Продукция филиала ТОО «Фирма «Арасан» реализуется не только по всему Казахстану, но и экспортируется в Россию

История Рудненского завода пиво-безалкогольных напитков берет свое начало с декабря 1972 года. В 1983 году завод вышел на хорошую мощность – сварено 932 тысяч декалитров (один декалитр равняется 10 литрам) пива.

После приватизации в 1993 году завод переименован в Акционерное общество закрытого типа «Алтын Су». А с 2000 года открылась новая страница в его истории: завод, простаивавший на тот момент, приобрела компания «Сана», так он вошел в состав ТОО «Фирма «Арасан», которая также владеет пивзаводом в Костанае.

На протяжении нескольких лет шла модернизация производства, а в декабре 2005 года рядом со старым заводом с нуля построен новый пивоваренный завод, производственное оборудование стоимостью 10 миллионов евро для которого поставлено компанией «Ziemann» (Германия). Управление всеми технологическими процессами, включая варку сусла, брожение, созревание, фильтрацию пива, мойку оборудования, полностью автоматизировано. Это дало хорошую отдачу: в 2008 году при мощности завода в пять миллионов декалитров сварено 1,1 миллиона декалитров пенного. Через четыре года объем увеличен до семи миллионов декалитров пива.

Летом филиал «Рудненский филиал» ТОО «Фирма «Арасан» работает на пике своих возможностей.

– У нас сезонное производство. Зимой, весной, осенью объемы производства снижаются, потому что снижается покупательская способность. Объемы за первое полугодие текущего года выросли по сравнению с прошлым годом на 15 процентов, и составляют порядка 32 миллионов литров пива. Примерно 70 процентов из этого количества занимает драфтовое (разливное) пиво, остальное – фасованная продукция в формате бутылка и банка. В этом году у нас расширился рынок экспорта – сейчас он составляет 30 процентов от общего объема, благодаря чему увеличились и объемы производства. И, соответственно, объемы продаж, – рассказывает начальник планово-экономического отдела ФРФ ТОО «Фирма «Арасан» Юлиана Забара.

По Казахстану ФРФ ТОО «Фирма «Арасан» реализует, в основном, драфтовое пиво, на экспорт уходит фасованная продукция. На территории республики компания работает только с крупными потребителями, дистрибьюторами, на территории Костанайской области – напрямую с магазинами и супермаркетами. Экспорт – это Россия, она охвачена практически полностью, начиная от приграничных районов (Челябинск, Екатеринбург, Омск) и до Москвы и Санкт-Петербурга. Пока еще не достигли того уровня, чтобы тягаться с чешскими или немецкими производителями, но есть к чему стремиться.

– Наша продукция ценится качеством. Конечно, в России есть свои производства, есть аналоги, но раз приобретают у нас такой большой объем, значит, потребитель ценит качество в первую очередь, – говорит Юлиана Забара.

Основа для производства любого сорта пива – это высококачественный солод (ячмень высокого качества специально пророщенный и обжаренный) и хмель. Хмель в ФРФ ТОО «Фирма «Арасан» покупают в Германии, солод используется российский.

– В Казахстане есть предприятия, которые производят солод, но по цене они не проходят. Возможно, это связано с тем, что сейчас курс рубля достаточно низкий.

И по качеству наиболее подходящий для нас именно российский солод, – объясняет начальник планово-экономического отдела ФРФ ТОО «Фирма «Арасан».

В 2005 году, с вводом нового завода, в ФРФ ТОО «Фирма «Арасан» изменился производственный процесс.

До этого пиво варилось открытым способом, сейчас применяется закрытый способ. Весь технологический процесс протекает по европейским стандартам.

– Перекачка пива происходит не ручным, а автоматизированным способом, везде установлены соответствующие программы, которые помогают производственному процессу. Из-за этого и производительность выше, и качество лучше, – отмечает Юлиана Забара.

Сегодня на заводе работает более 400 человек. Острый дефицит работников ощущается в сезон – с середины апреля и до середины сентября, в зимнее время справляются своими силами. Не хватает грузчиков, операторов на линии. Есть в пивоварении специфические профессии, они касаются технологии производства пенного напитка. Технологи – узкоспециализированная профессия. Хотя, здесь работают специалисты, которые в свое время окончили Рудненский индустриальный институт по специальностям «Машины и аппараты пищевых производств», «Технологические машины» (с направленностью в пищевом производстве).

– Когда человек приходит на производство, он сталкивается с его своеобразностью, будь то молочное или пивное производство. Поэтому когда к нам устраиваются новые работники, конечно, происходит их обучение, – отмечает начальник планово-экономического отдела ФРФ ТОО «Фирма «Арасан».

Не могли не поинтересоваться, как на заводе осуществляется контроль качества выпускаемой продукции.

– Существует лаборатория, которая занимается контролем качества продукции. У нас несколько контрольных точек: начиная от варки и заканчивая готовой продукцией. Лаборатория берет пробы и полуфабрикатов, и готовой продукции на анализы. Показателей очень много: в первую очередь, микробиологические, содержание кислорода, цвет, горечь, плотность. Кроме того, есть еще химическая лаборатория, которая также участвует в определении различных качественных показателей нашей продукции, – отвечает Юлиана Забара.

Задаем вопрос и о ценовой политике ФРФ ТОО «Фирма «Арасан».

– Как и на всех предприятиях, наша ценовая политика включает два этапа: определение себестоимости производства и определение цен конкурентов. У нас есть специалисты, которые занимаются ценообразованием, они находят нечто среднее между этими двумя составляющими. Для потребителей, особенно для крупных, предусмотрены специальные активности, маркетинговые мероприятия, которые они используют для дальнейшего продвижения товара до конечного потребителя, – говорит Юлиана Забара.

В целом, по словам начальника планово-экономического отдела ФРФ ТОО «Фирма «Арасан», конкуренция на их рынке очень высокая. И хоть наш завод достаточно крупный, производственная мощность позволяет работать с высокими темпами, очень сложно бороться с большими компаниями, которые являются транснациональными, такими, как «Carlsberg», «Efes». Поэтому здесь стараются цепляться за любые свободные на рынке ниши.

– «Carlsberg» из России ушел полностью, и все силы они бросили на другие бывшие республики Союза. В таких условиях конкурировать, конечно, очень тяжело, – добавляет Юлиана Забара.

У многих ФРФ ТОО «Фирма «Арасан» ассоциируется с напитком «Грушевый» или с квасом. По этим позициям объемы производства тоже внушительные.

– Порядка 25 тонн в месяц уходит на рынок напитков газированных, безалкогольных «Грушевый» и «Мохито». Костанайская область потребляет их очень хорошо. Многие говорят, что наш «Грушевый» напоминает напиток, который производили в советское время, у людей он ассоциируется с детством, – рассказывает начальник планово-экономического отдела ФРФ ТОО «Фирма «Арасан».

«Грушевый» и «Мохито» изготавливаются традиционным способом, как в былые времена. Варится сироп, он добавляется в напиток, плюс ароматизаторы высокого качества, их закупают в Германии.

– На территории нашей площадки производится квас «Хлебный». Летом это бренд. Объемы зависят от погоды. Если стоит сильная жара, квасной цех работает на пределе производственной мощности – единовременно в день можем выдать 10 тонн. Жара спадает, снижаются и объемы. Последняя продажа кваса в сезон обычно происходит в начале сентября, и квасной цех закрывается, – говорит Юлиана Забара.

Для производства кваса используется квасное сусло, сахар. На заводе квас изготавливается так же, как и в домашних условиях, только в гораздо больших объемах. С недавних пор рудничане могут попробовать квас «Славянский», с июня его начали производить в Рудном, на Костанайском пивзаводе он выпускается давно. «Славянский» варится вне зависимости от сезона, покупают его не только в нашей области, но и дистрибьюторы по Казахстану.

Модернизация производства в ФРФ ТОО «Фирма «Арасан» осуществляется непрерывно. Ежегодно реализуется тот или иной инвестиционный проект. С момента запуска нового завода в 2005 году мощность предприятия выросла в несколько раз, внедрены новые проекты, к примеру, в 2018 году запущена баночная линия, затем – линия фильтрации. В этом году приобретена новая кеговая линия, заработает она к концу августа с дополнительной производственной мощностью.

Елена ВОРОНИНА,

фото Виталия ГОРТ,

автора