Гастрольный тур «Астана Опера» начался в апреле, до приезда в город горняков артисты побывали в Павлодаре, Экибастузе, Караганде.
Возможность посетить детский интерактивный концерт «В мире музыки» и стать зрителями знаменитой оперы Джоаккино Россини «Шелковая лестница» представилась юным и взрослым рудничанам благодаря компании ERG: гастроли «Астана Опера» организованы в рамках корпоративной социальной ответственности компании.
На детском концерте нам побывать не удалось, о его программе мы узнали у музыковеда театра «Астана Опера», ведущей детского концерта Сауле Маулетовой.
– Как родилась идея включить в гастрольный тур программу для юных зрителей?
– Прежде всего, мы очень благодарны компании ERG и руководству театра за прекрасную возможность посетить города нашей страны и поделиться своим творчеством со зрителями. Текущий год обозначен президентом Годом детей, и с самого становления театра «Астана Опера» в нашем репертуаре очень много детских проектов, и это закономерно: ведь дети – это наши будущие зрители. Поэтому уже с маленького возраста начинаем воспитывать культуру в наших детях. В рамках гастролей привезли в Рудный концерт «В мире музыки», и он отвечает своему названию: здесь представлены все жанры – инструментальный, вокальный, танцевальный, смогли объединить все направления, по которым работаем наш оперный театр. В детской программе принимают участие артисты балета, солисты оперы, а также артисты симфонического оркестра. Представляем очень разнообразную программу, начиная от композиторов эпохи барокко и заканчивая современными казахстанскими композиторами, в детском концерте звучит очень много народной музыки. Самое главное, чтобы нашим маленьким зрителям было интересно слушать, чтобы они запомнили увиденное и услышанное.
– Концерт носит еще и познавательный характер, да?
– Разумеется. Мы не просто показываем номер, а знакомим, прежде всего, с вокальными голосами, с солистами. Рассказываем историю создания музыкальных инструментов, говорим с детьми о том, что нужно делать, чтобы воспитать вокальный голос. Ведь, возможно, среди юных зрителей есть будущие артисты, есть те, кто мечтает стать артистом театра оперы. Хочется, чтобы эта мечта воплотилась в жизнь.
– Воспринимают ли дети оперное искусство или для них это слишком сложно?
– Думаю, что сейчас для детей вообще нет никаких преград, в век Интернета. Дело в том, что в основе любой оперы лежит сюжет, литература. И что интересно: во время интерактива с детьми на прошедшем концерте они ответили на все вопросы. К примеру, на такой банальный вопрос: «Какой балет является самым востребованным перед Новым годом?», ребята смело отвечали: «Щелкунчик». Хотя, в Рудном нет оперного театра и балета, но они знают. Что касается оперы. В программе нашего концерта приготовили такие номера, которые были бы интересны детям, к примеру, игровые арии. Думаю, что дети всё поняли.
– Возраст, с которого ребенку можно посещать оперу?
– В нашем театре есть ограничение: если концерт – то от пяти лет, если спектакль – от девяти-десяти лет.
– Как вас встретили юные рудненские зрители?
– Замечательно! Артисты в восторге. После пандемии артисты соскучились по зрителю и гастроли – это как глоток свежего воздуха. К тому же, привыкаем к своему зрителю, а здесь, кажется, зритель теплее, горячее нас встречает, эмоциональнее, мы это чувствуем. Было очень приятно слышать, как зрители буквально скандируют: «Приезжайте еще!». После концерта мы вышли на фотосессию, дети и родители долго нас не отпускали. Думаю, что и в будущем, не только в Год детей, театр «Астана Опера» будет выезжать по регионам Казахстана на гастроли. Потому что мы должны воспитывать будущее поколение, как раньше говорили: «Культуру – в массы», думаю, что это и есть наша основная задача.
А за несколько минут до начала оперы-фарса «Шелковая лестница» мы побеседовали с дирижером театра «Астана Опера» Русланом Баймурзиным.
– Насколько оперное искусство развито в Казахстане, любят ли казахстанцы оперу?
– Думаю, что на данный момент опера – один из самых популярных музыкальных жанров, которые существуют в Казахстане. Почему? Наши артисты не дадут соврать: в «Астана Опера» всегда аншлаг, и не важно, какой идет концерт – опера или балет, концертное выступление или камерная опера, как «Шелковая лестница». Всегда наблюдаем большой зрительский интерес. Особенно со стороны молодежи, которая сейчас живо интересуется оперным искусством и всегда в курсе всех событий нашего театра.
– Когда взяли в репертуар оперу «Шелковая лестница», следовали канонам постановки или привнесли что-то свое?
– Во-первых, «Шелковой лестницей» ознаменовалось открытие нашей новой площадки, малого театра «Пикколо», спектакли которого проходят в камерном зале. Сейчас имеем довольно-таки немаленький репертуар камерной оперы, в том числе и детской. По поводу прочтения. Думаю, что были взяты все-таки классические каноны постановки, и в плане режиссуры, и в плане костюмов. Опера отражает настроения 18 века.
– Сегодня «Шелковую лестницу» ставят очень редко. Почему «Астана Опера» решилась на такой шаг?
– «Астана Опера» не боится творческих экспериментов, пытаемся всегда оживить на сцене те произведения, которые давно не исполнялись. А «Шелковая лестница» очень известная опера, но, как вы справедливо заметили, мало исполняемая по всему миру. Но как раз таки для нас она оказалась той самой изюминкой, благодаря которой у нас образовался театр «Пикколо».
– Насколько сложно артистам передать замысел автора и благодаря чему им это удается?
– Язык Россини непрост, требует особой вокальной техники, также нужна большая оркестровая подготовка. Для вокалистов эта опера очень сложная, требует так называемой мелкой техники, техники Россини – легкости, полётности. Что немаловажно, нужна именно итальянская дикция, а слов в опере очень много, много речитативов. Солисту нужно знать то, о чем он поет. «Шелковая лестница» – популярная опера, потому что здесь искрометная музыка, в особенности это касается увертюры.
– Какие голоса услышат зрители «Шелковой лестницы»?
– Рудничане услышат великолепные голоса нашего театра, это Жаннат Бақтай (исполнительница главной роли Джулии), Татьяна Вицинская (Лючилла), Артур Габдиев (Дорвиль), Евгений Чайников (Бланзак), Алтынбек Әбілда (Джермано). Наши солисты пели не раз эту оперу, и постоянно они привносят что-то новое, а это очень важно для итальянской оперы-буффа (шуточной оперы).
– Как создавались костюмы и декорации к «Шелковой лестнице» и все ли они присутствуют в гастрольном туре?
– Декорации и костюмы создавались художником-сценографом Мананой Гуниа, очень известным художником в Италии. Она уже не один спектакль нам поставила, сделала эскизы и костюмы. По поводу декораций: они очень мобильны, так и было рассчитано, чтобы ездить с этой оперой по городам Казахстана. Отмечу, что действие оперы проходит в стиле венецианского карнавала, и костюмы и декорации создавались именно под этот стиль.
– Насколько оркестр гармонирует с происходящим на сцене?
– Оркестр – это тот инструмент, без которого ни одно произведение оперы и балета в принципе не обходится. Оркестр играет всегда. Он, конечно, выполняет роль аккомпанемента, но не всегда оркестр должен быть только аккомпанементом. Оркестр всегда идет как соучастник всего того, что происходит на сцене: есть лейтмотивы, говорящие о ком-то или о чем-то, и оркестр ставит на этом ударение. Оперный оркестр должен быть гибким, за это его и любят многие дирижеры. Например, наш оркестр играет не только оперы и балеты, а также симфонические произведения, пласты Чайковского, Малера, Моцарта. В общем, оркестр у нас очень опытный, многогранный, думаю, это счастье для любого театра, любого дирижера – иметь и дирижировать таким оркестром.
– Гастрольный тур – это всегда сложно для коллектива?
– После двухлетнего застоя, связанного с пандемией, мы были как никогда рады гастролям. Естественно, в города Казахстана выезжаем с особым трепетом, потому что готовимся выступать для нашего зрителя, который больше нас ждет, нежели в другом месте. Мы свои. Любые гастроли – это, в первую очередь, работа, но, в то же время, это всегда что-то новое – ощущения, зрители.
– Несколько городов Казахстана уже объехали, впереди Актобе. Как вас встречают?
– Зритель всегда встречает нас очень хорошо. За что мы очень благодарны. Зрителя не обманешь. Если исполняешь искренне, хорошо, зритель так же и отвечает. Судя по всем тем овациям, думаю, что у нас все получается.
– Спасибо за беседу.
Елена ВОРОНИНА,
газета «Рудненский рабочий»
фото Марка ТИХОМОЛОВА, предоставлено ГТОБ «Астана опера»