Так, на рассмотрении в Мажилисе Парламента находится законопроект «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) и Закон Республики Казахстан «О введении в действие Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс)», в рамках которого предусмотрены следующие изменения и дополнения с 1 января 2024 года:
- усовершенствуется порядок правового регулирования вопросов оплаты государственной пошлины в судах;
- исключается требование о необходимости нотариального засвидетельствования копий документов, подтверждающих место нахождения налогоплательщика, при налоговом обследовании;
- исключается обязанность налогоплательщика хранить в течение 5 лет с даты печати или полного заполнения сменных отчетов, книг учета наличных денег и товарных чеков, а также чеков аннулирования, возврата и чеков ККМ, по которым проведены операции аннулирования и возврата, так как все данные хранятся у оператора фискальных данных;
- исключается норма о направлении уведомления о непредставлении деклараций физических лиц в срок не позднее 15 октября года, так как в Налоговом кодексе уже предусмотрена норма о направлении уведомления о непредставлении налоговой отчетности;
- устанавливается, что целевые накопления в соответствии с законом «О правах ребенка в Республике Казахстан» в виде выплаты из ЕНПФ, а также направленные на индивидуальный пенсионный счет для учета добровольных пенсионных взносов, не рассматриваются в качестве дохода физического лица;
- дополнены способы направления решения об ограничении выписки электронных счетов-фактур: наряду с электронным способом, в отдельных случаях решения могут направляться по почте заказным письмом с уведомлением или налогоплательщику под роспись;
- предусматривается электронный способ подачи жалобы налогоплательщиком (налоговым агентом) в уполномоченный орган и вынесения решения по результатам рассмотрения жалобы;
- уточняется порядок определения дохода лица, осуществляющего цифровой майнинг: при исчислении КПН по полученным цифровым активам порядок определения, опубликования стоимости цифровых активов и перечня их видов будет определяется уполномоченным органом без согласования с МФЦА;
- дополняются нормы о временном изъятии доходов МФО, возникающих в результате снижения провизий при полном или частичном списании задолженности физических лиц, сроком на 3 года, — в целях снижения долговой нагрузки граждан, получивших займы в МФО, а также стимулирования МФО принимать меры по прощению просроченной задолженности граждан;
- конкретизированы случаи, при которых уменьшение налогооблагаемого дохода не применяется в отношении доходов, полученных банками второго уровня по государственным эмиссионным ценным бумагам, выпущенным Национальным Банком РК;
- уточняется порядок определения объектов налога на транспортные средства: исключены слова «шасси легкового автомобиля» в связи с тем, что нет такого определения для автомобилей-пикапов;
- уточняется порядок уплаты платы за пользование по земельным участкам, переданным во временное возмездное землепользование (аренду) и участкам недр на основании лицензии на разведку или добычу твердых полезных ископаемых;
- исключаетсся обязанность уполномоченных органов в сфере обеспечения информационной безопасности представлять сведения о плательщиках платы за цифровой майнинг, объектах обложения, их месте нахождения и объемах электроэнергии, так как цифровые майнеры самостоятельно представляют декларацию в налоговый орган;
- уточняется порядок исчисления платы за цифровой майнинг: предлагается исчислять плату по ставке 1 тенге за 1 киловатт-час потребленной электрической энергии при использовании электрической энергии, произведенной из возобновляемых источников электрической энергии на собственных электростанциях на территории РК или из генерирующих установок, не подключенных к единой электроэнергетической системе республики;
- устанавливается единый срок для представления налоговой отчетности в рамках всеобщего декларирования (Декларации об активах и обязательствах (форма 250.00) и Декларации о доходах и имуществе (форма 270.00) — не позднее 15 сентября текущего года;
- предусматривается изменение формы декларации о доходах и имуществе в целях исключения дублирования указываемых сведений, имеющихся в информационных системах государственных органов. В проекте новой формы будут указываться только доходы, подлежащие налогообложению самостоятельно;
- изменен порядок налогообложения лиц, осуществляющих деятельность на территориях СЭЗ, в целях приведения в соответствие с новыми подходами формирования перечня приоритетных видов деятельности в рамках закона «О специальных экономических и индустриальных зонах». Внедрение дифференцированного подхода предоставления инвестиционных льгот для участников СЭЗ по принципу «чем больше инвестиций – тем больше льгот».
Кроме того, Министерством науки и высшего образования разработан проект закона «О науке и технологической политике», в соответствии с которым также предусмотрены сопутствующие поправки в Налоговый кодекс.
В частности, в Налоговом кодексе появится новый термин «налоговый контракт по льготам на научно-исследовательские, научно-технические работы», представляющий договор между субъектом предпринимательства и уполномоченным органом на предоставление налоговых льгот для проведения научно-исследовательских, научно-технических и опытно-конструкторских работ либо строительства и (или) создания научно-исследовательских лабораторий и организаций в соответствии с законодательством РК в области науки.
Он является основным механизмом предоставления налоговых льгот для бизнеса, осуществляющего финансирование научно-исследовательских, научно-технических и опытно-конструкторских работ (НИОКР).
При этом предлагается внедрить «супервычеты» до 300% по расходам на научно-исследовательские и научно-технические работы. Применение таких супервычетов может положительно отразиться на привлечении местных и иностранных предпринимателей инвестировать в научные проекты, реализуемые местными научными организациями, университетами и учеными.
Ранее мы рассказали, что детский омбудсмен предложила внести в Уголовный кодекс новую статью.