Он направлен на повышение благополучия граждан, социальную поддержку семей, имеющих детей, осуществление мер содействия занятости населения, назначение адресной социальной помощи семьям, имеющим доходы ниже черты бедности, социальную защиту лиц с инвалидностью и многое другое.
О нововведениях в рамках Социального кодекса расскажет руководитель городского отдела занятости и социальных программ Елена Скаредина.
– Елена Вадимовна, о каких направлениях Социального кодекса вы хотели бы рассказать?
– В кодексе прописаны четыре основных нововведения, касающиеся казахстанцев:
- Господдержка будет больше направлена на упреждение трудных жизненных ситуаций, а не на устранение последствий;
- Углубление цифровизации социальной сферы, переход от заявительной формы оказания услуг к выявительной и проактивному формату;
- Ответственность за социальное обеспечение будет возлагаться не только на государство, но и на работодателей и самих граждан;
- Меры по развитию системы социального страхования будут направлены на стимулирование продуктивной и формальной занятости.
– Каким образом эти нововведения отразятся на наших семьях?
– Одна из самых интересных инициатив Социального кодекса – это создание Цифровой карты семьи, которая обеспечит равный доступ казахстанцев к системе государственной поддержки. То есть государство не только определяет кому, когда и какая помощь нужна, но и имеет возможность продумать меры по предотвращению социальных рисков.
Во-вторых, карта будет служить электронным вестником, который информирует семьи о том, на какую государственную поддержку они имеют право, исходя из их социального статуса и уровня семейного благополучия.
В-третьих, государственная поддержка оказывается в проактивном формате. То есть социальные выплаты и помощь назначаются гражданам на основании имеющихся в информационной системе данных. Существующие бумажные документы будут постепенно выводиться из системы.
В Рудном, по данным Цифровой карты семьи, ежедневно проводится работа с семьями, нуждающимися в социальных мерах поддержки. В ходе проведенных мероприятий для оказания 10 видов государственных услуг социально-трудовой сферы направлено более 390 СМС-сообщений. Выплаты и пособия уже назначены 190 гражданам, из которых семи проактивно.
Именно из Цифровой карты семьи выявляются семьи, нуждающиеся в получении адресных мер социальной помощи. Более того, для семей, имеющих в составе трудоспособных граждан, она предоставляется только на основе взаимной ответственности.
Для этого Центром занятости города на постоянной основе проводится работа по организации субсидируемых рабочих мест от молодежной практики до общественных работ. В текущем году на эти цели выделено 284 миллиона тенге.
С марта этого года начался прием документов на льготное кредитование молодежи под 2,5 процента. В этом году на эти цели выделено 165 миллионов тенге.
С 2022 года идет работа по предоставлению безвозвратных грантов для уязвимых слоев населения. В прошлом году 30 рудничан получили гранты и открыли собственное дело.
Только за три месяца этого года в Центр занятости за трудовым посредничеством обратились 1088 человек, оказано мер по трудоустройству 802, из них трудоустроены на постоянные рабочие места 424 человека, 92 человека охвачены обучением основам предпринимательства в рамках проекта «Бастау Бизнес».
– Какие дополнительные меры социальной поддержки семьям с детьми предусмотрены в Социальном кодексе?
– Все меры, прописанные в Социальном кодексе, фактически уже действуют в Казахстане.
Продлен срок выплат по уходу за ребенком до 1,5 лет. В Рудном под эту норму попали 1671 семья, имеющая детей, родившихся с 1 января 2023 года, и детей, которые родились в прошлом году, но не достигли 1,5 лет. Все эти услуги предоставляются получателям в проактивном формате.
Выплаты по уходу за ребенком выплачиваются неработающим матерям из республиканского бюджета, а работающим – из Государственного фонда социального страхования.
В первом квартале текущего года в городе количество получателей из бюджета составляет 292 семьи, из Государственного фонда социального страхования (в размере 40 процентов от среднемесячного дохода) – 1379 семей.
Также произведена монетизация гарантированного социального пакета для детей в возрасте от года до шести лет из числа получателей адресной социальной помощи. На сегодня в Рудном 360 детям дошкольного возраста ежемесячно, дополнительно к адресной социальной помощи, предоставляются выплаты в размере 1,5 МРП (5175 тенге). Эта инициатива дала возможность родителям самостоятельно приобретать продукты исходя из индивидуальных потребностей ребенка.
– Расскажите о новом понятии – «пособие награжденной матери», закрепленном в Социальном кодексе?
– Этот статус будет присваиваться женщинам, награжденным подвесками «Күміс алқа», «Алтын алқа», или ранее получившим звание «Мать-героиня», награжденным орденами «Материнская слава» I и II степеней.
Всего в Рудном получают пособие 499 награжденных матерей, размер пособия для них составляет 6,4 МРП (22080 тенге).
В рамках Социального кодекса увеличится размер пособия только для многодетных матерей, родивших и воспитавших семеро и более детей, к которым относятся женщины, награжденные подвесками «Алтын алқа», орденами «Материнская слава» I и II степеней, имеющих звание «Мать-героиня». С 1 июля выплаты для этих категорий граждан составят 7,4 МРП (25530 тенге).
– В Социальном кодексе очень много говорится о трансформации системы социального обслуживания, как вы это можете прокомментировать?
– Предусматривается возможность вовлечения членов семей в оказание услуг лицам с инвалидностью первой группы. Их родственники смогут оформляться в качестве индивидуальных помощников с соответствующей оплатой труда и социальными отчислениями, а период работы будет засчитываться в трудовой стаж при назначении пенсий. По состоянию на 1 мая у нас в городе оказывают услуги индивидуальных помощников 58 человек.
Планируется поэтапный переход от обслуживания лиц с инвалидностью в крупных домах-интернатах к оказанию услуг в малокомплектных организациях социального обслуживания. Уже разработаны новые стандарты специальных социальных услуг. В настоящее время прорабатываются подушевые нормативы, что привлечет частный сектор в систему социального обслуживания.
С 1 января 2025 года лицам, нуждающимся в социальном обслуживании, наряду с выбором специальных товаров и услуг, организаций обслуживания, будет представлена возможность выбора социальных работников, предоставляющих им услуги. К 2025 году разработают профессиональный стандарт социального работника и реестр социальных работников.
– Расскажите о работе Портала социальных услуг.
– Рабочей группой при Министерстве труда будет пересмотрен перечень технических компенсаторных средств (протезно-ортопедической и сурдологической помощи, тифлотехнических средств, кресло-колясок, а также санаторно-курортного лечения, услуг индивидуального помощника и специалиста жестового языка), сроки их использования и предельные цены для их приобретения. В настоящее время классификатор состоит из 60 видов.
Предусматривается наделение новыми полномочиями комиссий по вопросам Портала социальных услуг, где принимают и рассматривают заявления лиц с инвалидностью о некачественном товаре или услуге, принимают решения о снятии поставщика с Портала социальных услуг и включении его в список недобросовестных поставщиков.
– Елена Вадимовна, как прокомментируете закрепленные в Социальном кодексе новые виды гибкой и платформенной занятости, а также меры социальной поддержки работников?
– В Социальном кодексе определены новые подходы к сфере обеспечения занятости населения, которые будут реализованы по следующим направлениям.
Во-первых, это признание всех форм гибкой занятости и введение дополнительных режимов работы:
- совместное трудоустройство – прием работодателем нескольких (обычно двух) работников для совместного выполнения одной трудовой функции;
- скользящий график работы – работа в различные дни недели с различной продолжительностью графика работы;
- четырехдневная рабочая неделя по соглашению сторон, с правом чередования с пятидневной или шестидневной рабочей неделей;
- платформенная занятость – это динамично развивающийся гибкий формат трудовой деятельности, который может выполнять роль как основной, так и дополнительной занятости.
Внедрение платформенной занятости будет осуществляться в два этапа:
— на первом этапе, с 2023 года, вводится понятийный аппарат, определяющий стороны платформенной занятости, такие, как оператор интернет-платформы, заказчик и исполнитель, а также определяется порядок их взаимоотношений и вовлечения лиц, занятых посредством интернет-платформ, в системы социального и пенсионного обеспечения;
— на втором этапе для лиц, занятых посредством интернет-платформ, с 2025 года, в рамках разрабатываемого нового Налогового кодекса вводится упрощенный налоговый режим, осуществляется вовлечение в действующую систему социальной защиты (социальные выплаты из ГФСС, ЕНПФ, ОСМС и другое).
Формализация гибких форм занятости позволит увеличить занятость, повысить трудовую мобильность, обеспечить защиту трудовых и социальных прав работников.
– Какая роль отведена в данном направлении Центрам занятости?
– Услуги действующих Центров занятости будут оказываться в цифровом формате через портал Электронной биржи труда.
В свою очередь, Центры занятости преобразуются в 207 карьерных центров, которые в городах и районах будут выполнять роль фронт-офисов и сосредоточатся на качестве оказания услуг соискателям и работодателям.
Основными задачами карьерных центров будут регистрация безработных, оказание им помощи в поиске работы и в проектировании карьеры, предоставление активных мер содействия занятости, информирование населения о состоянии регионального рынка труда.
Финансирование службы занятости будет осуществляться за достигнутые результаты – за трудоустройство безработных и подбор персонала на вакансии работодателей, на основе утвержденных тарифов.
– Как, по вашему мнению, Социальный кодекс повлияет на жизнь казахстанцев?
– Я считаю, что Социальный кодекс является одним из важнейших документов, который установил основные базовые права казахстанцев от рождения и до пенсионного возраста. С его принятием социальная политика государства перейдет от заявительной формы в проактивный формат, что значительно повысит качество жизни наших граждан.
– Благодарю за беседу.
Евгения ДМИТРИЕВА,
газета «Рудненский рабочий»
фото из интернета