Альтернативой выравниванию тарифов мог бы стать возврат к «ночному» тарифу…
В рамках реализации Национального проекта по развитию предпринимательства на 2021-2025 годы предусмотрено поэтапное сокращение разницы и отмена дифференциации тарифов между группами потребителей на услуги электроснабжения. Первыми на себе эту инициативу испытают Алматы, Костанайская и Западно-Казахстанская области как пилотные регионы уже в текущем году. BaigeNews.kz на примере Алматы разбирался, каковы возможные последствия данного решения.
Роста тарифа на электричество с осени не избежать
Казахстан обеспечивают электроэнергией 47 энергопроизводящих станций, 19 региональных электросетевых компаний (по передаче электричества от станций до городов), и 37 энергоснабжающих организаций (ЭСО), доводящих электричество до по конечных потребителей — населения, предприятий и бюджетных организаций. Приказом Министерства энергетики РК с 1 июля повышены предельные тарифы на производство электрической энергии у 26 из 47 энергопроизводящих организаций, их рост составит в среднем 10-12 процентов по стране.
В профильном ведомстве заявили, что повышение предельных тарифов на выработку электрической энергии было неизбежным и связано с увеличением стоимости топлива (уголь, газ, мазут) и его транспортировки. Также в ведомстве убеждены, что скорректированные предельные тарифы позволят поднять электрическим станциям уровень заработных плат производственного персонала от 15 до 30 процентов.
В связи с тем, что конечная цена для потребителей складывается из предельного тарифа энергопроизводящих организаций, тарифа на передачу электроэнергии и надбавки на снабженческие услуги, изменение хотя бы одной составляющей приведет к изменению тарифа для конечного потребителя.
Таким образом, более половины жителей и предприятий Казахстана с осени увидят в своих квитанциях более высокий тариф за электроэнергию. Насколько увеличится тариф для населения, решат территориальные департаменты Комитета по регулированию естественных монополий Министерства национальной экономики РК на основании заявок ЭСО с учётом мнения общественности.
Другое дело, что в трёх регионах страны — городе Алматы, Костанайской и Западно-Казахстанской областях, тариф для населения на свет может увеличиться не на заявленные 10 процентов, а сразу на 15 процентов и больше. Таким образом, в этих регионах начнут в пилотном режиме сокращать разницу между тарифами для разных групп потребителей. Цель — к 2025 году уравнять тарифы для всех групп потребителей электричества.
С 2020 года в Казахстане разные категории потребителей платят за электроэнергию по разным тарифам. Например, в Алматы до января 2020 года все категории потребителей платили по 17,12 тенге/киловатт. Сегодня при среднеотпускном тарифе 19,74 тенге/киловатт население платит за свет 16,86 тенге, юридические лица 20,79 тенге/киловатт, а бюджетные организации — 27,23 тенге/киловатт (все тарифы указаны без учета НДС).
«На сегодня в Алматы разница между среднеотпускным тарифом и тарифом для населения составляет 15 процентов. Если с учётом неизбежного повышения тарифа из-за изменения отпускной цены у электростанций примем решение, что с осени надо поднимать общий тариф на 10 процентов, то по всем группам будет повышение 10 процентов. Если хотим снизить нагрузку на юридические лица и бюджетные организации, и для населения повысим тариф на 15 процентов, то разрыв уже составит 11 процентов. И так, если мы каждый год по 3-4 процента будем сокращать разрыв, то к 2025 году мы придем к среднему единому тарифу для всех категорий потребителей», — сказал председатель Комитета по регулированию естественных монополий МНЭ РК Асан Дарбаев.
Сверхзадача — борьба с инфляцией
В Комитете посчитали, что после выравнивания цен экономия по затратам на оплату счетов за электричество у юридических лиц составит 3,7 миллиарда тенге, у бюджетных организаций — 400 миллионов тенге. Ведомство полагает, что сэкономленные средства бизнес использует для расширения производств, повышения зарплат сотрудникам и уж точно не будет повышать цены на выпускаемую продукцию для населения.
Асан Дарбаев пояснил, что электростанции, ЭСО и энергопередающие компании свои доходы в любом случае получат. Но при существующем дифференцированном тарифе расход предпринимателя на электроэнергию выше, и он эти расходы закладывает в цене на товары для населения.
Тем самым, даже если простой человек платит за электричество меньше напрямую, то косвенно, за счет высоких цен на товары и услуги, он тоже ощущает высокий тариф для юридических лиц.
«Если у юрлиц повысить тариф на 2-3 процента, то это отразится серьезно на цене всего, что производится в Казахстане. Если же тарифы будут выравнены, и цена за электричество для бизнеса станет ниже, ликвидируется одна из причин повышения цен на товары и услуги. Таким образом, данная мера позволит замедлить удорожание продуктов и товаров, и позволит населению экономить, даже с учётом повышения тарифа на электроэнергию», — озвучил Асан Дарбаев.
Есть ли выход?
Известный экономист и энергетик — бывший глава корпорации KEGOC Асет Наурызбаев считает, что дифференцированный тариф нужно отменять сразу, и однократно уравнять тариф для всех групп потребителей, а не по частям, чтобы ожидаемый эффект был ощутим сразу. Более того, он отметил, что освободившиеся после уравнения тарифов деньги бюджетных организаций можно было бы направить на существенное расширение числа получателей объемов жилищной помощи и АСП, чтобы резко взлетевший тариф для населения не бил по карману людей.
«В обсуждениях должны активнее участвовать представители местных исполнительных органов, они должны будут представить новую программу компенсации, охватив более широкий круг населения, но не во всех трех пилотных регионах представители акимата участвуют в этой работе, к сожалению», — Асет Наурызбаев.
Другие эксперты сильно сомневаются, что снизившиеся цены на электричество помешают бизнесменам продолжать повышать цены на продукцию. Наоборот, есть риск, что и цены будут расти дальше, и за свет простое население будет платить больше из-за общего ажиотажа и нежелания вникнуть в суть тарифной реформы.
В Агентстве РК по защите конкуренции обещают, что после пересмотра тарифов проведут широкомасштабную разъяснительную работу среди малого и среднего бизнеса о необходимости снижения цен, а при явном злоупотреблении антимонопольным ведомством будут применены соответствующие меры антимонопольного регулирования, прописанные в законодательстве, но что покажет реальность, пока неизвестно.
Альтернативой выравниванию тарифов мог бы стать возврат к «ночному» тарифу, как это было в Алматы в 2000-е. Тогда за использованное в ночное время электричество тариф был очень низким, в то время как плата за использованный утром, днем и вечером свет была повыше, в квартирах для учёта устанавливали так называемые двухтарифные счётчики. Потом эту практику отменили.
«Сейчас на разных площадках этот вопрос опять поднимается. Здесь есть и плюсы и минусы. Пиковое время потребления — вечернее, но тариф ещё дневной, и населению пришлось бы платить по высокой ставке. Вернуть ночной тариф можно, то для начала необходимо просчитать, какова будет разница между двумя тарифами, будет ли возможность перекладывать нагрузку по тарифу на другие группы потребителей. Все это необходимо просчитать по всей цепочке — от электростанций до ЭСО. Ночной тариф будет выгоден только тем, кто потребляет электричество ночью, и определённый запрос есть», — пояснил Дарбаев.
А пока все участники рынка электроэнергии ждут, что отмена дифференциации тарифа по категориям потребителей приведет к созданию условий для конкуренции на рынке розничной реализации электрической энергии. Сейчас на бумаге розница находится в конкурентном рынке, но по факту в каждом регионе есть энергоснабжающая организация-монополист, её основные потребители — население. Другие ЭСО работают только с бизнесом.
«На рынке Алматы есть четыре ЭСО, но ни у одной из них нет в клиентах непосредственно населения. Мы выходили с предложением, чтобы у вновь создаваемой ЭСО было как минимум 30 процентов потребителей среди физических лиц. Возможно, когда мы сравняем тарифы юрлиц и населения, на рынке Алматы увидим новые ЭСО, которые будут бороться за клиентов, возможно, тарифы за счёт конкуренции на рынке электроэнергии. Рынок должен будет к этому прийти, и за счёт такой конкуренции тариф на электроэнергию может также снижаться», — подметил заместитель руководителя Департамента Агентства по защите и развитию конкуренции по Алматы Еркебай Абдубакиев.