Марина Глушкова швейным делом занимается более 20 лет, а год назад взялась за пошив национальных костюмов

Мастерица признается, что ей очень нравится погружаться в историю и культуру того или иного народа, без таких знаний сшить наряд с присущим ему национальным колоритом невозможно. И если простой костюм можно изготовить за одну смену, то более сложные предметы гардероба требуют времени, на один головной убор может уйти неделя.

Мы встретились с Мариной Глушковой в ее ателье, которое носит говорящее и чарующее название «Шелковый путь». Женщина рассказала, как она пришла в швейное дело.

– Швейного образования у меня нет. Училась у портной на дому с детства. В школе работы висели для образца. Потом это дело перешло в хобби. Иногда шила подружкам. Мое основное образование – высшая партийная школа в г.Мариуполь, специальность – художник по плакатам. Работала художником на заводе по наглядной агитации. Шила для себя. Потом, в перестройку, это было уже стабильным заработком. До того момента, пока работа не стала механической. После этого, с 2001 по 2004 годы, работала закройщиком в ателье. А с 2004 года открыла собственное ателье, занимаюсь индивидуальным предпринимательством. То есть всю эту работу знаю от начала и до конца. Как к этому шла? Наверное, сама жизнь вела. Всегда говорю: жизнь расставляет все по своим местам, – рассказывает Марина Глушкова.

– Каков профиль ателье «Шелковый путь»?

– У нас очень широкий спектр услуг, работают швеи-универсалы. Шьем все: и женскую, и мужскую одежду, и верхнюю, и легкую. Но мне самой очень интересны именно сценические и национальные костюмы. Причем если говорить о национальных костюмах, то нравится работать не только над казахскими, а над всеми, обращаются за пошивом узбекских костюмов, очень популярен сейчас кавказский костюм. Казахские импонируют тем, что они очень колоритные, разнообразные, нет единого канона. Сейчас ушли от старинных элементов, появляется очень много современных моделей одежды. Конечно, садясь за работу, изучаю историю костюма, сейчас с этим проще – Гугл в помощь, как говорится, а раньше тяжело было раздобыть книги по истории костюма, иной раз приходилось брать в библиотеке, информацию собирали по крупицам. Обязательно советуюсь с кем-то бывалым. Очень ценно то, что наши казахи берегут свою культуру, свое наследие. Сейчас приходит понимание того, что мы должны вернуться к своим корням, к своей истории. Это необходимо, наверное, внутренняя потребность. Мы живем в Казахстане, мы – казахстанцы, и мне все это очень близко. И интересно, конечно. Поэтому и решила взяться за пошив национальных костюмов. Мы и раньше этим занимались, но только по заказам. А вплотную занялась этим, наверное, с год назад.

– Что для вас было самым запоминающимся из всего ассортимента одежды, который вы изготовили за эти годы?

– Очень интересный заказ был из детского дома. Мы шили костюмы, у которых юбки открывались веером. Ребята выступали на конкурсе, и костюмы произвели впечатление. Потом делали птицу Самрук по заказу городского отдела культуры, тоже очень эффектный костюм. За эти годы сделано множество костюмов, все даже и не упомнишь. Помимо этого, еще занимаюсь изготовлением ростовых кукол, практически все ростовые куклы для отдела культуры сделаны нашим коллективом.

– Марина Геннадьевна, с отделом культуры сотрудничаете давно?

– С 2006 или с 2007 года. Участвуем в госзакупках, работаем вплотную со всеми бюджетными организациями.

– Какие от них поступают заказы?

– Очень интересные. В нашем отделе культуры работают замечательные люди, по-настоящему заинтересованные своей работой. К примеру, Наталья Кузнецова, руководитель Центра досуга «Орбита», очень креативный человек. Всегда восхищают идеи певицы Натальи Кругловой. Рудный у нас действительно город, вместивший в себя много талантливых людей.

– За вами стойка с детскими костюмами. Насколько это направление сегодня популярно?

– Одно удовольствие работать с маленькими клиентами, они мои любимые клиенты. Вот, смотрите, костюм ко Дню Победы для самых маленьких: пилотка, гимнастёрка, юбка и Георгиевская лента – на выбор: оранжевая или голубая, кто какую хочет. Вот русский костюм для девочки подростка, сшитый в стиле «Гжель», с кокошником, он простой, но очень эффектный. Вот этот кавказский костюм с папахой для маленького мальчика. Как правило, все эти костюмы берут на прокат, сейчас, в преддверии 1 мая, это очень актуально. Взять костюм на прокат очень удобно: ведь если шить, это уже другие расходы, а буквально через полгода-год ребенок вырастет, и он уже не понадобится.

– Вы говорили, что взявшись за тот или иной костюм, погружаетесь в историю народа. Как костюм обрастает всеми деталями?

– В первую очередь, учитываются пожелания заказчика, спрашиваю, что он хочет получить. Потом учитываем бюджет, без этого никуда. Исходя из этих факторов, стараемся по максимуму удовлетворить пожелания клиентов.

– Сколько времени уходит на пошив национального костюма?

– Минимальное время – это смена, за это время можно сшить совсем простой костюм. А если речь идет о платье, где нужно выкладывать камни, то времени уходит больше, один головной убор можно делать неделю.

– Какой самый интересный национальный костюм вы сшили или хотели бы сшить?

– Сейчас я просто учусь, многому еще предстоит учиться. Человек, наверное, всю жизнь учится. На данный момент мне очень интересны головные уборы: что-то придумываю сама, что-то беру из других источников, добавляя свое. Скопировать полностью увиденную вещь неинтересно. Есть задумка, очень хочу ее осуществить, чисто для души: сделать саукеле в старинном стиле, оно конусообразное, полуметровой высоты, и полностью отделано орнаментами. Сложность в том, что все мелкие детали нужно собрать и выложить на саукеле, причем не налепить хаотично, а сделать аккуратно.

– Пошив национальной одежды – не самое обычное направление для швейного ателье. Много ли у нас в городе подобных ателье?

– В городе их немного сейчас, к сожалению. Одно ателье высокого уровня переезжает в столицу, там больше простора для деятельности. Обидно немного. Я не воспринимаю швейников, как конкурентов, а всегда отношусь как к коллегам. А когда есть здоровая конкуренция – это толчок для всех. Когда берешься за пошив национальной одежды, нужно учитывать, какие требования идут для ткани, к примеру, в казахской одежде больше присутствует бархат, велюр, шифон, органза. Сейчас, конечно, применяются и сетка, и атлас, это новые веяния. Очень много используется камней, орнаментов.

– Часто ли мужчины обращаются в ателье или принарядиться – это все же женская привычка?

– Больше женщины обращаются к нам, конечно. Если приходят мужчины, то это уже люди более зрелого возраста. Но опять-таки, радует то, что детей воспитывают в духе национальных традиций. У нас в городе есть замечательный детский сад «Теремок», там проходят интересные тематические мероприятия, для воспитанников берут у нас костюмы на прокат.

– Марина Геннадьевна, над чем сейчас работаете?

– Шью казахское свадебное платье, поверх которого одевается жилет. Один манжет уже готов, он полностью выложен камнями, второй в процессе. Стойка воротника тоже будет оформлена камнями. Ткань плотная, непросвечивающая. Сейчас опять актуален подол без оборок, просто расклешенная юбка.

– Кроме камней, какую фурнитуру и украшения еще используете?

– Тесьмы и камней используется очень много, разной формы и разных размеров. Естественно, по запросам заказчика либо исходя из назначения костюма. Применяются орнаменты, видите, на готовом изделии они смотрятся совершенно по-другому, нежели в витрине. На головные уборы идут накосники. Все украшения сделаны мною вручную.

– Как долго собирали свой коллектив?

– С кадрами сейчас очень сложно. Все работодатели, наверное, испытали кадровый голод. Получаем плоды того периода, когда акцент ставился на юристов, экономистов, а по рабочим специальностям практически не было выпусков. Рабочие почему-то остались в стороне, обретя статус непрестижных профессий. Что значит непрестижно? Ведь все держится именно на рабочих людях. Сейчас, слава богу, вернулись к тому, что начали выпускать специалистов рабочих профессий. В этом году у нас на практике было пять девушек-портных из социально-гуманитарного колледжа. База у них неплохая, девочки талантливые. И трое из них изъявили желание прийти к нам на работу. Очень рада, что именно молодежь идет в профессию. Опытные мастера уходят на заслуженный отдых, портных даже среднего возраста очень тяжело найти. Вот говорят: «Нет работы», да есть работа, просто многим не очень хочется работать почему-то. Мы сотрудничаем с городским Центром занятости, направляли нам работников, но основная масса приходит только за тем, чтобы отработать определенное время и потом уйти, хотя для них государство предоставляет курсы для овладения новой профессией. Но из всех, кто приходил по направлению от Центра занятости, ни один не остался работать. И это не моя вина, стараюсь привлекать сотрудников, как могу: заработки у нас неплохие. Хоть сейчас готова принять на работу пять человек, но их нет. Усложняет ситуацию с кадрами и то, что многие уехали. Поэтому сейчас создается другой коллектив, новый костяк обрастает. Это, наверное, неизбежно в любом предприятии. Считаю, что все, что ни делается, делается к лучшему. А молодежь, конечно, приходит без опыта, но этого и не следует ожидать, их нужно многому научить. Теорию они знают очень хорошо, практики маловато. Чтобы войти в курс дела, нужен год, не меньше. Я к этому абсолютно готова.

– Еще с какими-то проблемами сталкиваетесь, кроме кадрового дефицита?

– Думаю, сегодня рост цен ощутил на себе каждый. Мы стараемся, насколько можем, сдерживать цены на свои услуги. Были небольшие проблемы с приобретением тканей и прочего материала на фоне сегодняшних событий, но сейчас все нормализовалось, к тому же, у нас был запас. Работа только тогда хороша, когда она приносит удовольствие. Работа должна приносить удовольствие, ведь основную массу времени находимся на работе. Поэтому если ты не любишь то, чем занимаешься, нужно уходить и искать что-то другое, подходящее. Когда погружаюсь в работу над тем или иным костюмом, меня, что называется, «заносит», и уже не важно, в какую сумму он обойдется, мне нужно, чтобы это было красиво, здорово.

– Как оцениваете производительность вашего ателье?

– Учета не веду, могу одно сказать: работа есть постоянно. Нет такого, что праздники прошли, и швеи сидят без работы. Стараюсь рабочий процесс всегда делом заполнять, пробовать что-то новое осваивать.

– Какие планы строите на ближайшее будущее?

– В первую очередь, развивать направление по пошиву и прокату национальных костюмов. Мне это очень понравилось.

Елена ВОРОНИНА,

газета «Рудненский рабочий»
фото Марка ТИХОМОЛОВА