В «Качары руда» трудятся 220-тонные самосвалы и 29-кубовые экскаваторы Hitachi
В Качарском карьере огромные запасы: в контурах рудника – порядка 800 миллионов тонн, а за контурами – несколько миллиардов тонн сырья. Но их непросто будет добывать, потребуется технология. Об этом в ходе пресс-конференции сказал генеральный директор АО «ССГПО» Сергей Напольских.
А мы побывали на Восточном борту Качарского карьера, лицезрев работу мощных новеньких самосвалов Hitachi грузоподъемностью 220 тонн. Такой техники сегодня нет больше нигде в Казахстане.
На горизонт +84 метра вместе с журналистами спустился начальник технического отдела АО «Качары руда» Павел Храпатый. Он рассказал, что первоначальным проектом отработки карьера была запланирована циклично-поточная технология, с использованием конвейера. Но в силу некоторых обстоятельств проект не состоялся. Рассматривались варианты дальнейшего развития карьера, производились расчеты. И в 2022 году была разработана корректировка рабочего проекта по отработке Качарского карьера. Согласно которой с начала текущего года произведена полная остановка транспортирования вскрыши на отвалы железнодорожным транспортом. И произведен переход на автомобильную систему транспортирования.
– Для выполнения плановых объемов добычи руды в этом году в объеме 15,5 миллионов тонн на площадке трудится 37 единиц автосамосвалов Hitachi грузоподъемностью 220 тонн и пять единиц экскаваторов Hitachi с емкостью ковша 29 кубометров. Это очень высокопроизводительное оборудование, и аналогов на производствах Казахстана нет. С учетом увеличения объемов производства в 2025 году до 17,5 миллионов тонн руды на площадку уже поставлены дополнительно пять единиц самосвалов Hitachi и экскаватор Hitachi. В перспективе – развитие карьера до проектной мощности 26 миллионов тонн руды в год, и увеличение самосвального автопарка до 57 единиц. Существование карьера по проекту до 2053 года, – информировал Павел Храпатый.
Для обеспечения бесперебойной работы данное оборудование приобретено по марочному контракту, то есть с полным техническим обслуживанием подрядной организацией ТОО «Eurasian Machinery» (официальный дистрибьютор японской спецтехники Hitachi Construction Machinery в Казахстане и Центральной Азии).
Параллельно с внедрением 220-тонных самосвалов Hitachi используются самосвалы данной марки с грузоподъемностью 180 тонн. По характеристикам они примерно одинаковые. Тем не менее, производится переобучение водителей.
Основной рынок сбыта продукции «Качары руда» – это Китай, небольшая часть сырья уходит в Российскую Федерацию.
Основным проектом предприятия на данный момент является развитие железнодорожной инфраструктуры, которая позволит осуществить перевозку запланированных 26 миллионов тонн руды на обогатительную фабрику АО «ССГПО».
К слову о строительстве фабрики на Качарской площадке. Об этом журналисты спрашивали на пресс-конференции у Сергея Напольских. Руководитель железорудного дивизиона ответил, что речи об этом нет. Несколько сценариев строительства в Качаре обогатительного передела и фабрики окомкования уже рассматривали. Но перевес остался за действующей фабрикой на Рудненской площадке. Небезосновательно. Имея мощности, нецелесообразно вкладывать средства в новый дорогостоящий проект.
В АО «Качары руда» сегодня трудится порядка 2300 человек. В основном это жители поселка, часть работников приезжает из Рудного – водители самосвалов, машинисты экскаваторов.
Ежедневно в работе задействованы 12 экскаваторов и 43 самосвала. Работы в карьере ведутся в круглосуточном режиме, по две смены в сутки.
Дневная поверхность Качарского карьера +194 метра. Отметка дна карьера – 285 метров. То есть глубина карьера порядка 470 метров. По проекту конечная отметка достигает -580 метров.
Елена ВОРОНИНА,
фото Алексея ФРОЛОВА