. Также ИДН были установлены возле детских дворовых клубов, выходы которых располагаются вблизи проезжей части – «Сункар» (улица Ленина), «Виктория» (50 лет Октября), «Старт» (Качарская).
Елена ВОРОНИНА,
фото Николая ЕЖЕЛЕВА