Рудничанка Оксана Курбанова удостоена премии «Business Lady Qazaqstan-2023»

Республиканская отраслевая премия «Business Lady Qazaqstan» проводится третий год подряд. Ею отмечаются женщины-предприниматели, создавшие бизнес «с нуля» и добившиеся успеха. Помимо этого, проект стремится поддерживать сельских женщин, многодетных матерей и начинающих бизнес-леди.

Профессиональный маркетолог с 10-летним стажем, общественный деятель Оксана Курбанова стала победителем «Business Lady Qazaqstan-2023» в номинации «Лучший маркетолог». Оксана – автор курса по маркетингу, выпустила более 50 студентов, и практически все они трудоустроены.

Как она шла к этому успеху, и почему сегодня бизнесмены обращаются за помощью к маркетологам, Оксана Курбанова рассказала в интервью журналисту «Рудненского рабочего».

– Свою деятельность в маркетинге начинала в медицинском центре «Евразия», работала директором по маркетингу в сети клиник «Жемчужина Стомед». Более года как ушла в самостоятельное плавание в трех направлениях: консультации по маркетингу в разных сферах бизнеса, обучение предпринимателей и всех, кто желает стать маркетологом, и консалтинг для бизнес-компаний в очно-дистанционном формате, – говорит эксперт в области маркетинга Оксана Курбанова.

– Ваша задача?

– Работая маркетологом в найме, не могла создать отдел маркетинга. И не потому, что не хватало компетенции, как управленцу, а не хватало кадров. Маркетинг, в основном, это фриланс (удаленный способ заработка без трудоустройства в штат), и точечные знания: либо диджитал-маркетинг (направление маркетинга, которое подразумевает продвижение услуг и товаров с помощью цифровых технологий), либо другие сферы. Не было комплексных маркетологов. Поэтому и поставила себе задачу создать тот курс, который даст результат и будет обучать комплексных маркетологов.

Что такое маркетинг сегодня? В 2004 году поступила в Рудненский индустриальный институт, и на тот момент это была новая специальность – маркетинг. По окончании института по специальности не работала, потому что она еще не была востребована в нашей области и в Казахстане в целом. Работала менеджером по продажам. Но в последние годы видим, что спрос на услуги маркетологов растет, и начала работать по специальности.

Цель маркетинга – информирование людей о каком-то продукте или услуге, чтобы возникало желание приобретать этот продукт, делать повторные покупки и при этом покупатели должны быть довольны качеством приобретаемого товара.

– Можно ли сказать, что маркетолог – это рекламный менеджер более высокого уровня?

– В какой-то степени да. Потому что маркетинг бывает разных форматов. Как маркетолог, работаю и в онлайн, и в оффлайн формате. Тенденции меняются, и люди сегодня более информированные, более требовательные к рынку. Конкуренция возрастает во всех сферах бизнеса. Поэтому применяю, прежде всего, технологию смыслов – чтобы людям был понятен продукт или услуга. Главная цель – не продать продукт, а донести его ценность, то есть что получит покупатель, приобретя продукт. Когда меняем тенденции в сторону клиента, смотрим с точки зрения клиента, тогда, конечно, и уровень маркетинга, и ключевые показатели в бизнесе повышаются.

– Что можете сказать о бизнесе в Рудном: в какой сфере он развивается, и часто ли бизнесмены пользуются услугами маркетологов?

– Маркетинг многогранен. И бизнесменам, предпринимателям, в первую очередь, не хватает знаний маркетинга. Для них маркетинг во многом заключается в работе SMM-менеджера. Но SMM – это лишь капля в сфере маркетинга. Практика курса по маркетингу за этот год показала, что обучаться хотят не начинающие, а действующие предприниматели. Чтобы знать, какие задачи у маркетолога. И сами потом могут создать команду или взять маркетолога в штат.

Если оценивать Рудный и Костанайскую область, меня радует, что возрастает спрос на маркетинг. Информированности больше. Очень много различных курсов, платформ, тренингов онлайн и оффлайн. Не все предприниматели готовы взять в штат маркетолога, и это нормально. Но многие, повторюсь, обучаются сами, и частично реализовывают инструменты маркетинга. Есть и те организации, причем не всегда крупные, которые держат в штате маркетолога и получают хороший результат.

– Без маркетолога насколько сложно продвинуть свой продукт?

– Если рассматривать оффлайн бизнес в масштабах нашего города, то в принципе, и без маркетинга можно обойтись, сработает сарафанное радио. Тяжелой артиллерии маркетинга не требуется. Но все мы хотим расти, и бизнес хочет расти. Зачастую сейчас открываются возможности для масштабирования, поэтому люди могут выходить за пределы города, представляя свой продукт или услугу. Вариантов много.

– Наиболее интересные проекты из вашей практики?

– Сфера медицины, в которой отработала маркетологом шесть лет, особенная. И многим кажется, что медицине не требуется маркетинг. Но маркетинг это не только новые клиенты – новые пациенты, но еще и сервис. И свою осознанную деятельность в качестве маркетолога начинала в медицинском центре «Евразия». В 2018 году произошел ребрендинг (ранее это был лечебно-оздоровительный центр «Рассвет»). На тот момент отсутствовал call-центр, а без него сегодня невозможно представить медицинское учреждение. Создала call-центр «с нуля». Далее – сервис, то есть информирование населения о врачах, их специализации, навигация (графики работы), плюс внешний вид медучреждения (фирменные вывески) – всё это задача маркетолога. Поэтому маркетинг – это не только прямые продажи, таргетированная реклама, яркие билборды, это еще и пиар – Дни открытых дверей, детские праздники и так далее.

– Насколько ощущается конкуренция среди маркетологов в Рудном?

– После ковида мы все перешли в онлайн. Соответственно, диджитал-маркетинг, SMM-маркетинг стали очень актуальны. И люди начали приобретать эти профессии, точечно. И позиционируют себя как маркетологи. Но по факту могут дать только закрытие точечных задач – работа с сайтами, SMM. Конкуренция среди маркетологов возрастает, а вот качество их услуг, я бы не сказала, что высокое. Есть единицы маркетологов, которые могут работать комплексно, либо точечно выполнять свой функционал, но качественно. Качество – это не просто публикация картинок, а когда с помощью социальных сетей можем подавать информацию красиво, правдоподобно, чтобы продукт захотелось приобрести.

– Почему решились начать самостоятельную деятельность?

– Люблю маркетинг, люблю медицину, со многими бывшими коллегами дружим до сих пор, и это радует. Почему ушла? В какой-то момент поняла, что у меня есть навыки, которые могу передавать другим людям. Пыталась реализовать это параллельно с основной работой, думала, что получится, но нагрузка была колоссальной. Пришлось сделать выбор в пользу себя и моих студентов. И рада, что поступила именно так, потому что вижу результат – география моего курса растет: есть студенты из Астаны, Актобе, присоединяется Россия.

– Что самое сложное в вашей работе?

– Донести собственнику продукта мой взгляд на маркетинг, и на то, как должен развиваться бизнес. Маркетинг не дает моментальных результатов, это достаточно кропотливая работа, которая принесет результат через месяц, а то и через три или полгода. И не каждый бизнесмен готов столько ждать. Но если он нацелен на совместную работу с маркетологом, результаты всегда есть.

– Какими качествами должен обладать маркетолог?

– В первую очередь, это ответственность и креативность. Но креативными не рождаются, это приходит через осознание, желание быть впереди и постоянно обучаться. У маркетолога должно быть большое количество энергии.

– Если провести срез вашей клиентской базы, то кто в основном обращается за услугами маркетолога?

– Не могу сказать, что это конкретная ниша, обращаются и из сферы HoReCa – гостинично-ресторанного бизнеса, оптово-розничной торговли, медицины, косметологии.

– Расскажите об участии в республиканской премии «Business Lady Qazaqstan-2023», ставили ли цель стать лучшей?

– Состою в общественном объединении «Business Woman KZ», которое и является организатором премии. В июле нас информировали, что конкурс состоится в сентябре в Астане. Решила подать заявку. Было волнительно. Не была на сто процентов уверена в победе, решила, что надо попробовать. Собрала портфолио, важно было рассказать не только о профессиональной деятельности, но и о том, чем занимаешься вне ее. С 1 октября этого года являюсь председателем Ассоциации деловых женщин Казахстана по Костанайской области. У меня достаточно социальных проектов, которые веду. Расскажу об одном из проектов – «Наставники» от благотворительного фонда «Дара», он работает в 17 городах нашей страны с 2014 года. За это время 250 воспитанников детских домов обрели наставников. Цель проекта – социализация детей из детских домов через дружбу с наставником. В роли которого может выступить человек от 25 лет и старше, не важно – бизнесмен он, или педагог, если хочет быть другом для воспитанника детского дома, то подает заявку и проходит трехмесячное обучение. В Костанае уже образовалось восемь пар. Каждую неделю воспитанник детского дома и его наставник встречаются. Задача наставника – оказать ребенку не финансовую помощь, а научить его чему-то новому, передать свои практические навыки, просто провести с ним время. После двух-трех месяцев такой тесной дружбы наставник может выходить с ребенком в общество – посещать кинотеатры, театры, или познакомить ребенка со своей семьей. Таким образом воспитанник детского дома расширяет свои границы, знакомится с жизнью, которая протекает за пределами детского дома. В Рудном проект «Наставники» пока не реализуется, но планы такие есть, уже обсуждали данный вопрос с представителями фонда «Дара». В нашем городе есть потенциальные наставники, и думаю, что в будущем проект появится и в Рудном.

Думаю, что в комплексе это всё и дало победу в республиканской премии. Я шла к этому осознанно, конечно, хотелось стать лидером. Но не для того, чтобы зарабатывать больше, а для внутреннего состояния, плюс это определенный статус, репутация.

– Спасибо за беседу.

Оксана Курбанова говорит, что в маркетинге нет четких границ. Поэтому продолжает обучаться. И готовится к участию в V-м Евразийском саммите женщин «Женщины, меняющие мир: новые возможности и вызовы», который 11-12 октября проходит в Алматы. Участники анализируют тренды в женском предпринимательстве, обсуждают успешные женские стартапы, опыт женщин-предпринимателей из Казахстана и других стран.

Елена ВОРОНИНА,

фото из личного архива Оксаны КУРБАНОВОЙ