Что делать, если приобрели просроченный товар, рассказала эксперт

Председатель ОО «Союз защиты прав потребителей Костанайской области» Ольга Березуцкая рассказала, что рудничане часто обращаются с проблемой просроченных продуктов. У нее самой на этот счет уже выработалась хорошая профессиональная привычка – при покупке продуктов питания первым делом проверять их сроки годности.

Обращайте внимание на сроки годности товара. Во всех супермаркетах существует принцип ротации товара FIFO (first in – first out: «первым пришел – первым ушел»). То есть более свежие товары убираются вглубь полки, а в первые ряды ставят товары с истекающими сроками годности.

– Очень часто, к сожалению, замечаю просрочки, например, тот же самый творог. Меня это очень нервирует. Понимаю, что это я заметила, потому что уже это выработалось с годами, но пожилой человек этого просто не увидит, – рассказывает Ольга Березуцкая. – Недавно столкнулась с тем, что в одном магазине цена яблок была указана 2000 тенге за килограмм, соответственно, пара яблок обойдется около 900 тенге. Но это я посмотрела, и знаю, что яблоки столько не стоят, но другие люди могут не обратить на это внимание, и купят. А если не возьмут чек, то потом понятия не будут иметь, сколько они по факту стоят.

Согласно статье 14 Закона «О защите прав потребителей», покупатель вправе вернуть непонравившийся товар надлежащего качества в течение двух недель. Но касается это только непродовольственных товаров.

На продукты питания не распространяется двухнедельный период, когда приобретенный продукт надлежащего качества, но вам не понравился его вкус или просто внешний вид, и вы решили вернуть его обратно. С продуктами так сделать нельзя.

– Бывает так, что товар не обязательно может быть просрочен. Даже если по срокам годности всё в порядке, открывая тот же йогурт, можно обнаружить плесень. Всё просто – неправильное хранение. Такое могло произойти из-за несоответствия температуры хранения или при нарушении упаковки во время транспортировки. Даже если сроки годности в порядке, но товар испорчен, можно обратиться в магазин, – продолжила Ольга Березуцкая.

Для хранения продуктов нужны особенные условия, потому что если они испортятся, то могут нанести вред здоровью человека. Поэтому если купленный продукт ненадлежащего качества, точнее, испорченный или с истекшим сроком годности, то покупатель имеет полное право его вернуть. Сделать это можно взамен на такое же съестное изделие, на продукт другой марки с перерасчетом цены. А также вам обязаны будут вернуть деньги, если неподобающее качество продтовара будет доказано.

Согласно статье 1 Закона РК «О защите прав потребителей», срок годности – это период времени, по истечению которого товар считается непригодным для использования по назначению. Если в магазине присутствует товар с просроченным сроком годности, то это говорит о том, что продавец нарушает статью 12 Закона «О безопасности пищевой продукции», которая не допускает к продаже продукты с истекшим сроком годности, которые, в свою очередь, не благоприятным образом могут повлиять на наше здоровье. Если сотрудники магазина отказываются убрать просроченную продукцию, напишите претензию. Согласно пункту 2 статьи 42 Закона «О защите прав потребителей», магазин обязан ее рассмотреть в течение десяти дней.

– Что делать, если покупатель приобрел товар и отравился?

– Первым делом, нужно зафиксировать, когда был причинен вред здоровью. Если вы съели что-то в кафе, ресторане или приобретенный продукт из магазина, и почувствовали себя плохо, необходимо вызвать врача. Нужно, чтобы он обязательно зафиксировал ваши симптомы и уточнил с ваших слов, где вы были и что съели. Еще лучше, если будут свидетели, которые могли бы это подтвердить. И, конечно, никто не отменял фото- и видеофиксацию. Но самое главное – это чек. С его помощью можно доказать факт приобретения товара. Он является главным подтверждающим документом. После того, как всё зафиксируете, можете обратиться в санэпидемстанцию. Они занимаются такого рода вопросами, но только на основании заявления. Это будет внеплановая проверка. Которая будет возможна только при наличии оснований.

– Можно ли как-то возместить полученный ущерб?

– Обязательно нужно собирать все квитанции, в том числе о приобретении лекарств, которые были приобретены на лечение. Это всё – ваши убытки, которые должны быть возмещены продавцом или предпринимателем, смотря, чья была вина. Собирайте все доказательства: фото-, видеофиксация, чеки, квитанции, свидетели, заключения специалистов. В последующем предъявляются все понесенные расходы, в том числе компенсация морального вреда. Если это не решается в досудебном порядке, то подается исковое заявление в суд. Суды хорошо решают данные вопросы. В том числе назначают компенсацию морального вреда, если был причинен вред жизни и здоровью потребителя, то он оценивается и удовлетворяется в большем размере.

– Как быть, если на витрине одна цена, а на кассе другая?

– Это частая проблема, с которой люди сталкиваются. В принципе, все предприниматели и супермаркеты научены, и знают свои ошибки, потому что к ним уже неоднократно по этому поводу обращались. Если на витрине, допустим, цена указана 100 тенге, а на кассе – 150 тенге, то вам должны продать товар за 100 тенге. Цена, указанная на витрине, должна быть указана в чеке. Если даже в чеке отбили другую сумму, то получившуюся разницу покупателю должны вернуть наличными. Нет такого: «не хотите – не берите», это уже нарушение прав потребителя. Вас не имеют права ограничивать в выборе товара и мест его приобретения. И тем более, запрещать покупать выложенный на прилавок с ценами товар. Потребитель, видя цену, мысленно с ней согласился, если бы была указана другая цена, возможно, он бы не положил его к себе в корзину. Поэтому когда он приходит на кассу, а там другая цена, то, естественно, не согласен с ней. Всегда фиксируйте цену: пройдите в зал, и зафиксируйте несоответствие ценника на фото.

Согласно статье 24 Закона «О защите прав потребителей», продавец (изготовитель) обязан продать, а потребитель вправе купить товар согласно указанной стоимости, оформленной ярлыком цен, выставленным во внутренних и (или) внешних витринах торгового объекта.

Будьте внимательны при покупке товаров. Обращайте особое внимание на упакованную в магазине продукцию. На таких товарах обязательно должны быть сроки: изготовления, упаковки и годности. И если товар переупаковывался, это должно фиксироваться, но по факту идет нарушение потребительских прав. Во многих магазинах на отбитых ими этикетках к расфасованным товарам указывается не полная информация.

Есть те, кто обращает внимание на просроченные сроки годности, неточности и иные нарушения, но поступает субъективно, не думая о других. А ведь этот оставленный плохой товар может купить другой человек, возможно, кто-то из близких. Или отложенный вами в сторону йогурт с истекшим сроком годности может купить мама своему ребенку. Лучше заранее предотвратить неприятный инцидент, чем потом из-за этого кто-то пострадает.

Светлана Болотникова, директор супермаркета «Сити» (район автовокзала), рассказала, как в супермаркете осуществляется контроль за продуктами питания, чтобы на полки не попали просроченные товары.

– Сами знаете, что у продуктов питания срок годности ограниченный. Каждый товар имеет свой температурный режим хранения. Если возьмем любой из товаров, то на нем указана температура хранения и срок хранения.

Замороженные товары, такие, как, например, сливочное масло, находятся в морозильной камере. Сыры и колбасы уже при другой температуре хранятся в холодильниках. Многие товары находятся в ограниченном количестве, особенно те, что с коротким сроком годности, – отметила Светлана Болотникова.

Конечно же возникает вопрос: что в магазинах делают с испорченными или почти испорченными товарами, у которых уже вышел срок годности? Понятно, что не утилизируют – слишком убыточно.

Светлана Болотникова ответила:

– В этом случае заключаются договоры с поставщиками, которые обязуются принять у нас этот товар обратно. Поскольку сроки хранения разные, так же и договоры составляются разные. Допустим, если у товара длительный срок хранения, то его можем вернуть за месяц до его окончания, Если срок годности, как у колбас – от 30 до 45 дней, то тогда уже обговариваются другие сроки договора. И товар возвращаем поставщику.

Даже если покупатели приобрели просроченный товар, его можно вернуть. У нас тоже не роботы работают, учитываем человеческий фактор. При таком большом ассортименте нужно каждую единицу товара пересмотреть, и у нас нет машин, которые говорили бы о товарах, чей срок годности подходит к концу. Если происходит такая ситуация, по чеку видно, что товар был у нас приобретен, то, конечно, мы его примем и потом вернем поставщику. Не знаю, как делается в других магазинах, но у нас за каждой продуктовой зоной закреплен человек, чтобы не допускались нарушения. Товар по-разному продается. Всё зависит от времени года, от самого товара. Есть новинки, которые могут медленно продаваться, пока их не распробуют. Или же, наоборот, товар сразу «заходит» на рынок.

Иван ЛЕЩЁВ,
фото Марины КОЛЧАНОВОЙ