В текущем году планировалось охватить текущим, то есть ямочным ремонтом 7000 квадратных метров дорог, но после весеннего обследования выяснилось, что данного объема не хватает, и дополнительно решено отремонтировать еще 25000 квадратных метров дорожного полотна.
Поскольку средства на это не были предусмотрены в бюджете, конкурсные процедуры прошли в марте, а договор с подрядной организацией заключен аж 28 августа, таковы госзакупки.
В акимат поступает много жалоб от горожан по качеству проведенного ремонта. Осмотр участков, где произведен ямочный ремонт, состоялся в среду с участием исполняющего обязанности заместителя акима Рудного Валерия Полешко, директора подрядной организации ТОО «Самрук Строй Групп» Атома Никогосяна и начальника отдела качества и госучета Национального центра качества дорожных активов по Костанайской области Владимира Завалий.
Валерий Полешко пояснил:
– Осмотрим сегодня те участки, где работы завершены, где продолжаются. После будем делать выводы. Пока ни один участок, где работы выполнены, не был нами принят.
Технический надзор при проведении ямочного ремонта не предусмотрен, а представители Центра качества дорожных активов вправе высказать экспертное мнение. Принимать проделанную работу или нет – решает только заказчик, на основании визуального осмотра.
Журналисты адресовали вопросы горожан, в частности, что будет с дорогами, где асфальт срезан, например, в районе городской больницы с улицы Мира?
– Срезанный асфальт – это подготовка для укладки асфальта. Если погода не позволит это сделать, значит, в этом году укладывать не будут, и всё так и останется до следующего года, до объявления нового конкурса, – ответил Валерий Полешко.
– Суть среднего ремонта дороги заключается в снятии старого и укладке нового верхнего слоя. Ямочный ремонт производится тогда, когда на дорогах появляются большие провалы. 14 лет дорога служит, и каждые пять лет можно делать средний ремонт, ямочный, а потом уже капремонт или реконструкцию. Чем хорош ямочный ремонт? Оперативно можем залатать дыры на дорогах, и нести меньше затрат, – сказал и. о. замакима Рудного.
Вопрос к подрядчику: почему едва ли не одномоментно по всем запланированным участкам срезали асфальт, а потом постепенно приступили к укладке асфальта? Нельзя ли залатать одну яму, а потом взяться за следующую, не превращая город в сплошную яму?
– Невозможно привезти горячий асфальт и ждать, пока вырежут яму, чтобы потом закатать. Если бы у нас был меньший объем, допустим, 500 квадратных метров, тогда можно было бы так поступить. А у нас 25000 квадратных метров, и конкурс, объявленный очень поздно. Поэтому сначала всё нарезали, а потом начали асфальтировать, – ответил Атом Никогосян.
Прокомментировал подрядчик и некачественную работу на некоторых участках:
– Поставщик привез некачественный битум, поэтому асфальт начал крошиться. Последние три-четыре дня демонтируем плохой асфальт, чтобы положить новый, качественный, – сказал Атом Никогосян.
Первый участок, который осмотрели, – улица Корчагина, что в районе магазина «Браво».
Следующий участок – 50 лет Октября – проспект Студенческий, рядом с кафе «Махаббат». Здесь ямы были залатаны, но от работы практически не осталось и следа.
Поинтересовались: каким образом будет производиться расчет с подрядчиком?
– Если, допустим, из всего объема по договору подрядчик выполнит 5000 квадратных метров, будем обязаны заплатить за 5000 квадратных метров, если примем данный объем работы. Оплачиваем только то, что сделано качественно, – ответил Валерий Полешко.
В завершение выездного мониторинга осмотрели, пожалуй, один из самых разбитых участков – по улице Горького рядом с учебным центром АО «ССГПО». Его, как и остальные, которые после ремонта вновь пришли в негодность, подрядчик заверяет сделать за два-три дня, пока прогнозируется плюсовая температура. Как только ночью будет фиксироваться минусовая температура, работы по ямочному ремонту остановят. На данный момент, по словам Атома Никогосяна, компания произвела ямочный ремонт 20000 квадратных метров дорог.
На ямочный ремонт было выделено 201 миллион тенге.
Ямы на въездах во дворы, как планировалось, залатать не удалось, и этот вид работы переходит на следующий год.
По словам Валерия Полешко, в 2024 году ямочным ремонтом будет охвачено не менее 50000 квадратных метров дорог, с учетом реконструкции пяти дорог.
Владимир Завалий, осматривая работу по ямочному ремонту, пользуется планшетом, в который загружена специальная программа, разработанная Национальным центром качества дорожных активов. Программа идет с привязкой GPS-навигации, то есть автоматически указываются координаты, где зафиксирован дефект дорожного полотна. Так же работают и с отобранными пробами.
– Вношу в программу замечания. Судя по осмотру, здесь (по Корчагина – Примечание автора) наблюдаем выкрашивание, а левее уже образовались выбоины. Зиму такой асфальт переживет, а вот весной весь разлетится, – говорит Владимир Завалий.
Журналисты поинтересовались: могут ли такие изъяны появиться из-за некачественного битума, о чем говорил подрядчик?
– Договор с отделом ЖКХ заключен только по среднему ремонту дорог, текущий ремонт не проверяем. Я выступаю в качестве приглашенного эксперта, который осуществляет визуальный осмотр дорожного полотна. Дефекты могли возникнуть из-за некачественного битума, или же из-за несоблюдения температурного режима при проведении ремонтных работ. Принимать такие работы, или нет – решать заказчику, мы можем только рекомендовать, – ответил Владимир Завалий.
Если дело дойдет до суда между заказчиком и подрядчиком, то представителя Центра качества дорожных активов по Костанайской области могут подключить в качестве третьей стороны, который озвучит свое экспертное мнение.
Елена ВОРОНИНА,
фото Алексея
ФРОЛОВА, автора