На государственную службу Зоя Жигунова поступила сразу после окончания Рудненского индустриального института, в 2001 году. Начинала рядовым специалистом в отделе финансов, на протяжении последних почти 10 лет является руководителем отдела экономики и бюджетного планирования.
Отдел экономики создавался на ее глазах, куда она пришла изначально заместителем руководителя, а через девять лет возглавила коллектив.
Она – математик по жизни, всегда нравилось работать с цифрами, анализировать их. Работу свою любит, о выборе профессии не жалеет, и менять сферу деятельности не собирается.
Зоя Жигунова рассказывает о специфике работы своего отдела:
– У нас два направления: первое – бюджет и экономические аспекты, прогнозы, работа с предприятиями. Второе, считаю его основным, – это бюджетное планирование, речь о финансовой части, касающейся реализации функций государства на местном уровне, то есть госучреждений.
– Насколько потом ваши планы учитываются в деле?
– После того, как собрали и консолидировали всю необходимую информацию, доводим свое решение до сведения депутатов городского маслихата, в их компетенции утверждение проектов. Решение маслихата является обязательным к исполнению.
– За 10 лет, которые вы находитесь на руководящей должности, что изменилось в сфере бюджетного планирования?
– Процесс планирования бюджета стал более прозрачным. Сейчас, как вы знаете, граждане могут участвовать в разработке бюджета посредством программы «Бюджет народного участия», присылают свои проекты на рассмотрение, на утверждение. Работаем сейчас еще и с населением. Это для нас новое направление в деятельности. Кроме того, общественный совет тоже рассматривает те или иные вопросы, касающиеся распределения бюджетных средств. Раньше такого не было. Больше стало ориентированности на население. Бюджет публикуется на сайте «Открытые НПА»: любой гражданин может ознакомиться и оставить комментарий к проекту бюджета.
– По вашему мнению, насколько активно в Рудном реализуется проект «Бюджет народного участия»?
– Активность есть. Это замечательно. В настоящий момент планируем проекты, которые будут реализованы в 2024 году. Поступило 23 инициативы, пока это наибольшее количество проектов за два года существования «Бюджета народного участия». До реализации дошло 10 проектов – в основном, это спортивные, детские площадки, они будут реализованы в 2024 году.
А в этом году будут реализованы проекты, прошедшие отбор в 2022 году, – их пять: четыре в сфере ЖКХ, и один в сфере культуры.
Есть, конечно, недоработки в законе, «острые» углы, которые стараемся обойти. Допустим, в одном дворе жители запланировали строительство паркинга, а значительная часть населения этого двора против. Такое развитие событий не предусмотрено в законе.
– В ваш отдел стекается весь бюджет города. Насколько сложно осуществлять его планирование?
– Объем работы, конечно, большой. В особенности перед Новым годом – в ноябре, декабре, когда идет утверждение бюджета. Эти месяцы просто выпадают из жизни, не замечаешь, как они прошли.
Должны быть целеустремленность, способность работать с большими массивами информации, возможность анализировать. Для того, чтобы аккумулировать большой объем информации в один документ, ведь, бюджет – это, по сути, документ, состоящий из цифр. Но за каждой цифрой стоит жизнь реального предприятия, учреждения, организации, жизнь целого города практически.
А если честно, при слаженной деятельности всех коллективов, в принципе, работать легко.
– Корректировки бюджетов. Они тоже исходят от вашего отдела?
– Поступают к нам. Но, естественно, при этом мы учитываем поручения вышестоящих органов, постановления правительства, направляем администраторов бюджетных программ в нужное русло.
– Если в каком-то госучреждении фиксируется неисполнение бюджета…
– Для этого существует процесс уточнения и корректировки бюджета. Не бывает как такового неисполнения бюджета, а бывает, допустим, экономия по госзакупкам. Это тоже специалисты нашего отдела должны учесть и вовремя бюджет скорректировать, чтобы к концу года было 100-процентное исполнение, а деньги, которые высвободились, ушли на другие важные проекты.
– Зоя Витальевна, расскажите о своем коллективе.
– Горжусь своим коллективом, отдел экономики – один из опытнейших коллективов акимата. Многие сотрудники работают с момента основания отдела, с 2005 года. В целом, это те люди, которым могу доверять на 100 процентов.
– Каков ваш стиль руководства?
– Во-первых, конечно, дисциплина, во всём – в ведении документации, дел, в стиле одежды. Немаловажен и человеческий фактор: людей надо поощрять, обязательно предоставлять отпуск.
– Как воспринимаете критику в свой адрес?
– Нормально воспринимаю конструктивную критику, я тот человек, который готов слушать. Все мы люди. Бывают моменты, что, выслушав замечания, готова изменить тактику ведения дел.
– За 20 с лишним лет, что вы состоите на госслужбе, как она изменилась?
– В целом, всегда к госслужащим предъявлялись высокие требования. И их стало больше. В особенности это касается знаний в сфере информационных технологий, всё стало более структурированным. Электронные сервисы, конечно, в помощь госслужащим, но в то же время требуют от нас больших знаний, большей концентрации. Деятельность госорганов стала более прозрачной.
Полностью переключиться с работы, придя домой, не получается. Госслужба – это то, чем надо жить.
– Зоя Витальевна, как можете охарактеризовать уровень экономики в Рудном?
– Экономика у нас динамично развивается. Я, конечно, больше сужу со стороны пополнения бюджета, налоговой базы. Налоговая база из года в год растет. У нас не было ни одного года, чтобы налоговая база снижалась, несмотря на все кризисы, которые пришлось пережить. Естественно, всё это благодаря градообразующему предприятию АО «ССГПО», не сбрасываем со счетов и субъектов малого и среднего бизнеса.
Еще один значимый момент. Среднемесячная заработная плата по городу стабильно из года в год растет. Меня даже удивили данные, которые мы получили: за первый квартал текущего года среднемесячная заработная плата выросла на 25 процентов по сравнению с аналогичным периодом 2022 года – и составляет 346 тысяч тенге. Это не может не радовать.
– Спасибо за разговор.
Елена ВОРОНИНА,
фото автора