Прививая заботу о природе

В Рудном открылся центр компетенций «Экологическое воспитание»

Открылся он на базе школы-гимназии №7 имени Беимбета Майлина. На данное мероприятие были приглашены директора 10 школ-клубов ЮНЕСКО и четыре кандидата, а также представители школ и детских садов области.

Согласно дорожной карте «Качественное образование доступно каждому», в нашей области ежегодно открываются центры компетенций по определенным направлениям. В системе среднего образования открылся второй центр компетенций, по экологическому воспитанию. В рамках открытия центра был продемонстрирован опыт школы-гимназии №7 Рудного. Ведь она была выбрана неспроста.

С 2021 года началось активное движение школ по вхождению в члены клуба ЮНЕСКО. Выбирались школы, максимально активно проявляющие свою деятельность в рамках устойчивого развития. В школе-гимназии №7 имени Беимбета Майлина создана своя система по экологическому воспитанию. Школа является региональным представителем клуба ЮНЕСКО. Поэтому и было предложено именно здесь открыть центр компетенций «Экологическое воспитание».

Членами клуба ЮНЕСКО являются 10 школ области. В их числе много сельских и малокомплектных школ, что немаловажно, а организации образования являются кандидатами в члены клуба ЮНЕСКО. В следующем году состоится заседание правления клуба, на котором будет приниматься решение по итогам полугодия о выборе новых участников и кандидатов клуба.

– Этот статус – школа клуба ЮНЕСКО – дает школе международное сотрудничество, – отметила заместитель директора областного методического центра Татьяна Набатникова. – Это определенная реализация цели устойчивого, целенаправленного развития, взаимодействие с различными организациями образования в международном пространстве, доступ к международным конкурсам по целям устойчивого развития. В рамках 17 целей устойчивого развития есть такая цель, как экологическое воспитание, бережное отношение к природе. В целом, идет целенаправленная работа, которая интегрируется в учебный и воспитательный процесс.

Школа, где более углубленно прививается экологическая культура, перед собой ставит гораздо большие задачи, чем другие. Ведь это не только экологическое воспитание и просвещение, но и ответственность молодежи за окружающую среду.

Профессиональная подготовка учащихся является одной из главных целей такой школы. В течение всего учебного года в ее стенах проводятся различные мероприятия на экологическую тематику: конкурсы, защита научных проектов, конференции, олимпиады, тренинги. Всё это расширяет знания не только в области экологии, но и становится мотивацией к выбору экологических специальностей после окончания школы.

– Очень рада присутствовать ещё на одном открытии центра компетенций в нашей области, – отметила заведующая методическим кабинетом Карасуского отдела образования Розия Тлемисова. – Этот центр компетенций открылся по экологическому воспитанию. В нашем районе тоже активно внедряется экологическое воспитание в школах. Есть районные проекты по экологическому воспитанию. 11 школ вошли в областной проект «Экологическая школа». Думаю, у нас есть такая потребность, именно в центре компетенций. Наши школьники задумываются о том, что состояние экологии на сегодняшний день – очень важная проблема. И для того, чтобы воспитать у них экологическую культуру, и нужны такие центры компетенций. Мы стремимся извлечь для себя какой-то определенный опыт, участвуя в подобных мероприятиях. Мы знаем, что школа-гимназия №7 Рудного давно занимается эконаправлением. Поэтому хотелось бы что-то новое для себя почерпнуть, для наших школ увезти домой. Со мной приехала директор Карасуской школы. Эта школа является участником областного экопроекта. В одной школе у нас по два-три проекта реализуется. Большинство экологической направленности. Каких-то особых вложений, отдельного финансирования для этого нет. Всё в рамках предметов экологической культуры и экологического воспитания. Экологическая культура и экологическое воспитание интегрируются в предметные знания. Это знания, которые необходимы для каждого на планете. Ведь это привитие любви к родному краю через познание природы, через оставление чистого, экологического следа. Будущее в руках наших школьников.

Помимо открытия центра компетенций, состоялись и практические занятия. На них присутствующие смогли не только изучить опыт нашей школы-гимназии имени Беимбета Майлина, но и поделиться своими знаниями и наработками в рамках экологического воспитания, приняв участие в практических занятиях.

Глобальные проблемы современного мира, такие, как национальные и социальные конфликты, экономические проблемы, истощение природных ресурсов, экологический кризис имеют в своей основе недостаток компетенций человека. Одной из таких компетентностей является экологическая компетентность.

Экологическое образование появилось одновременно в разных странах благодаря первой конференции по окружающей среде в 1972 году. За эти 50 лет образование прошло такой сложный путь, на котором от факультативов в школах, детских садах, университетах система образования развилась в комплексную систему, которая основывается не только на знаниях, но и на получении практических навыков.

– Сейчас в образовании довольно таки широкий спектр занимают исследования, – подчеркнула в своем выступлении кандидат технических наук, старший преподаватель кафедры биологии, экологии и химии Костанайского регионального университета имени Ахмета Байтурсынова Гульнара Юнусова. – На сегодняшний день исследования становятся уже не частью ученых, взрослых людей, а частью школьного и вузовского образования. Тем не менее, образование основано на использовании научных данных, теориях, навыках. Мы готовим специалистов экологов. Очень рада, что в школьной среде теперь единомышленников становится больше. У вас появляются горизонтальные связи в виде школ ЮНЕСКО. Желаю вам всем пройти этой нелегкой, но успешной дорогой. И пусть она для вас будет творческой, насыщенной и профессиональной, – пожелала Гульнара Юнусова, рассказав о направлении своей кафедры и университета. Возможно, в скором будущем школьники станут ее студентами, которые в дальнейшем еще немало хорошего сделают для родного края.

О работе школы-гимназии №7 имени Беимбета Майлина в рамках экологического воспитания подрастающего поколения рассказала директор Кымбат Бирманова.

– В нашей гимназии экологическое воспитание охватывает учащихся всех классов. Для учащихся 1-4-х классов разработаны специальные программы наблюдений за природой. Например, ученики первого класса изучают экологические аспекты природы, ведут наблюдения. Во 2-4-х классах ученики участвуют в более сложных проектах, связанных с изучением природы и ее изменений. В 5-6-х классах учащиеся создают макеты и исследуют актуальные экологические проблемы региона. Старшеклассники активно участвуют в международных программах ЮНЕСКО, которые включают 17 направлений. Одним из таких проектов стал международный конкурс рисунков. Наши ученики принимали участие и заняли призовые места, представив свои работы на мировом уровне, – рассказывает Кымбат Бирманова. – У нас есть всё необходимое для эффективного обучения. Например, лаборатории, где ученики могут проводить анализ воды, мастерские для изготовления макетов, цифровые микроскопы для изучения природных материалов. Кроме того, у нас есть интерактивные панели, позволяющие проводить занятия на высоком уровне. Ученики нашей гимназии регулярно участвуют в республиканских и международных конкурсах. Недавно в Алматы прошла крупная конференция в рамках экологической инициативы ЮНЕСКО. Наши ребята успешно представили свои проекты и вошли в число победителей.

Школа-гимназия №7 не планирует стоять на месте, а стремится развивать новые направления в экологическом воспитании, в том числе, создавая проекты, связанные с геологическими исследованиями и сохранением биоразнообразия. Кроме того, ребята покажут себя, участвуя в международных экологических инициативах.

Для школьников участие, а тем более победа в таких проектах являются отличным мотиватором. Ведь у них в школе есть балльная система оценки проектов, основанная на критериях ЮНЕСКО. Например, за каждую представленную работу или проект ученики получают баллы, которые затем учитывают при подведении итогов года.

В 2025 году запланировано открытие еще двух центров компетенций в среднем образовании. Одним из них станет центр компетенций по музейной педагогике на базе Карасуской школы Карасуского района.

 

Иван ЛЕЩЁВ,

фото Султана СЕРТАЕВА