Сегодня много говорится о внедрении новейших технологий, позволяющих говорить о больших шагах на пути к цифровизации. Все пошаговые, программные преобразования жизни казахстанцев преследуют одну цель – сделать условия проживания более удобными и комфортными.
В числе таких новшеств – оказание государственных услуг на уровне доступности для граждан и минимизации коррупционных рисков.
Нововведением является проект «Нәтиже» – он был разработан для максимальной доступности и упрощения процесса обслуживания граждан. Об этом и не только мы поговорили с советником акима Рудного Ильясом Абдыкаримовым.
ШИРОКИЙ СПЕКТР УСЛУГ
Записаться на личный приём к акиму города, зарегистрировать обращение, получить консультацию у специалиста, оформить документы на оказание соцуслуг и многое другое – все выполняется теперь в одном окне. Свою работу данный пилотный проект начал в этом году и положительно зарекомендовал себя среди жителей.
– В нашей области представлены две модели проекта – в Рудном и Костанае, причем, в областном центре четыре сотрудника ЦОНа перемещены в здание акимата для приема документов у заявителей. Во время первого этапа реализации пилотного проекта сотрудники акимата были направлены в ЦОН для того, чтобы обучить сотрудников Центра обслуживания населения. То есть обращения в акимате уже не принимаются. И горожане знают – в акимат теперь идти не нужно, услугу можно получить в едином окне «Нәтиже», тут и помогут по заполнению документов, и подскажут, куда именно обратиться, – говорит Ильяс Абдыкаримов.
Пилотный проект «Нәтиже» по плану заканчивается в декабре этого года. Уже скоро будут подводиться итоги, по результатам которых будет выбрана одна из представленных в области моделей, зарекомендовавшая себя как наиболее удобная. Однако, у старшего населения электронные услуги всё ещё вызывают некоторые трудности.
– Да, к сожалению, такие трудности имеют место быть. Мы это наблюдаем, направляем предложения по улучшению систем в центральный государственный орган. В недавнем выступлении Багдат Мусин (министр цифрового развития – Примечание автора) упомянул, что проблемы с ЭЦП будут исключаться, этому поспособствует внедрение QR-кода: уже не потребуется ходить с флеш-картой или постоянно записывать, запоминать пароли, – отмечает советник акима города.
САМАЯ ПОПУЛЯРНАЯ СРЕДИ УСЛУГ – ТРУДОУСТРОЙСТВО
За истекший период года органами-услугодателями акимата Рудного оказано более 300 тысяч государственных услуг, из них 5,5 тысяч – через госорган, 4,5 тысячи – через НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан». Самыми популярными госорганами оказались сфера регистрации актов гражданского состояния, отдел занятости и сфера земельных отношений.
– Что касается сферы регистрации актов гражданского состояния, то здесь на первом месте регистрация рождения, смерти, браков, разводов, то есть все жизненные ситуации, которые фиксируются каждый день. Если говорить про отдел занятости, то здесь популярное – это трудоустройство и определение различных социальных услуг. В акимате работает офис «Рудный көмек алаңы», думаю, многие жители наслышаны о нем. Здесь можно получить все госуслуги – от постановки детей на очередь в детский сад до оформления каких-либо актов. Этот фронт-офис очень хорошо себя зарекомендовал, – подчеркнул Ильяс Абдыкаримов.
ВСЕ ПРОБЛЕМЫ РЕШАЕМЫ
Пользуется популярностью у граждан и Телеграм-канал «Онай қызмет», посредством которого можно задать вопросы, касающиеся госуслуг, и получить оперативный ответ от государственных органов Костанайской области. Если же возникают технические неполадки, всегда можно обратиться в колл-центр.
– Имеется колл-центр 1414, куда гражданин может всегда обратиться. Звонок в колл-центр бесплатный, осуществляется с номера любого оператора. Сотрудники центра зафиксируют проблему, выдадут номер обращения и можно лично контролировать, решилась проблема или нет. От колл-центра информация поступает к разработчикам, и технические неполадки решаются в максимально оперативном порядке. Там тоже имеются свои регламентные сроки, исполнители не имеют право задерживать решение проблемы, – сказал Ильяс Абдыкаримов.
НОВШЕСТВАМ БЫТЬ
Согласно посланию главы государства, к 2025 году 100 процентов госуслуг станут доступны в мобильном приложении eGov Mobile. До конца этого года планируется «смартфонизовать» до 80 процентов всех госуслуг. В уходящем году посредством eGov Mobile было оказано более 11 миллионов государственных услуг.
В декабре текущего года планируется запуск нового раздела «Цифровые сведения» в eGov Mobile. Сервис разрабатывается с целью повышения удобства обмена сведениями и справками. К примеру, пользователь сможет воспользоваться пакетом документов, а работодатель может запросить набор сведений и данных работника, без необходимости предоставления их на бумаге.
Сегодня в мобильном приложении eGov Mobile доступна 641 госуслуга – 167 услуг и сервисов портала eGov.kz, 474 услуги с подвидами для физических лиц портала e-license. Ежемесячно через приложение казахстанцы получают 1,2 миллиона государственных услуг.
Дарья ТИМИНА,
фото Марины КОЛЧАНОВОЙ