Новые цели – новые результаты

Ректор Рудненского индустриального университета рассказал об инновационных образовательных программах и о зарубежных стажировках студентов и преподавателей

Рудненский индустриальный университет вступил в новый этап развития. С июня 2024 года, с назначением нового ректора Нурбека Сапарходжаева, вуз укрепляет свои позиции в подготовке специалистов для горнопромышленного сектора и активно реализует инициативы по модернизации образовательного процесса и материальной базы.

О достигнутых результатах и планах рассказывает ректор РИУ Нурбек Сапарходжаев.

– За время нашей работы мы провели масштабные изменения в университете, направленные на улучшение инфраструктуры, повышение качества контингента студентов и внедрение современных инновационных образовательных программ. В частности, значительно увеличили количество студентов. Если год назад в вузе обучалось 1300 человек, то в этом году их уже 1804. Планируем дальнейший рост, и рассчитываем в течение двух лет довести число студентов до 2-2,5 тысяч человек, включая зимний набор.

В этом году внедрили 15 новых инновационных образовательных программ. Среди них три программы бакалавриата и одна магистратуры, разработанные совместно с МИСИС (Московский институт стали и сплавов) для подготовки кадров для завода горячебрикетированного железа. Уже начат набор студентов на бакалавриат, а в зимний период планируется набор на магистратуру в количестве 15 и более человек по договоренности с ССГПО. На данный момент сотрудники объединения проходят подготовку к вступительным экзаменам в магистратуру. Кроме того, разработали три новые программы двойных дипломов с зарубежными и казахстанскими вузами, – говорит ректор РИУ.

Он отметил, что в этом году увеличилось количество обучающихся по государственным образовательным грантам – 17 процентов поступивших обучаются на основе этих грантов. Кроме того, 20 процентов студентов обучаются благодаря корпоративным грантам, предоставленным социальными партнерами. А таковых становится больше. Помимо АО «ССГПО», это компании Allur, «Костанайские минералы», «Полиметалл», «Камлит».

Были времена, когда в РИУ обучалось до 5000 студентов, столько и составляет пропускная способность вуза.

– Активно занимаемся восстановлением учебно-лабораторного комплекса, который является важным объектом для нашего города. К сожалению, строительство этого здания, начатое 38 лет назад, так и не было завершено.

Активно сотрудничаем с акиматом Костанайской области, и я хотел бы выразить благодарность акиму области Кумару Аксакалову за его внимание к данной проблеме и поддержку инициативы по восстановлению корпуса. У нас уже есть предварительные договоренности, и планируем завершить восстановление здания в следующем году. Здание находится на балансе вуза, однако внутренних ресурсов для завершения строительства у нас, к сожалению, нет. Тем не менее, мы активно продвигаем этот проект. В настоящее время идет работа по передаче объекта, а также разрабатываются механизмы для его окончательного завершения. Этот вопрос находится под постоянным контролем. Если корпус будет восстановлен, это значительно увеличит нашу пропускную способность и привлечет больше студентов, – отметил Нурбек Сапарходжаев.

В РИУ активно работают над привлечением молодых специалистов. В этом году приглашены шесть новых преподавателей из Алматы, Туркестана и других областей.

– Продолжаем активно работать над улучшением нашего профессорско-преподавательского состава. В частности, делаем акцент на привлечение зарубежных профессоров, так как у нас есть планы по развитию англоязычных образовательных программ. Это позволит нашим студентам не только обучаться у нас на английском языке, но и предоставит возможность продолжить обучение за границей, например, в Корее и других странах, сотрудничая с нашими партнерами. Один из наших студентов сейчас обучается в Корее. Его обучение полностью финансируется принимающей стороной, включая стипендию, а также ему разрешено работать на условиях частичной занятости. Это важный шаг для того, чтобы наши студенты могли проходить стажировки и обучение за границей, – говорит спикер.

Что касается кадров. Вакансии есть. Их стараются закрывать за счет внутренних резервов. Это проблема не только РИУ или региона, но и всей страны.

– Не так давно подписали меморандум с Департаментом государственной службы Костанайской области. И даже там наблюдается кадровый дефицит. Это касается всех сфер. Постепенно решаем этот вопрос. Уже достигнуты договоренности о привлечении специалистов из Узбекистана, сейчас рассматриваем возможность сотрудничества с профессорами из России и Таджикистана. В нашем вузе наиболее ощутима нехватка преподавателей, владеющих государственным и английским языками. До недавнего времени обучение велось только на русском языке, что, на мой взгляд, было ошибкой. Особенно это сказывалось на студентах из Узбекистана и южных регионов, некоторые студенты были неудовлетворены качеством обучения. Постепенно исправляем эту ситуацию. Сейчас в университете открыты группы с казахским языком обучения, и активно работаем над привлечением квалифицированных кадров. Также постепенно решаем проблемы с кадрами по направлениям металлургии, горного дела и энергетики. Наша цель – уже в следующем году полностью перейти на обучение на двух языках: государственном и русском, формируя отдельные группы, – отметил Нурбек Сапарходжаев.

– Вы упомянули, что один студент сейчас обучается в Корее. Какие еще возможности предоставляет ваш университет для зарубежных стажировок?

– У нас есть несколько направлений, по которым наши студенты могут проходить обучение за границей. Во-первых, это программа академической мобильности, которая поддерживается Министерством науки и высшего образования. В этом году шесть наших студентов отправились в Болгарию, где обучаются в рамках этой программы. Кроме того, наши партнеры из Европы и Кореи ежегодно предоставляют нам возможности для стажировок. Однако здесь есть важный момент: не все студенты могут воспользоваться этими возможностями из-за недостаточного уровня владения английским языком. Конкурс на участие в таких программах довольно строгий, и для успешного прохождения необходимо соответствовать определенным требованиям. Это не так просто, как может показаться на первый взгляд.

– Какой студент может пройти обучение за границей?

– В первую очередь, это студент, владеющий английским языком. Мы не требуем высочайшего уровня, например, 11 баллов, но минимальный уровень должен быть, хотя бы 5,5 по IELTS, а в некоторых случаях – 6. Всё зависит от требований конкретного университета. Наши студенты, включая абитуриентов, должны понимать, что английский язык уже стал необходимым навыком. Его знание должно быть нормой. К сожалению, многие наши соотечественники этого не понимают и предпочитают уезжать, например, в Россию. Мы согласны, что Россия – это хороший выбор, но важно также изучать, как живут люди в других странах, таких, как Корея, Пакистан, Германия и другие.

В рамках партнерства с Московским государственным строительным университетом шесть наших студентов получили возможность бесплатно обучаться на их онлайн-платформе. Это особенно ценно, так как обучение у них – удовольствие недешевое. Кроме того, активно работаем с российскими вузами, чтобы наши студенты могли участвовать в программе «2 плюс 2». Это позволяет им учиться первые два года у нас, а затем завершить обучение на 3-4 курсе в российских вузах, получив двойной диплом – нашего университета и российского.

Аналогично сотрудничаем с немецкими вузами, включая Фрайбергскую горную академию, которая является нашим надежным партнером. Также у нас есть партнеры из Университета прикладных наук в Нордхаузене (Германия). Есть стратегический партнер из Турции, который готов принимать наших студентов. РИУ активно сотрудничает с Рижским институтом транспорта в рамках подготовки кадров для логистики и автомобилестроения.

Однако основной проблемой остается языковой барьер. Чтобы решить эту задачу, внедряем англоязычные образовательные программы и уже запустили курсы английского языка. С прошлого года также проводим курсы английского и казахского языков для преподавательского состава.

Стремимся привлекать новые проекты, чтобы наш профессорско-преподавательский состав имел возможность выезжать за границу, повышать уровень своих знаний. К сожалению, основная проблема заключается не в отсутствии возможностей с нашей стороны, а в поиске достойных кандидатов, которые готовы и способны участвовать в таких инициативах. Тем не менее, мы всегда открыты для поддержки.

– Спасибо за разговор.

 

Булат МУСИН,
фото Султана СЕРТАЕВА