Кому и какая социальная поддержка положена по закону
Видов социальной помощи много, и она оказывается на большие суммы. Однако не все, к сожалению, знают, как происходит оказание помощи, и какая кому положена. На эти и другие вопросы ответила руководитель городского отдела занятости и социальных программ Елена Скаредина.
– В каких случаях граждане могут рассчитывать на социальную помощь от государства?
– Все социальные выплаты, предусмотренные на республиканском, областном и городском уровнях, осуществляются согласно Социальному кодексу. Он был принят два года назад и четко определяет, кто имеет право на социальную помощь. Это люди, находящиеся в трудной жизненной ситуации.
Что такое трудная жизненная ситуация? Это бездомность, безработица, наличие заболевания или группы инвалидности.
Однако хочу подчеркнуть, что каждый случай индивидуальный. Например, если вы безработный, все равно учитывается доход всех членов семьи, проживающих вместе с вами.
Сейчас внедрена цифровая карта семьи. Когда мы вводим в систему данные человека, мы сразу видим наличие у него жилья, пенсионных выплат и другую информацию, которая подтягивается из разных систем.
Если возникают вопросы, мы работаем каждый день, кроме субботы и воскресенья, с 9:00 до 18:30 (обед с 13:00 до 14:30) и даем консультации. Сначала консультируем, а потом уже помогаем.
– Сейчас много говорят о проактивных государственных услугах. То есть, у человека что-то случилось, государство уже знает и извещает его, предположим, с помощью СМС. Но человеку всё равно нужно предпринимать какие-то действия, чтобы ему помогли?
– Да, в прошлом году многие замечали, что приходили СМС от Министерства о возможности обратиться за помощью, например, за получением АСП (адресной социальной помощи) или пособия по потере работы. Но обращение в любом случае должно быть.
Обязательно требуется заявление, хотя его можно направить онлайн, не приходя к нам. Заявительная форма сохраняется. Не может быть так, что вы сидите дома, а вам начисляют пособие. Даже для назначения пособия по потере работы требуется, чтобы человек заявил о себе, например, через портал. Расчет производит Фонд социального страхования, после чего производятся выплаты.
– А какие выплаты осуществляются именно через отдел занятости и социальных программ?
– Выплат достаточно много. У нас есть программа, которая финансируется по решению местных представительных органов, то есть городского маслихата. Вот основные из них:
— Ежемесячно детям, инфицированным ВИЧ – в размере двух прожиточных минимумов;
— Ежемесячно лицам с туберкулезом на амбулаторном лечении – 10 МРП;
— Раз в полугодие лицам с инвалидностью, впервые получающим профессиональное образование, – оплата обучения до 400 МРП;
— Единовременно лицам с инвалидностью на оперативное лечение, если оно не делается в Казахстане по квоте – до 50 МРП;
— Единовременно лицам с инвалидностью на возмещение расходов на проезд в санаторий – до трёх МРП;
— Единовременно лицам с инвалидностью на возмещение стоимости расходов на лекарственные средства – до 30 МРП;
— Единовременно гражданам, пострадавшим от пожара – 100 МРП, или при ликвидации его последствий – 50 МРП;
Единовременно семьям, чей среднедушевой доход не превышает прожиточный минимум, – 15 МРП;
— Единовременно лицам, освободившимся из мест лишения свободы или находящимся на учете службы пробации, – 10 МРП;
Также выплаты ветеранам Великой Отечественной войны, узникам концлагерей и другим категориям.
– Что включает в себя жилищная помощь и кому она положена?
– Жилищная помощь предоставляется на оплату коммунальных услуг, если доля расходов на содержание жилья превышает пять процентов от совокупного дохода семьи. Приведу пример: если среднедушевой доход семьи 120 тысяч тенге, пять процентов от этой суммы – 6000 тенге. Если расходы на коммунальные услуги составляют 10 тысяч, то размер помощи будет 4000 тенге. Но эти расчеты индивидуальны, так как мы берем во внимание только фактическое потребление по счетчикам. Эта услуга оказывается через ЦОН, но мы обычно предварительно консультируем и смотрим документы, чтобы избежать отказов.
– Кто может претендовать на адресную социальную помощь?
– На все социальные выплаты из бюджета за 10 месяцев года использовано 260,3 миллиона тенге, в том числе на АСП 95 миллионов тенге. Адресная социальная помощь выплачивается семьям, где среднедушевой доход на каждого члена семьи ниже черты бедности (сейчас это 40 517 тенге). Берем доходы семьи за предыдущий квартал, и эти данные подтягиваются через информационную систему. Большая часть получателей – это женщины, которые находятся дома по уходу за детьми до трех лет.
– Какие документы необходимо предоставить для назначения АСП?
– Фактически, нужен только документ, удостоверяющий личность. Остальное подтягивается из информационных систем, за исключением, пожалуй, алиментов. Подать заявление можно, не приходя к нам, через портал Egov.
– Если человек понимает, что его зарплаты не хватает, он может обратиться к вам не только за АСП, но и за вариантами трудоустройства?
– Обязательно. Наша основная задача – не просто оказать помощь, а трудоустроить человека. В нашем здании расположен Карьерный центр, где на сегодня представлено более 500 вакансий. Правда, сейчас работодатель хочет видеть «мастера на все руки» – чтобы работник был и сантехником, и трактористом, и плотником, а таких мало.
– Какие меры социальной поддержки оказываются людям с инвалидностью?
– В Рудном проживает 4314 человек с инвалидностью. К сожалению, растет число детей с инвалидностью – сейчас их 550, хотя пять лет назад было 375. Что касается поддержки: во-первых, идет адаптация объектов, до 2027 года мы должны адаптировать 180 объектов. Во-вторых, все основные услуги предоставляются через Портал социальных услуг на основании индивидуальной программы абилитации и реабилитации (ИПАР). В ИПАР прописывается, что необходимо человеку: гигиенические средства, кресло-коляска, тифлосредства, услуги индивидуального помощника, специалиста жестового языка или санаторно-курортное лечение.
Что нас радует – мы (отдел) больше не проводим тендеры и госзакупки. Человек с инвалидностью сам заходит на портал и выбирает поставщика товара или услуги. Как только он получает услугу, мы ее оплачиваем. Наша работа стала больше информационной. У нас есть уголок самообслуживания, где наши сотрудники помогают тем, кто обратился впервые, разобраться с порталом и ЭЦП.
Алексей ЭНДРЕС,
фото Султана СЕРТАЕВА