Помоги стать частичкой общества

Рудненский детский дом с сентября работает в новом режиме

Изменилось и название учреждения – Центр поддержки детей, нуждающихся в специальных социальных услугах города Рудного. Здесь проживает 110 детей: 100 школьников и 10 дошкольного возраста.

Воспитательный процесс остался неизменным. Детям помогают адаптироваться в условиях современного мира, решить их проблемы, дав всё необходимое. Помочь детям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации.

– С сентября перешли на новый режим, открылись две временные группы для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, – рассказал директор учреждения Павел Коваль. – Раньше эти функции выполняли так называемые приюты – Центры поддержки детей. Два в Костанае и в Житикаре. Было принято решение, что один такой Центр будет закрыт, и дети перейдут к нам. На данный момент семь детей из него переведены. Ждем решение суда. После еще четверо перейдут. Будем функционировать в новом режиме. Дети, оказавшиеся на улице в нашем городе, близлежащих районах будут по линии здравоохранения, образования, полиции доставляться к нам.

Пока таких групп – две, по 15 человек каждая. Сюда определяются дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. Если ребенок потерялся, бродяжничает, или ушел из дома из-за какой-то конфликтной ситуации. Будет потребность, добавятся дополнительные группы временного пребывания. Площадь Центра поддержки детей, нуждающихся в специальных социальных услугах, позволяет разместить три-четыре такие группы. В Костанае ранее были открыты две временные группы, и добавят еще одну.

Имеется разработанный алгоритм по приему детей в эти группы. В первую очередь, врачи проводят визуальный осмотр с оказанием возможной медицинской помощи. Проводится беседа с психологом для выяснения обстоятельств ситуации, из-за которой ребенок оказался в таком положении. А также минимальные медицинские анализы перед размещением с другими детьми.

Срок пребывания во временной группе ограничен. Потерявшегося ребенка могут забрать в первый же день, или на следующий. В зависимости от ситуации, дети могут находиться здесь максимум до полугода. За это время судом принимается решение об их дальнейшей судьбе.

Государство создает хорошие условия, чтобы дети были не только одеты, согреты, накормлены, но и обучены.

– Сегодня ребенок, находящийся у нас в Центре, не нуждается в одежде, питании, обучении, развитии, – отметил Павел Коваль. – Все проблемы решены. Помимо того, что дети обучаются в городских школах, в нашем доме с ними работают 17 педагогов дополнительного образования. Чтобы найти ниточку, за которую можно потянуть и помочь ребенку выйти из той ситуации, с которой он пришел, где он был неуспешен, не ходил в школу, занимался не теми действиями. Мы показываем, что есть другая жизнь, стараемся заинтересовать ребенка, в том числе через дополнительное образование, чтобы он научился побеждать, верить в себя, в то, что он может быть успешен. Чтобы он состоялся в жизни. Грань между «домашними» детьми и нашими очень тонкая. Ведь многие «домашние» дети не готовы к самостоятельной жизни, не могут определиться с профессией, не социализированы. Их родители заняты зарабатыванием денег и содержанием семьи. А воспитательным процессом мало кто занимается. У нас же штатно работают педагоги, нацеленные на то, чтобы подготовить ребенка ко взрослой жизни, чтобы он не боялся, что попал в детский дом. В жизни всякое бывает. Любой ребенок из детского дома может попасть в семью, или в одночасье «домашний» ребенок из семьи оказаться в нашем Центре.

К концу лета воспитанники Центра вернулись из лагеря, приступили к учебе. По итогам прошлого года 41 процент детей окончили школу на «4» и «5». Это те дети, которые раньше по различным причинам не посещали школу, были не успешны. Порядка 10 ребят после девятого класса перешли в десятый и планируют поступать в высшие учебные заведения. 16 выпускников Центра разъехались по вузам и колледжам. Двое выпускников поступили в вузы Костаная и Алматы. К примеру, Анастасия Мухитова по программе «Путевка в жизнь» поступила в Центрально-Азиатский Университет в Алматы.

– Программу «Путевка в жизнь» уже 10-й год реализует АО «Нурбанк». Программа помогает детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в получении высшего образования и в самореализации через трудовую профессиональную деятельность. Студенты получают бесплатное высшее образование. Нурбанк покрывает расходы по проживанию, выплате стипендий, питанию, опекая студентов в течение всего процесса обучения. Цель программы – дать возможность встать на ноги, стать самостоятельными, чтобы дети не приобретали привычку, которая могла бы выработаться за время пребывания в детдоме, – ходить с протянутой рукой или, того хуже, ожидать, что им кто-то что-то должен, – говорит Павел Коваль.

По словам основателя программы, акционера АО «Нурбанк» Эльдара Сарсенова, образовательная программа «Путевка в жизнь» выполняет две социальные функции: первая – решение проблемы получения высшего образования детьми, которые воспитываются в детских домах и опекунских семьях, и вторая – социализация казахстанской молодежи и формирование высокого уровня профессиональной, нравственной и гражданско-правовой культуры студентов. Ценность такой формы благотворительности – в личной вовлеченности, а не в формальном предоставлении средств.

Около 14 лет в Центре поддержки детей, нуждающихся в специальных социальных услугах, работает программа «Домой», в рамках которой более 300 детей обрели семьи.

Последние три года здесь функционирует Школа приемных родителей («Рудненский рабочий» не так давно рассказывал об этой Школе), прохождение которой является обязательным условием для потенциальных усыновителей. Так как людей, желающих взять ребенка из детдома в свою семью, нужно обучить и подготовить. Они должны понимать, что воспитание ребенка – это ежедневная работа, в том числе и над собой.

Уже 10 лет в нашем детском доме работают над тем, чтобы предприятия, жители города через общение, встречи с воспитанниками помогали им в социализации. В этом году был инициирован проект «Наставники». Чтобы, покидая детский дом в 18 лет, у молодого человека был тот, к кому можно обратиться за помощью и советом. Дети, у которых есть родители, сталкиваясь с проблемами, могут всегда получить поддержку дома. В Центре за детьми ухаживают, решая все их проблемы. В самостоятельной жизни их придется решать уже самим.

Наставником может стать любой гражданин или предприятие. Если есть люди, желающие поучаствовать в жизни детей нашего Центра, то двери всегда открыты, и руководство готово к сотрудничеству. На постоянной основе ведется поиск единомышленников, тех, кому небезразлична судьба детей, лишенных родительской заботы.

Иван ЛЕЩЁВ,

фото Алексея ФРОЛОВА