О том, как проводят внеплановые проверки органов контроля и надзора, рассказала старший прокурор Костанайской области
Порядок организации и проведения государственного контроля и надзора регламентирован Предпринимательским кодексом Республики Казахстан, в котором предусмотрено восемь оснований для назначения внеплановых проверок.
– Одним из оснований внеплановых проверок являются обращения физических и юридических лиц, а также по обращениям государственных органов, – рассказала старший прокурор отдела Департамента Комитета по правовой статистике и специальным учетам ГП РК по Костанайской области Лаура Аманбаева. – При этом обязанность в предоставлении подтверждающих материалов и убедительных оснований, и доводов, содержащихся в обращениях, возлагается на лиц, обратившихся в государственный орган за защитой и принятием мер. В другом случае проверки могут назначаться повторно по обращению граждан о несогласии с первоначальной проверкой. Также основанием могут являться поручения органов прокуратуры, органов уголовного преследования по материалам, зарегистрированным в ЕРДР.
Указанный перечень оснований, а также порядок их проведения применим не на все сферы государственного контроля. Так как имеются исключения в некоторых сферах контроля, в рамках которых порядок, основания и сроки проведения государственного контроля определяются законами Республики Казахстан. Например, контроль, связанный с соблюдением требований бюджетного законодательства.
Внеплановый аудит уполномоченного органа по внутреннему государственному аудиту проводится в четырех случаях, предусмотренных Законом РК «О государственном аудите и финансовом контроле».
– В каждой сфере решение о назначении проверки в отношении субъектов контроля и надзора государственным органом независимо от сферы контроля и надзора принимается самостоятельно, при наличии достаточных оснований, соблюдением требований действующего законодательства, – добавила старший прокурор Лаура Аманбаева.
Решение о регистрации принимается Департаментом Комитета по правовой статистике и специальным учетам ГП РК по Костанайской области при поступлении материалов в Единый реестр субъектов и объектов проверок.
В обращении должны быть указаны не домыслы, а конкретные, выявленные факты. Именно они и станут предметом проверки. Об этом указано в пункте 5 статьи 144 ПК. Представители госоргана не должны приходить, искать, выявлять, какие нарушения имеются у субъекта предпринимательства. Они приходят проверить уже известные факты.
Дарья ТИХОНОВА