«Дом же на гарантии. Пусть застройщик за ним и следит»

Жители дома по Горького, 64 адресовали претензии акимату и ТОО «Qazaqstan Construction Holding»

15 января очередников заселили в восстановленный дом по улице Горького, 64. Много лет это здание было бездействующим, но его собственник хотя бы позаботился о сохранности бывшего общежития. Здание приобрела фирма из Актау – ТОО «Qazaqstan Construction Holding», и летом 2023 года здесь начались восстановительные работы.

После чего акиматом города квартиры были выкуплены для очередников. На эти цели из бюджета было направлено более 600 миллионов тенге. Квартиры распределялись по категориям очередников между многодетными семьями, детьми-сиротами, инвалидами I и II групп, неполными семьями. Жилье здесь также получили и медицинские работники.

Что сегодня беспокоит жильцов арендного дома? Ими было получено уведомление о необходимости оплаты арендной платы за жилье. Как говорят жильцы, данная информация была как снег на голову. Хотя знали, что арендная плата будет. Но оказались не готовы к суммам, озвученным в отделе жилищных отношений акимата.

– У всех была паника, потому что недопоняли информацию об арендной плате, – объясняет журналистам жительница дома Гузялия Шарифуллина. – У меня квартира 83 квадратных метра, за метр должна платить 163 тенге, в месяц выходит около 14 тысяч тенге плюс оплата коммунальных услуг. Обращались в акимат по поводу того, что не было пояснений, почему платим разную плату за квадратный метр, соответственно, получаются разные суммы арендной платы. В акимате объяснили, что у нас стоимость квартир разная. Поэтому и за квадратный метр выходит разная плата. Нас заранее в известность не поставили об этом, вот люди и всполошились.

Главный специалист городского отдела жилищных отношений Айнура Кабенова пояснила, что в зависимости от арендной платы утверждается методика расчета арендной платы за пользование жилищем. Арендная плата рассчитывается от стоимости жилища и делится на срок службы здания. Расчетный срок службы обеспечивается соответствующими строительными нормами, и отсюда выходит общая сумма за квадратный метр, который умножается на общую площадь жилища и получается ежемесячная сумма за пользование жилищем.

– Жителям дома по Горького, 64 была доведена информация и сумма арендной платы, но, видимо, они не получили более полного разъяснения, на фоне чего и возникло волнение, – говорит Айнура Кабенова. – С нашей стороны есть упущение, не информировали об этом вовремя. Сейчас готовится дополнительное соглашение к договору найма. Именно по арендной плате оно было установлено 3 июля, на основании постановления акимата города. До этого времени арендная плата была не установлена и жители не оплачивали за пользование жилищем.

Стоит отметить, что стоимость арендной платы в этом доме выходит в разы ниже, чем на рынке коммерческой аренды. К примеру, аренда двухкомнатной квартиры обойдется съёмщику в 60 тысяч тенге плюс оплата коммунальных услуг.

На заселении дома присутствовали журналисты, и мы помним, каким был подъезд. Работники натирали полы, стены блистали свежестью и чистотой. В квартирах, еще не заселенных, было светло и уютно. В воздухе чуть заметный запах краски добавлял событию какую-то нотку торжественности и ожидания чуда. И какой контраст с той картиной сейчас! Как будто с момента заселения прошли годы – отбитые ступени и углы, на стенах вмятины, пятна и полосы, полы грязные. А всего-то прошло девять месяцев. Дом полностью заселен, даже надстроенный шестой этаж. Посторонние тут не ходят, только сами жильцы. Не берегут то, что им предоставило государство?..

Между тем, у жильцов остаются проблемные вопросы, которые они пытаются решать через отдел жилищных отношений, ПКСК «Салтанат», к которому сейчас относится дом, через фирму-застройщика.

– Были вопросы касательно колясок на площадке, – добавляет главный специалист отдела жилищных отношений Айнура Кабенова. – На площадке были выставлены коляски, велосипеды, жители не могли открыть двери. Проводим разъяснительную работу, приглашаем жильцов на беседу. По поводу каких-то проблем с ремонтом в квартирах они обращаются к застройщику, в ПКСК. Обращаются и к нам, но мы в любом случае перенаправляем их к застройщику для дальнейшей работы.

– В моей квартире проблемных вопросов нет, – делится Гузялия Шарифуллина. – Если нужно, приходит мастер, делает, даже ночью, бывало, приезжал по моему звонку. Есть соседи, которые могут подтвердить. Но у многих людей есть недовольство, что в квартире что-то недоделали. По мере возможности приходят и делают. Сами понимаете, сразу не придешь и всё не изменишь. Единственное, чего не хватает, так это детской площадки во дворе. Ходила к Меирбеку Исмагулову, руководителю отдела жилищных отношений, он объяснил, что будет площадка, и вот начали строить. Надеемся, что в этом году сделают, детей здесь очень много.

Жительница из квартиры 46 Екатерина Капанова поделилась своими жилищными проблемами.

– У нас линолеум просто положили и всё, нет состыковок. Ходим, спотыкаемся. Не раз обращалась к застройщику, они всё завтраками кормят, обещают переделать, – говорит она. – В квартире током бьёт вода горячая, машинка, плитка. Тоже не раз об этом сообщали застройщику. Пришел электрик, что-то сделал. Током бить продолжает. Пишу в общедомовую группу WhatsApp (там есть и представители компании-застройщика) с августа, ничего не меняется, только переписка и всё. Никто ничего делать не хочет!

Екатерина зачитала переписку с представителями фирмы-застройщика, которая продолжает оставаться ответственной за исправление недочетов, не будем приводить ее полностью. Действительно, выглядит как отписка, ответственных нет, помочь ничем не могут, или не хотят.

Представитель компании застройщика, помощник руководителя ТОО «Qazaqstan Construction Holding» Руфина Нурмухамбетова представила свою точку зрения на ситуацию, сложившуюся по Горького, 64.

– Список с недочетами на исправление находится у прораба, – говорит Руфина Нурмухамбетова. – При этом мы разработали акт недочетов, где лично жильцы ставят свои подписи, когда недочеты устранены. Эти акты также хранятся у нас. Наши специалисты выезжают и исправляют недочеты. По мелочам, к примеру, поменять розетку, лампочку вкрутить или что-то подобное, тоже заполняем заявки и отправляем руководству. Которое принимает решение. Но никогда не было такого, чтобы с нашей стороны пришел отказ на заявку жителей. Когда руководство дает поручение, тогда мы и связываемся с жителями для обратной связи. Дело в том, что жители хотят, чтобы всё исправили быстро, сразу же, как подали заявку. Но на рассмотрение заявки уходит неделя, а то и две. У компании, помимо дома по Горького, 64 имеется еще несколько объектов, которые тоже нужно обслуживать. Как только руководство дает ответ, мы сразу же отвечаем в общедомовую группу. С июля у нас в списке с недочётами 12-13 квартир по данному адресу. Есть жалобы на межкомнатные двери, розетки, отдушину… Здесь был прораб, который ранее устранял эти недочеты, с 4 июля исправил в семи квартирах. В работе еще примерно пять квартир. Сейчас поменялся мастер, который и будет дальше всё исправлять. По поводу электрики. Да, были затруднения. Потому что не было специалистов. Сейчас специалисты есть, и они будут устранять недочеты.

Что касается дома, например, крыша потечет, с дверью что-то произойдет, мы это исправляем. А то, что жильцы вовремя кран не закрыли и затопили соседей, за это сами должны нести ответственность, а не застройщик. Но жители не понимают этого, каждый стоит на своем: «Дом на гарантии, вы должны…».  Посмотрите, в каком состоянии подъезд. Я приезжала сюда спустя месяц после заселения. Уже тогда была такая картина. Мы в свою очередь, обращаемся к жильцам, чтобы сохраняли порядок, чистоту. А они нам жалуются, что стены замарали, и говорят, пусть застройщик их покрасит. Но это же не вина застройщика! Надо тоже добросовестно относиться к дому, в котором проживаете.

Недопонимание жителей по поводу размера арендной платы развеялись. А вот начнут ли все жильцы ответственнее относиться к общедомовой собственности?..

Булат МУСИН,
фото Алексея ФРОЛОВА