Рудничанин изготовил 36 реалистичных моделей из дерева, практически не отличимых от оригиналов

За 30 лет работы с деревом Александр Цильке изготовил 36 макетов церквей и построек. К сожалению, в сентябре его не стало. Тонкой и кропотливой работой занимался всякий раз как находилась свободная минутка. Всю жизнь предпочитал работать с деревом, собирая мебель, изготавливая оконные рамы, работая плотником в детском саду. Изготовление деревянных моделей начиналось как хобби, и можно было бы считать его таковым, но в какой-то момент это дело стало неотъемлемой частью жизни Александра Адольфовича.

В историко-краеведческом музее открылась временная выставка (она обязательно станет постоянной) «Деревянное зодчество Руси XVI-XIX веков», на которой экспонируются три работы Александра Цильке: модель «Церковь Рождества Богородицы, Великий Новгород, 1530 год», модель «Воскресенская церковь, Суздаль, 1656 год», модель «Дом Елизарова, Кижский погост, середина XIX века». Их он завещал музею.

Здесь мы и встретились с дочерью мастера Ольгой Поповой.

– Увлечение папы началось с того, что однажды, в книжном магазине, он увидел журнал «Дерево и лес», в котором были фотографии Кижского погоста, выполненных из соломки. Это запало ему в душу. И он решил повторить работу, но уже не из хрупкой соломки, а из более надежного материала – дерева. Для изготовления бревнышек диаметром восемь миллиметров использовал обыкновенные оконные штапики – строгал, калибровал через шайбы. В ход также шли деревянные канцелярские линейки, палочки для мороженого. Суть в том, что все модели были изготовлены без единого гвоздя, только дерево и клей. Работа тонкая и кропотливая! Своему хобби он посвящал всё свое свободное время. На изготовление первой модели – Преображенской церкви – ушло около трех лет. Затем была Покровская церковь, Шатровая колокольня и другие работы, – рассказала Ольга Попова.

Александр Цильке изготавливал то, что его интересовало. За три десятилетия он создал в миниатюре 36 моделей: 24 храма и часовен, 12 мельниц, домов и хозяйственных построек. Каждое творение уникально и неповторимо. И всё это при помощи самого обыкновенного инструмента – рубанка, скальпеля, пинцета и надфиля. Перед закладкой сруба Александр Адольфович рисовал план макета на фанере и долго изучал оригинал строения, ведь всё должно было быть идентично. В основном, использовал мягкую сосну, податливую в обработке.

На изготовление Кижского погоста ушло около 15 лет. От Кижи перешел к изготовлению макетов музея деревянного зодчества и крестьянского быта Суздаля. К этому времени Александр Цильке уже набрался опыта, и по окончании работы над музеем истории Суздаля приступил к созданию макетов Новгородского музея деревянного зодчества «Витославлицы».

Работы Александра Цильке участвовали на выставках в Лисаковске, Костанае и, конечно, в Рудном, вызывая немало обоснованных восхищений.

Мнением о новой выставке поделился методист историко-краеведческого музея Александр Кургузкин. Но прежде он отметил, что эта экспозиция примечательна еще и тем, что является первой в нашем музее, которая оформлена с помощью QR-кодов.

– Рудный – город талантов! Тут люди не просто живут, работают, но и творят. Творят такие вещи, которые буквально завораживают. Мы прекрасно знаем городских художников. Но когда появляются такие люди, как Цильке Александр Адольфович, это сродни появлению самоцвета. Однажды он выставлял у нас свои работы на «Ночь в музее», и они произвели фурор. Люди подходили и удивлялись, как можно сделать здание с сохранением интерьера внутри. Особо приятно, что выставка у нас не просто открылась, а то, что автор завещал три полномасштабных модели музею. Это будет наша постоянная выставка. При помощи смартфона посетители могут получить информацию об оригинальных зданиях, наведя камеру на QR-код, расположенный рядом с экспонатами, – рассказал Александр Кургузкин.

Стоит посетить музей, чтобы убедиться, насколько талантлив был Александр Цильке.

Иван ЛЕЩЁВ,

фото Алексея ФРОЛОВА,

из личного архива Ольги ПОПОВОЙ