Рудничанка Лилия Пентюхова рассказывает о том, как состояться в профессии, в какой бы отрасли ни пришлось трудиться

Трудовой биографии Лилии Львовны можно позавидовать: экономист машиностроения по образованию, ей довелось поработать в единственном в свое время в Союзе проектном институте города-миллионника Перми, с переездом в Рудный много лет отдано крупнейшему тресту «Железобетонстройдеталь».

В сложные 90-е годы была заместителем акима Рудного, работая в тандеме с Сакеном Тукеновым. При этом вела педагогическую деятельность в нашем индустриальном институте. А еще Лилия Пентюхова была предпринимателем, и открывала в Костанайской области первую в Казахстане дилерскую компанию шведского концерна Volvo.

Кажется, слишком много для одного человека, особенно, если учитывать, что Лилия Львовна добивалась результатов на каждом вверенном участке работы. Как ей это удавалось и чем она занята сегодня, узнали в ходе разговора. Состоялся который накануне 75-летия нашей собеседницы.

Перед тем, как отвечать на вопросы журналиста, Лилия Львовна отметила, что ей повезло в жизни на встречу с хорошими людьми, на ее пути встречались люди очень грамотные, интеллигентные, с которыми было интересно общаться, у которых можно было учиться.

— Первая работа была в Перми. После окончания Пермского политехнического института начинала работать в проектном институте, единственном тогда в огромной стране. Главным инженером был удивительный человек, на тот момент ему было чуть больше 40 лет, а за плечами – 20 изобретений и патентов. Это восхитительно, – вспоминает Лилия Пентюхова.

В проектном институте она прошла все этапы карьерной лестницы: техник, инженер, ведущий инженер. В Перми проработала более десяти лет.

В 1976 году, по семейным обстоятельствам, приехала в Рудный.

– Приехала ненадолго, помочь родителям, но ненадолго оказалось почти полвека. Очень удивлялись мои тогдашние коллеги, как это я из большого города переезжаю куда-то в неизвестную даль, в Казахстан, несмотря на то, что Рудный был строящимся городом. А меня как раз такой город манил: здесь всё строилось, всё новое, интересное. И, наверное, это правильно. Потому что в последующих командировках – в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве – встречала людей, которые о Казахстане знают мало, а Рудный знают, и с удовольствием вспоминают свои молодые годы, работу на стройках Рудного и на целине, – говорит Лилия Пентюхова.

В Рудном тоже работала по специальности, устроилась в трест «Железобетонстройдеталь». И здесь начинала с рядового экономиста, достигнув должности зама по экономическим вопросам. Увы, сегодня треста «Железобетонстройдеталь» не существует, он не выжил в 90-е.

– Мы очень необдуманно поступили, загубив строительную индустрию. Мы это видим сегодня, ощущаем все, как рядовые жители города, так и руководители-организаторы, которые занимаются строительством. Трест «Железобетонстройдеталь» – одно из крупнейших предприятий стройиндустрии в Казахстане, он выделился из треста «Соколоврудстрой». В состав треста «Железобетонстройдеталь» входило шесть-семь заводов. Из изделий заводов треста «Железобетонстройдеталь» построены не только промышленные, жилые здания Рудного, Костаная, но и объекты далеко за пределами Казахстана. Это было одно из ведущих, самых крупных строительных предприятий во всем Советском Союзе, – рассказывает Лилия Пентюхова.

Не могли не поинтересоваться ее мнением: почему же, будучи таким масштабным, тресту «Железобетонстройдеталь» не удалось удержаться на плаву, как, например, тресту «Соколоврудстрой»?

– «Соколоврудстрой» удержался на плаву благодаря его руководству в лице Бориса Михайловича Колота. Он сумел сохранить костяк, ездил везде, где только мог, искал фронт работ. Наверное, на момент распада СССР многие испытали шок. И утраченное тогда так и не восстановилось. Возьмем нашу область: швейно-трикотажная фабрика, три завода химволокна, камвольно-суконный комбинат – это всё кануло в лету, – отвечает Лилия Львовна.

Был в ее карьере и самый сложный период, как она сама признается, – это работа в должности заместителя акима Рудного. Пришлась она на начало 90-х. Она с нескрываемой теплотой, уважением говорит о Сакене Тукенове, первом акиме нашего города.

– Это был самый трудный период в жизни города, нашей страны: не было работы, не было финансов, люди высокой специальности, награжденные орденами экскаваторщики, электровозники вынуждены были идти на рынок, продавать, обмениваться друг с другом товарами для того, чтобы выжить. Вот в то время я работала в городской администрации. Очень признательна за те годы Сакену Макеновичу Тукенову, как руководителю, наставнику. У него хватало опыта, грамотности, терпения добиваться результатов. Тогда город внедрил такую программу как самофинансирование, самоокупаемость. Ее суть заключалась в следующем: были фиксированные суммы, которые из города должны были перечисляться в республиканский и областной бюджеты, всё остальное, что зарабатывали, имели право расходовать самостоятельно, естественно, соблюдая законодательные нормативы. Очень много пришлось сделать Сакену Макеновичу, не раз ездить в республику, чтобы добиться этого. И около пяти лет Рудный жил по системе самофинансирования. Потом по нашим стопам пошел Лисаковск. Поработать дольше в таком режиме нам просто не позволили, хотя у нас было очень много интересных проектов, например, открытие предприятия «Казинтеркожа» по производству тончайшей кожи для красивых изделий, небольшого завода по производству плодово-овощных консервов, – вспоминает собеседница.

В 1993 году Лилия Пентюхова ушла работать в Рудненский индустриальный институт. Как оказалось, эта стезя была ей очень близка и интересна. В целом, в РИИ она проработала по совместительству и штатно 30 лет, штатно – семь лет. Много лет сначала читала теорию экономики, а потом руководила дипломными проектами студентов, это были, в основном, проекты, касающиеся автоматизации производства, как строительного, так и горного. Лилия Львовна вспоминает бывшую коллегу Галину Куликову, от нее впитала замечательное качество – никогда, ни о ком не говорить негатива.

– Восхитительное качество – не говорить о людях плохо. В каждом человеке есть плюсы и минусы, у кого-то больше, у кого-то меньше, – считает Лилия Пентюхова.

Институт Лилия Львовна оставила, потому что… занялась предпринимательской деятельностью. Вот такой поворот. Как сама говорит, внутри словно есть что-то, заставляющее заниматься передовыми технологиями, проектами.

– В Костанае создали малое предприятие, директором которого довелось быть мне. Мы первые в Казахстане стали официальными дилерами шведской корпорации Volvo. Сейчас в Казахстане нет ни представительства, ни дилерских компаний Volvo, в бизнесе так бывает часто, – говорит Лилия Пентюхова.

Всю жизнь она отработала по образованию, всё потому, что правильно выбрала профессию. Которая служила ей верой и правдой, в какой бы отрасли экономики ни пришлось трудиться – целлюлозно-бумажной промышленности в Перми и стройиндустрии в Рудном, а затем – на административной работе, в педагогической деятельности и в бизнесе.

– Во всех этих сферах мне было комфортно и очень интересно. Я без проблем начинала «с нуля», и добивалась результатов. Всю себя отдавала работе, – говорит собеседница.

Работу Лилия Пентюхова оставила по состоянию здоровья, конечно, хотелось работать еще, но здоровье диктует свои правила. Но это вовсе не значит, что она сидит без дела. Бывшие работники треста «Железобетонстройдеталь» привлекли ее в актив городского совета ветеранов. Она, как обычно, с головой окунулась в новую сферу деятельности.

– Я поняла, что в нашем возрасте, если у тебя нет другой производственной деятельности, нужно делать добрые дела. Очень многим людям нужна твоя помощь, пока ты можешь ее оказать. И этим надо заниматься. Что и делает совет ветеранов под руководством Салимгерея Бексеитова, – считает Лилия Львовна.

Помимо общественной деятельности в качестве члена президиума городского совета ветеранов, она является и членом совета ОСИ, вместе с еще тремя активистами-пенсионерами задавая тон работе по управлению многоквартирным домом. Вот такие у нас ветераны!

Через несколько дней Лилия Пентюхова встретит юбилей. Оглядываясь назад, она ничего бы не хотела изменить, и довольна своей жизнью.

Елена ВОРОНИНА,

фото автора