Весной этого года в Казахстане заработали новые правила по обязательной регистрации смартфонов, чьи IMEI-коды оказались не верифицированы. Однако до сих пор казахстанцы продолжают сталкиваться с проблемами при покупке новых мобильных телефонов, передаёт корреспондент Tengrinews.kz
Обязательная регистрация IMEI-кодов ввезённых в страну смартфонов была введена для борьбы с «серым» рынком. Власти заявили, что бизнесмены обязаны легально ввозить в страну гаджеты и платить с этого налоги. Все устройства, завезённые иным путём, будут блокировать.
Первые два месяца процедура для бизнеса была бесплатной, но с 25 мая за каждый телефон необходимо платить 1 МРП — 3932 тенге в 2025 году. Процесс верификации передали частной компании — ТОО ATS Mediafon KZ.
Если казахстанцы столкнулись с тем, что купили незарегистрированное устройство, они могут обратиться в указанную компанию, например, через сайт. При этом ранее в правительстве заявляли, что предоставлять аналогичные услуги может любая компания — при условии соответствия квалификационным требованиям и положительного заключения комиссии.
Министерство искусственного интеллекта и цифрового развития, в свою очередь, советует проверять IMEI устройства перед его приобретением. Сделать это можно также онлайн.
На что жалуются казахстанцы?
Несмотря на то, что процесс покупки, проверки и верификации, казалось бы, понятен, казахстанцы продолжают сталкиваться с проблемами. В социальных сетях время от времени можно встретить жалобы на продавцов, которые сбывают нелегальные смартфоны, а после за дополнительные деньги предлагают их же зарегистрировать. Это незаконно.
«Действия лиц, предлагающих платные услуги по так называемой «верификации» мобильных устройств, противоречат законодательству Казахстана. Подобная деятельность фактически способствует обходу таможенного и налогового законодательства, поскольку позволяет незаконно легализовать устройства, ввезённые без надлежащего декларирования и уплаты таможенных пошлин», — сообщили в цифровом министерстве в ответ на официальный запрос редакции Tengrinews.kz.
Там добавили, что подобные схемы рассматриваются как уклонение от уплаты обязательных платежей, что наносит прямой экономический ущерб государству, снижает поступления в бюджет и создаёт неравные условия конкуренции на рынке мобильных устройств.
«Уполномоченные органы последовательно принимают меры по пресечению подобных нарушений и привлекают виновных лиц к ответственности по законодательству Казахстана», — добавили в министерстве.
Для чего нужна верификация?
В Министерстве искусственного интеллекта и цифрового развития считают, что внедрение системы верификации мобильных устройств помогает бороться с «серым» рынком. По данным ведомства, блокировка IMEI и «чёрные списки» уже доказали эффективность — они не допускают к сетям нелегальные телефоны и сокращают оборот контрафакта. Совместно с таможенным контролем система увеличивает долю официального импорта, повышает налоговые поступления и делает рынок более прозрачным. В дальнейшем планируется развивать механизм и усилить межведомственное сотрудничество для «обеления» рынка.
Что делать покупателям?
Тем временем, по информации некоторых пользователей соцсетей, они получают SMS, что купленный ими новенький смартфон не зарегистрирован и ему грозит блокировка. Обычно на регистрацию дают время, однако в ней могут отказать. Подробно об этом мы писали здесь.
Как сообщили в министерстве искусственного интеллекта и цифрового развития, если вы приобрели смартфон и получили SMS-уведомление о том, что устройство не верифицировано в базе данных IMEI и может быть заблокировано, сначала следует обратиться к продавцу.
«Согласно действующим правилам верификации абонентских устройств, именно продавец несёт ответственность за реализацию официально ввезённых и зарегистрированных устройств. Если покупатель получил уведомление о незарегистрированном IMEI, это свидетельствует о нарушении со стороны продавца — либо устройство ввезено нелегально, либо не было поставлено на учёт при импорте. Покупатель имеет право обратиться к продавцу с требованием устранить нарушение — зарегистрировать устройство или заменить его на легальный аналог», — отметили в ведомстве.
В случае отказа можно обратиться в департамент по защите прав потребителей по месту жительства либо в суд с требованием вернуть деньги, если продавец нарушил условия реализации официального товара.
В целом перед покупкой смартфона казахстанцам рекомендуют проверить статус верификации устройства через официальный сервис kz-imei.kz или же в мобильном приложении eGov Mobile. Это позволит убедиться, что устройство верифицировано в установленном порядке и будет корректно работать в Казахстане.
Изображение сгенерировано при помощи нейросети