Не остаться на обочине жизни

113 человек проживает в Центре поддержки детей с особыми образовательными потребностями. Как их готовят к взрослой жизни?

Ирина Дмитриева вот уже 22 года является директором Центра поддержки детей с особыми образовательными потребностями. Раньше он назывался по-другому, долгое время это была специальная школа-интернат №1 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Чем сегодня живет образовательное учреждение, какие цели ставит педагогический коллектив перед собой и для воспитанников, об этом поговорили с руководителем Центра.

– За мою бытность руководителем название нашего учреждения менялось 16 или 17 раз. Но суть остается неизменной: помочь ребенку, подтянуть его до уровня общеобразовательной школы и дать путевку в жизнь, – говорит Ирина Дмитриева. – Наша категория детей – это дети легкой умственной отсталости и дети с задержкой психического развития. Передо мной, как перед директором, стоит одна из главных задач – сделать так, чтобы наши дети не остались на обочине жизни. То есть научить их всему. Если мы не научим, то уже никто не научит. Поэтому большое внимание уделяем профориентации. Дети пятых-шестых классов знакомятся со специальностями. Большое внимание уделяется именно трудовому воспитанию. У нас очень хорошо преподается швейное производство, столярное и слесарное дело. Швейным делом занимаются не только девочки, но и  мальчики. А какие мальчишки шьют костюмы! Порой даже лучше, чем девчонки. Учим детей тем навыкам, которые помогут им заработать на жизнь.

Ирина Николаевна продолжает:

– Мы ведь специальная организация, поэтому наша вторая задача – подтянуть детей до уровня общеобразовательной школы. Не секрет, что в них наша категория детей теряется. Ведь нереально, чтобы учитель мог заниматься как детьми с особыми образовательными потребностями, так и с детьми, у которых задатки математики, русского языка и так далее. А у нас специальная школа. Помимо всех основных предметов, еще есть коррекционные занятия. Вот именно на них детей и подтягиваем.

Сегодня в Центре поддержки детей с особыми образовательными потребностями проживает 113 детей, из них 26 сирот и 87 человек, оставшихся без попечения родителей.

– У ребенка с легкой умственной отсталостью ограниченное количество специальностей, которыми он может овладеть. Если наш ребенок получает одну специальность, будет ли он востребован? Конечно, нет. И будучи депутатом, всегда говорю: « Мы должны этих детей обучать не два года, а три года. И давать не одну специальность, а три специальности, чтобы они были востребованы!».

Моя задача – заниматься с детьми с задержкой психического развития (ЗПР) так, чтобы вытянуть их на общеобразовательный уровень. А детей с легкой умственной отсталостью подтянуть хотя бы на уровень ЗПР, потому что там специальности абсолютно те же самые, что и у детей, которые оканчивают общеобразовательные школы. Единственное отличие в том, что наши дети оканчивают 10 классов и учатся с нулевого класса. То есть мы растягиваем общеобразовательную программу. Детям легче ее освоить. У нас в Центре очень хороший коллектив. В течение двух лет восемь детей из ЗПР перевели в общеобразовательные школы. Я считаю, это здорово. Из категории детей с легкой умственной отсталостью в категорию с ЗПР перевели девять человек. У этих девяти детей будет больше возможностей получить нужные специальности, которые необходимы нашему городу, – говорит Ирина Дмитриева.

Коллектив Центра разрабатывает очень много программ, методических комплексов, которые применяются на коррекционных занятиях.

– Нашим детям сложнее в школах города. Потому что у нас существует система сопровождения детей. Конечно, нам проще. Всегда говорю родителям, чьи дети учатся в специальных школах: «Радуйтесь, что они есть, что в классе не 25 человек, а 12 человек. Когда учитель может каждому ребенку гораздо больше дать, чем в общеобразовательной школе». Работала в общеобразовательной школе, знаю. У нас очень хорошие педагоги, не спорю. Но нереально к детям такой категории подойти за урок, например, не два раза, а пять раз. А мы это можем. И плюс, если что-то ребенок не понял, на коррекционных занятиях может получить всю информацию, которая необходима. Не говорю, что наша организация уникальна. Но это та организация, которая помогает детям подтянуться до определенного уровня – поясняет директор Центра поддержки детей с особыми образовательными потребностями.

Ирина Дмитриева поделилась мечтой: чтобы при Центре открылся колледж для детей с особыми образовательными потребностями. Где они проходили бы обучение в течение трех лет и получали по окончании три специальности, а не одну, как сейчас.

– Наши дети слабее физически, но здесь, у нас, они становятся тверже, крепче стоят на ногах. Им потом легче в жизни адаптироваться. Будучи депутатом, очень много слышала пожеланий родителей особенных детей, которые не могут обучаться в колледже: «Надо, чтобы дети адаптировались к взрослой жизни в социуме. Чтобы они не ограничивались 9-10 классами, а учились в колледже». Да, дети сложные, но ведь мы можем их научить, на начальном этапе, как правильно вытирать пыль, как правильно мыть пол. Таким образом он будет адаптироваться. И очень много детей благополучных родителей, которые говорят: «Мы согласны платить за колледж, чтобы наш ребенок обучался, был в социуме, развивался». Но очень часто эти дети остаются только с родителями. Это тоже большая проблема, которую надо решать, – делится соображениями Ирина Дмитриева.

В Центре поддержки детей с особыми образовательными потребностями находятся дети от 6 до 18 лет. Они на полном государственном обеспечении. – Наши дети не всегда показывают прекрасные результаты, но у нас свой уровень. Качество знаний в нашем Центре поддержки детей составляет 73 процента. Им сложно в олимпиадах, но мы их тоже организовываем, объединяясь с другими специальными школами. Чтобы наши дети могли показать себя. А им очень нужно, чтобы их оценили, сказали: «Какой ты молодец!». Наши воспитанники удачно выступают в творческих фестивалях и конкурсах. Недавно выступали на фестивале «Кубок надежды» среди всех детских домов Казахстана. Это мероприятие организовал «Народный банк».  Второй год участвуем. Наши мальчики привезли пятое место, девочки – третье место, – не без гордости рассказывает Ирина Дмитриева.

На этот учебный год перед коллективом Центра поддержки детей с особыми образовательными потребностями стоит много задач. Основная – пересмотреть вопрос о профориентации воспитанников.

– В 2017 году был заключен меморандум между АО «ССГПО», нашим учреждением и колледжами города. Наши дети не просто знакомились со специальностью, они ездили на комбинат, смотрели за производственным процессом, а затем шли в колледжи, где штукатурили, варили. Они погружались в специальность и уже тогда определялись, чем хотят заниматься. Этот меморандум очень основательный. Хотим как раз подумать именно над профориентацией, как дальше двигаться в этом направлении, – поясняет Ирина Дмитриева.

Воспитанники Центра приучены к порядку. И к труду. На территории высажено много цветов, в частности, роз. Ежегодно здесь высаживают, при активном участии детей, более 1000 петуний, чтобы облагородить территорию, а затем вывезти и высадить в загородном лагере «Лесная сказка» в Мендыкаринском районе.

– Мы показываем детям, как должно быть дома всё устроено. Чтобы девочки владели иголкой, а мальчишки слесарными инструментами. Наши мальчики ремонтируют мебель в лагере, могут прочитать любой чертеж. Наши дети не должны остаться на обочине дороги. Мы стараемся всё для этого сделать, – отмечает директор Центра поддержки детей с особыми образовательными потребностями.

Что касается жилья. Не у всех воспитанников Центра оно есть. Большинство ставят в очередь в течение трех месяцев, как ребенок поступил в учреждение. – С 2004 года в Рудном начали восстанавливать дома. Первым, если не ошибаюсь, восстановили девятиэтажный дом на пересечении улиц Парковая – Гагарина. И вот там впервые наши дети-сироты получили квартиры. Затем в восстановленном доме по улице Ленина, 187. Сейчас полным ходом идет строительство, невозможно нарадоваться этому. Те дети, которые в 2012 году были поставлены в очередь, они уже практически все получили квартиры. Всегда говорю детям: «Вы должны работать. Если будете хорошо работать, тогда будете иметь и семью, и крышу над головой». Пока ситуация с жильем остается сложной, но поскольку в городе активно идет строительство, 20 процентов от сданных квартир получают наши дети, – отмечает Ирина Дмитриева.

Булат МУСИН,

фото Алексея ФРОЛОВА