День работников культуры и искусства – относительно молодой профессиональный праздник в Казахстане, он учрежден в ноябре 2013 года. С тех пор 21 мая принято поздравлять и чествовать тех, чья миссия – дарить людям праздник, обогащая нашу жизнь новыми впечатлениями.
Торжественное мероприятие по случаю Дня работников культуры и искусства прошло в минувшую пятницу в городском акимате. Благодарственными письмами награждены 52 человека из всех учреждений культуры и досуга Рудного.
Приветствуя собравшихся, заместитель акима города Азамат Искаков отметил, что со снятием карантинных ограничений работники культуры наконец-то вздохнули полной грудью и возобновили свою деятельность в прежнем режиме.
– Мы надеемся, что в этом году и в последующие годы наша сфера культуры будет занимать высокие позиции не только в городе, но и в Костанайской области. Годы пандемийных ограничений, конечно, отразились на сфере культуры, но сейчас мы видим нарастающий потенциал наших творческих коллективов и артистов, доказательство тому – проведение массовых мероприятий на майские праздники, они заслужили восторженные отклики горожан, – сказал заместитель акима.
Поздравила коллег руководитель городского отдела культуры и развития языков Жанат Мурзабаева:
– Я вступила в должность руководителя отдела культуры всего два месяца назад, и уже за это время мы провели несколько массовых мероприятий. По итогам областного смотра самодеятельного народного творчества несколько наших номеров стали участниками Гала-концерта. Хочу всех поблагодарить за сплоченную и хорошую работу.
А мы побеседовали с участниками встречи, поинтересовавшись, как пришли в профессию и почему остаются ей верны.
«Я ЗНАЮ, КАК ДОЛЖНЫ ЗВУЧАТЬ ИНСТРУМЕНТЫ»
Дмитрий ТОЛМАЧЁВ – звукооператор Дома самодеятельного народного творчества «Алые паруса». Он всегда остается за кадром, но в то же время без него не проходит ни одно масштабное мероприятие в городе.
– Звукооператор – это тот, кто отвечает за звук, аппаратуру – и городскую, и ту, которая находится в помещениях, то есть звукоусиливающую аппаратуру. Приходится выполнять и работу звукорежиссера, здесь, в основном, идет запись пения – «минус» и «плюс», молодежи талантливой у нас много, работы хватает. Сколько лет в профессии? Если честно, не считал, но если брать общий стаж еще с ДК «Горняк», около 30 лет. Работа моя, скажем, не сильно простая, всепогодная, но стараюсь выполнять ее качественно, – рассказывает Дмитрий Анатольевич.
Работа звукооператора непроста еще и потому, что здесь нередко случаются форс-мажоры: техника подводит в самый неподходящий момент.
– Бывает, что техника «вылетает» из-за проблем с электричеством, или аппаратура замерзает, когда работаем в сильный мороз, конечно, качество звука теряется, но стараемся минимизировать последствия неполадок. Я знаю эту аппаратуру, работаю с ней много лет, и знаю, что с ней может случиться, поэтому заранее стараюсь подготовиться к возможному форс-мажору, – говорит собеседник.
Еще некоторое время назад Дмитрий Анатольевич работал в одиночку, а сегодня радуется, что появился помощник – Тимур Мамбеткулов, он тоже работает звукооператором в учреждении культуры – в Центре досуга «Орбита».
– Мы друг друга заменяем: если он заболел – я за него работаю, если у меня какие-то проблемы – он меня заменит, – добавляет Дмитрий Толмачёв.
Профессионального образования у Дмитрия Анатольевича нет, как это часто бывает в сфере культуры – самородок.
– Пытался учиться: в 90-е годы поступал в музыкальное училище, но не закончил его. Потому что были тяжелые времена, каждый пытался выжить, и я тоже искал работу, возможность заработать. А вообще, у меня была хорошая школа, хорошие учителя. Я много лет играл в вокально-инструментальном ансамбле, это был «Горняк», ДК «Строитель». Много лет опыта, – вспоминает Дмитрий Анатольевич.
Конечно, музыкальный слух помогает в работе звукорежиссера, очень выручает при записи:
– Потому что ты слышишь, что человек «не попал» в ноту или еще что-то. Приходится подсказывать. Да и в работе звукооператора слух тоже помогает, особенно когда нужно озвучивать группы музыкантов, здесь уже идет другая озвучка, гораздо сложнее. Но, повторюсь, хорошо, когда есть опыт, я знаю, как должны звучать инструменты.
За 30 лет у аппаратуры в любую погоду приходила ли мысль бросить это дело?
– Мысль-то приходила. Но просто мне нравится эта работа. Я люблю музыку, мне нравится смотреть на выступления артистов, да и ничего другого больше не умею, – говорит Дмитрий Толмачёв.
«РОЗА РЫМБАЕВА ПОЗВАЛА ЗА СОБОЙ»
Асель ТАСМАГАНБЕТ – заведующая отделом Дома самодеятельного народного творчества «Алые паруса». А еще Асель – замечательная певица, чей голос становится украшением любой концертной программы.
В сфере культуры она 20 лет. Помимо выступлений на сцене, много времени посвящает работе со студентами, школьниками, которая потом воплощается в совместные вокальные номера и сценические, театрализованные представления.
Всю жизнь учится не только учитель. Нередко, готовясь к большим конкурсам, стремясь удивить зрителей и жюри, певец открывает для себя доселе незнакомые знания. К примеру, на прошлогоднем областном смотре самодеятельного народного творчества Асель Тасмаганбет поразила публику песней, исполненной на десяти языках!
– Песня называлась «Музыка подружила нас». За короткое время пришлось познакомиться с несколькими языками: помимо казахского и русского, в песне звучали слова на чеченском, бурятском, татарском, украинском, азербайджанском, якутском, – вспоминает певица.
На вопрос: «Почему стали певицей?», Асель ответила, что в детстве, наверное, многие хотят стать певцами, артистами:
– В детстве на меня всегда производили впечатление люди, которые поют, танцуют. Они меня притягивали. Розу Рымбаеву люблю с детства. Она меня, наверное, и позвала к искусству. А потом сложилось так, что мне довелось исполнять ее песни. Любовь к Розе Рымбаевой и моя творческая деятельность идут вместе.
Творческий человек – человек настроения. Часто ли приходится оставлять дурное настроение, входя в рабочий кабинет или поднимаясь на сцену?
– Да, у артистов все по настроению, которое бывает переменчивым, как погода. Но, тем не менее, нам нужно передавать музыку зрителю. Когда музыка очень веселая, и ты должен быть веселый. А есть произведения печальные, и тебе нужно передать грусть. Должен все это исполнитель чувствовать и передавать зрителю, – отвечает Асель Тасмаганбет.
К слову о зрителях. Более двух лет артисты и публика были лишены друг друга. Может ли артист прожить без зрителей?
– Во время карантина мы, конечно, чувствовали отсутствие зрителей. Мы привыкли, что нас встречают, нам аплодируют. Эти два с лишним года, конечно, скучали по этой атмосфере, была своего рода «ломка», не хватало эмоций. Старались работать онлайн, но это не то. И вот, наконец, наступило время, когда мы начинаем работать в прежнем формате, наслаждаемся зрителями и их аплодисментами, – отмечает Асель Тасмаганбет.
ТОТ НЕ АРТИСТ, КОТОРЫЙ НЕ ВОЛНУЕТСЯ
Татьяна АБРАМЕНКО – методист Дома самодеятельного народного творчества «Алые паруса». Татьяну рудничане нередко видят на сцене – она выступает в роли ведущей городских мероприятий. А начинала свою деятельность хореографом.
– Я по профессии – художественный руководитель хореографического коллектива, преподаватель. Но так получилось в жизни, что хотелось новых ощущений, быть ближе к сцене, к народу. Даже учась в колледже культуры, всегда участвовала в конкурсах ведущего. Девять лет отработала хореографом во Дворце школьников и молодежи (сегодня это Дворец развития и творчества детей и молодежи – Примечание редакции), у меня было четыре группы, начиная от детей трех лет и заканчивая женщинами, вела восточные танцы. А потом решила изменить профессию и пришла в Дом творчества «Алые паруса», работаю там уже 13-й год. Мне очень нравится моя профессия, особенно работать с детьми, молодежью, дарить им радость, – рассказывает Татьяна Абраменко.
Работа методиста связана не только с документами и составлением отчетов и планов, как может показаться.
– Мы пишем сценарии праздничных мероприятий и, конечно, проводим те мероприятия, которые запланировали. Сейчас готовимся к самому важному – ко Дню защиты детей, этот год в Казахстане объявлен Годом детей. Думаем, что у нас получится провести отличный праздник, есть много задумок, много новых идей, есть уже и участники, – добавляет Татьяна.
Часто Татьяна Абраменко выступает ведущей городских мероприятий. Сильно ли волнение или за годы на сцене оно притупляется?
– Бывает, конечно, что внутри все дрожит. Потому что, как говорит Алла Пугачёва, плохой артист тот, который не волнуется. Поэтому, да, бывает вначале, что боишься, когда выходишь на сцену, а перед тобой много лиц. Боишься, во-первых, подвести свою команду, потому что на тебя возложено столько надежд, тебе доверили вести большой праздник. И, конечно, боишься подвести зрителей, которые слушают и смотрят на тебя. Первые минуты волнуешься, а потом уже все идет как по маслу, включаешься в работу, – отвечает Татьяна Абраменко.
А как найти ключик к юным и маленьким зрителям, ведь нынешних детей, кажется, ничем не удивишь?
– Стараемся идти наравне с ними. Потому что дети – это энергия, это жизнь. Мы у них учимся, берем от них много нового. Это проявилось во время пандемии, когда работали онлайн, в соцсетях. Дети очень любят танцевальные тик-токи, петь песни, стараемся это отразить в нашей работе. Мы разговариваем с ними на одном языке, даем им то, что они любят, – говорит Татьяна.
Способен ли творческий человек воспринимать критику или тонкая натура ее не выдерживает?
– Все мы разные: кто-то более спокойный, кто-то более вспыльчивый и эмоциональный. Я стараюсь критику принимать, конечно, иногда это внутри «жужжит», но потом осмысливаешь и соглашаешься, что где-то стоит пересмотреть свою работу. Люди же не со зла критикуют, – ответила Татьяна Абраменко.
Говоря о командной работе служителей культуры, собеседница подчеркивает: один в поле не воин. Так и в любом творческом мероприятии.
– Одному тяжело, особенно на больших мероприятиях. Нужна команда, в которой каждый занимается своим делом. У нас хорошие хореографы, звукооператоры, методисты, культорганизаторы, руководители – все мы в одной команде. Без них я, например, не справилась бы никогда, – заключает Татьяна Абраменко.
Елена ВОРОНИНА
газета «Рудненский рабочий»