С 1 апреля 2023 года в Казахстане начинает действовать система обязательной маркировки обуви, внедрение которой откладывали на год. Но бизнес заявляет, что это будет дополнительной нагрузкой и он ее может не выдержать.
История вопроса по введению обязательной маркировки обуви достаточно продолжительная. Этот вопрос в очередной раз обсудили во время заседания Комитета торговли на площадке Палаты предпринимателей Костанайской области, сообщает «Наш Костанай».
– 1 апреля 2023 года завершается период, когда разрешалось продавать обувь, не зарегистрированную в цифровой системе. Задача маркировки – сделать процесс продажи обуви в стране прозрачной. На 1 марта в информационной системе маркировки зарегистрировано более 2,8 тыс. участников оборота товаров, в том числе 115 производителей, 774 импортера и 1602 розницы, 341 оптовый реализатор. В каталоге зарегистрировано более 1,2 млн карточек товара. Все это свидетельствует о высокой динамике участия бизнеса в проекте маркировки обуви. Но участники рынка высказываются против введения маркировки, так как это ведет к дополнительным издержкам. По их подсчетам маркировка обуви будет бить даже по мелким розничным точкам, так как базовые затраты составляют более 1,1 млн тенге при среднем обороте 5 тыс. пар обуви. Даже при внедрении маркировки импорт не остановится, потому что отечественных производителей не так много, чтобы закрыть весь рынок, – отметил начальник отдела сопровождения проектов Региональной палаты предпринимателей Костанайской области Роберт Юсупов.
Позиция импортеров и розничной продавцов остается неизменной и заключается в том, чтобы сделать маркировку добровольной. Бизнес не хочет и не может выполнять не свойственные им функции самого государства по борьбе с теневым оборотом и контрафактом.
По словам владельцев обувных магазинов, которые уже зарегистрировались на платформе и ведут маркировку, сам сайт работает со сбоями. Каждой паре обуви присваивается уникальный код, который нужно наклеить на коробку, а во время продажи просканировать его, чтобы товар вышел из оборота в системе. На это уходит очень много времени. Чтобы выставить новый товар на продажу, нужно порядка двух недель.
– Для того, чтобы все четко работало, надо нанять специалиста, который все будет отслеживать. Ему нужно платить зарплату. А если это бутик на рынке на улице, где нет света? Где нет условий поставить компьютер, кассовый аппарат со сканером штрих-кодов. К примеру, на Наримановском рынке 35 продавцов обуви. Где им найти 35 программистов? Где у нас на рынках есть условия для такой работы? Малому бизнесу не под силу такие обязанности. Он просто исчезнет. Как происходит с теми, кто продавал шубы. Если раньше на Наримановке было 11 таких бутиков, то сейчас только два, но они распродают товар, – рассказала член Комитета по вопросам торговли Венера Демченко.
По итогам обсуждения было принято решение отправить в НПП предложение бизнеса по маркировке обуви для розничной торговли.