Оговоримся сразу, с 2020 года деятельность ТОО «Думпкар» приостановлена. Но Геннадий Глейзер убежден, что лет через пять производство возобновится. Потому как потребность в думпкарах – саморазгружающихся железнодорожных полувагонов особой конструкции для перевозки угольно-рудных грузов очевидна не только на предприятиях Казахстана, но и России, Узбекистана.
Геннадий Ефимович приехал в Рудный из Магнитогорска в 1959 году вместе с родителями и младшими сестрами. Отца позвали помочь с запуском кирпичного завода.
– Мне было 11 лет. Ехали в Рудный верстать новое, с хорошим настроением. Ехали сюда надолго, – говорит член городского совета ветеранов Геннадий Глейзер. Он остался в Рудном на всю жизнь.
По приезду в строящийся город пошел в пятый класс школы №6 с профессиональным уклоном. Со школьной скамьи Геннадий Ефимович увлекался радио, и по окончании школы хотелось продолжить учебу именно в этой сфере. Выбрал специальность «СЦБ и связь» (сигнализация, централизация и блокировка).
– После 11-го класса нас уже ждали на предприятии. До этого ходили на практику, занимались. По окончании школы получил пятый квалификационный разряд, пришел в цех СЦБ и связи уже как специалист. Была специальная бригада, которая монтировала станции управления поездами. Очень большой станцией являлась «Комсомольская», с ней и начал работать, – вспоминает Геннадий Глейзер.
Через какое-то время появилось желание стать машинистом электровоза.
– Хотел познать всё. А профессий у железнодорожников довольно много. Поэтому и пошел учиться на помощника машиниста электровоза. Надо было помочь, тогда этих кадров не хватало. Всегда шел на работу с радостью, – говорит собеседник.
Поработав машинистом, понял, что надо учиться дальше. Но подошло время службы в армии. В армию шел с удовольствием.
– Так как мы были приближенные к радио, нас набрали специально для службы в системе связи. Я попал в Алтайский край, Мамонтовский район, поселок Костин Лог. В войсковую часть 28/191, ракетный дивизион. Почтовый адрес был секретный. Служил на передающем центре. Нас всего было 56 человек, – рассказывает Геннадий Глейзер.
Он быстро сдал все экзамены и стал начальником смены передающего центра. Дивизион ракетный стоял в Алейске.
Геннадий Ефимович вспоминает 26 августа 1968 года:
– Мы вышли на боевое дежурство, и в 00.00 часов поступает приказ генштаба поставить всё оборудование на боевую готовность. В принципе, таких команд всегда поступало очень много. Поставил, докладываю. Проверяем все линии связи, включаем все передатчики. Стоим в боевой готовности №1. К утру поняли, что советские войска зашли в Чехословакию. Вот такой был момент. Стояли 56 часов на полной боевой готовности. Были в пяти минутах от третьей мировой войны.
После армии вернулся в Рудный, на прежнее место работы. Мыслей об учебе не оставил. И поступил в Рудненский индустриальный институт, специальность выбрал ближе к электрике. При посменной работе учиться было невозможно, и его направили в группу наладчиков. В то время Соколовско-Сарбайский комбинат как раз получал тяговые агрегаты ПЭ-2. Начали их монтировать, а потом настраивать всю электрическую аппаратуру, чтобы тяговые агрегаты успешно функционировали. Аппаратов было очень много, поэтому создали специальную испытательную станцию. Геннадий Глейзер стал бригадиром этой бригады.
– Скоростемеры, БРН-ы, блок контроля напряжения, все дифреле, электрические счетчики, которые стояли на тяговых агрегатах, – всё это проходило через нас. Работа была очень интересная, скучать не приходилось, – говорит Геннадий Ефимович.
Когда окончил институт, его вызвал начальник цеха и сказал, что пора двигаться дальше. Карьера пошла в гору. Мастер, старший мастер, исполняющий обязанности начальника депо.
Потом ушел в комбинат, работал замначальника транспортного отдела комбината, а оттуда – в УГЖДТ, главным инженером. Всегда был востребован.
Переломный момент наступил в конце 1990 года, Геннадий Глейзер тогда временно исполнял обязанности начальника УГЖДТ. Директор комбината Александр Онищенко вызвал к себе и сообщил, что СЭВ (совет экономической взаимопомощи – межправительственная экономическая организация социалистических государств) развалился. А по линии СЭВ комбинат получал думпкары из Польши, Румынии. И Геннадию Глейзеру было поручено решать проблему с думпкарами. На ровном месте, без денег.
– Специально было организовано товарищество с ограниченной ответственностью «Думпкар». И начали пытаться, а потом и выпускать думпкары. Дело очень сложное. Хотя многие говорят: что такого, думпкар – это же не космический корабль. Да. Но требований по безопасности производства и всё остальное довольно сложное, – говорит Геннадий Ефимович.
Он вспоминает, как пытались организовать оборотный капитал, чтобы приобрести всё необходимое для производства думпкаров.
– Для этого были организованы специальные вертушки. Взяли в аренду 400 полувагонов. Мы были самые первые в Министерстве путей сообщения, кто взял в аренду подвижной состав. На вагонах было написано, что они арендованные, что это возврат станции Железорудной. Множество было моментов, когда наши вертушки расформировывали. Но всё равно умудрились организовать эти 400 вагонов и вертушку для того, чтобы перевозить хвосты, щебень, скалу. Возили щебень по всему Казахстану, в воинские части. Помню, когда заработали первые деньги – 750 тысяч тогда еще рублей, это были нормальные по тем временам деньги. Сообщил об этом Александру Онищенко, он спросил: «Что дальше?». Сказал, что хочу, чтобы нам продали 20 тысяч тонн окатышей. Для чего? Тогда, в 1991 году, было очень плохое положение с деньгами. Люди работали, а зарплату давали акциями, наличных не было. По этим акциям получали молоко, хлеб. А на сберкнижках были большие накопления. Мы попытались изготавливать телевизоры. А для этого нужны комплектующие. На комбинат приезжали китайцы, и попросил присутствовать при переговорах. Где выступил с предложением организовать для нас покупку комплектующих для изготовления телевизоров. Через три месяца китайцы прислали нам контракт, что готовы поставить нам комплектующие. Мы отдали им 20 тысяч тонн окатышей, китайцы закупили в Корее и в Японии комплектующие, и в феврале 1992 года получили 2500 комплектующих для телевизоров. Организовали производство и начали выпускать КЕС. Это был первый цветной телевизор в 1992 году. Он был очень востребован. От продажи получили оборотные деньги, которые пошли на приобретение комплектующих для думпкаров, – металла, тележек, воздухозамедлителей, воздухораспределителей, – рассказывает Геннадий Глейзер.
Первый думпкар в Рудном выпустили в 1992 году. Он был покрашен в зеленый цвет. Есть даже фильм об этом.
Производство думпкаров действовало до 2020 года. К тому моменту было выпущено 325 простых и 27 моторных думпкаров. И до последнего руководителем предприятия был Геннадий Глейзер.
– Мы были единственными, кто выпускал думпкары в Казахстане. А моторные думпкары в СНГ вообще никто не производил. Мы начали выпускать моторные думпкары с 1994 года, сначала для Экибастуза (разрез «Восточный»), а потом попросил Стойленский ГОК (Россия). Отгружали думпкары и в Узбекистан, – отмечает Геннадий Ефимович.
Поначалу ТОО «Думпкар» было при ССГОКе, со сменой руководства и приходом ERG тоже считалось предприятием объединения. Потом ТОО «Думпкар» отошло от ССГПО, став самостоятельным.
– Появилось много проблем, много загадок, их надо было решать. А всё упиралось в то, что резко стала повышаться стоимость материалов. Если раньше думпкар стоил 30 тысяч долларов, то сегодня он стоит 200 тысяч долларов. И то его сложно купить, – поясняет Геннадий Глейзер.
По его словам, деятельность ТОО «Думпкар» приостановлена. Находились люди, кто пытался организовать в Рудном производство думпкаров, но безрезультатно.
– В бытность главным инженером УГЖДТ, это с 1984 по 1990 годы, на Сарбае было 50 поездов, на Соколовке – 25, в Качаре – 10. А сегодня на Сарбае пять поездов. Думпкары стоят на путях. Оттуда пока берутся и продолжают работать. На пять лет хватит, больше не получится. Придется брать в России, или восстанавливать наше производство думпкаров. Ждем. Я считаю, что мы будем делать думпкары. Они нужны не только для ССГПО, но и для Экибастуза, им уже сегодня надо 20 думпкаров, для Хромтау, Караганды, – говорит Геннадий Глейзер.
Елена ВОРОНИНА,
фото Алексея ФРОЛОВА