Майя Меньшенина всю жизнь сама шьет себе одежду. Друзья и знакомые оценили, так появились первые заказчики, на дому. И дело шло неплохо, пока весной этого года Майя не стала участницей традиционной городской бизнес-ярмарки, где её заметили и предложили воспользоваться государственной поддержкой, чтобы выйти на более серьезный уровень.
Майя согласилась, и сегодня признается, что рада такому стечению обстоятельств. Как делала первые шаги по открытию ателье, о предпочтениях клиентов и современных трендах она рассказала журналисту «Рудненского рабочего».
– Ателье открыла с сентября, до этого шила дома на заказ. Открытие ателье для меня – это выход из зоны комфорта.
На бизнес-ярмарке предложили освоить государственный грант. Согласилась. И получила грант с помощью отдела занятости и социальных программ. На выделенные средства – 1,2 миллиона тенге – закупила промышленную прямострочную машину, промышленный оверлок и дополнительное швейное оборудование (стол, примерочную), наняла помощницу, сняла помещение. Всё остальное – стеллажи, ткани, две машинки, парогенератор, расходный материал – своё. В принципе, уже могла выйти на маленькое ателье, но дома работать было комфортно, а двигаться дальше было страшно. Но я рада, что всё получилось так, как надо, – рассказывает Майя Меньшенина.
Специализацию Майя Меньшенина с открытием ателье не поменяла, как и на дому, она продолжает шить одежду из трикотажа – костюмы, платья, футболки, брюки, жакеты.
В ателье шьют только на заказ, то есть в наличии здесь нет одежды. Клиенты остались прежние, появились и новые, кто узнал об ателье благодаря бизнес-ярмарке и сарафанному радио.
Майя признается, что давно сузила свою профессиональную нишу до пошива трикотажной одежды.
– Всегда всё шила себе сама. Швейного образования у меня нет, у меня техническое образование. Работала в сфере энергетики, мне это нравилось, но так сложились обстоятельства, что некоторое время сидела дома. И, конечно, шила, себе и своим родным. Потом стали просить сшить что-то знакомые, с радостью брала первые заказы, шила всё: и жакеты, и пальто. Потом муж подарил оверлок – это самый лучший подарок для женщины! В доме появился швейный уголок. Но затрачивая больше времени и сил на такие изделия, получала меньше экономической выгоды. И приняла решение, что нужно переходить на что-то одно. К тому же, стала интересна тема трикотажа – ведь это, в первую очередь, удобство. Поняла, что трикотажные вещи очень востребованные, вместе с тем, что многие не могут подобрать их себе в магазине, либо же хотят что-то особенное, – рассказывает Майя.
Владелица ателье говорит, что современная мода – это, прежде всего, удобство, мобильность. А не теряем ли мы индивидуальность, непохожесть в погоне за комфортом?
– Это зависит от человека, насколько он индивидуально подходит к выбору гардероба. Можно купить в магазине такой же костюм, как у всех, и даже сшить такой костюм на заказ, но привнести свои изюминки, требования. И зачастую интереснее работать с тем клиентом, у которого очень много требований. Потому что в итоге получается особенная вещь, на 100 процентов ваша. Стремление одеваться удобно не делает нас одинаковыми, мы все – индивидуальны, просто надо использовать свои желания, особенности образа жизни и в одежде, она должна всё это отображать. Одежда – это наше лицо, – отвечает Майя.
Сейчас все ткани владелица ателье заказывает онлайн в казахстанских магазинах, раньше работала с российскими торговыми точками. Все ткани – только турецкого производства, встречается корейская джерси.
– Основной мой заказчик – это все-таки женщины среднего возраста, работающие, они активные, спортивные и хотят хорошо выглядеть. Не буду говорить, что обслуживаем женщин с особенностями фигуры, приходят разные. Большой плюс пошива на заказ: если не можете подобрать вещь в магазине, у вас есть какие-то особенности, желания, то тогда индивидуальный пошив. Потом уже подтягиваются мужья, сыновья, потому что знают, что можно сшить вещь так, как нужно: где-то длиннее, где-то короче. Приводят клиентки и сыновей-подростков, которые уже высокие, но еще худенькие. В этом сезоне было очень много клиентов-мальчишек, и мужчин, которые не любят ходить по магазинам. А у нас практикуется дистанционный пошив: жена сделала мерки супруга и ему не нужно приходить даже на примерку, – говорит Майя Меньшенина.
Принципиально ассортимент ателье не отличается в зависимости от сезонности, изменяется только толщина ткани: к лету шьют из более тонкого трикотажа, муслина и льна, а зимой – из трёхнитки с начесом.
Исключительно ли по заказам горожан работает ателье, или с организациями тоже сотрудничает?
– Фирмы к нам обращались с большими, оптовыми заказами, их было немного, поскольку сроки изготовления достаточно большие – три-четыре недели, минимум – две, ведь работает всего две швеи. Поэтому основным является индивидуальный, пусть и дистанционный пошив. Не хочется уходить в массовость, работать с корпоративными заказами, это не так интересно. Не сядет на каждого одинаково один и тот же костюм, – отвечает Майя.
Заказы поступают не только от рудничан, готовую одежду отправляют в Москву, Шымкент, совсем недавно отправили большую посылку в Германию. Всё шилось без присутствия заказчиков, замеры брались и корректировались дистанционно.
Ценовая политика. К каким расходам должен быть готов человек, если идет в ателье?
– Вещь, сшитая на заказ, естественно, будет дороже той, которую можно купить в магазине. Потому что у нас одежда не отшивается настилом в 10 костюмов. Хотя, мне бы так было проще и быстрее: потрачу меньше времени, если сошью 10 одинаковых костюмов, выкраивать их, подгонять мерки. Нужно рассчитывать, что спортивный костюм на осень-зиму из трёхнитки с начесом обойдется в сумму от 30 тысяч тенге. Сейчас и в магазинах достаточно костюмов с такими ценами. Да, можно выбрать и за 18-20 тысяч, воля ваша. С подростками сложнее работать, таких клиентов у нас меньше – цена за их костюм от 24 тысяч тенге. А маленьким детям лучше покупать одежду в магазине: они быстро растут и быстро вынашивают одежду, – говорит Майя.
Плюс индивидуального пошива и в том, что по желанию клиента вещь могут украсить любой вышивкой (используется термотрансферная печать) – логотипом, фото питомца и так далее. Если хотите – вещь будет сочетать несколько цветов (стиль color block).
– Индивидуальный пошив. В этой формулировке заложена суть нашей работы. Клиент может захотеть всё, что угодно. И, как правило, практически всё возможно воплотить с нашим оборудованием. Каждый заказ интересный. Ты знакомишься с целым миром, а не просто с клиентом. И каждую деталь – выкройку, качество и толщину ткани делаешь и подбираешь под него, – говорит Майя.
А с какими рисками сталкиваешься в процессе пошива на заказ?
– Конечно, риски всегда есть. Но примерка и наличие тканей – у человека есть возможность оценить их качество, спасают от многих рисков. Основные риски связаны, конечно, с дистанционным пошивом – по замерам или ошибкам в замерах. Но и тут уже научились подстраховываться: замеряем не только тело, но и любимые вещи, чтобы точнее определиться с размерами. Бывает, что ткани приходят немного другого качества, хотя заявлены определенный состав и производитель. Это мелочи, но, тем не менее, всегда предупреждаю об этом клиентов, – ответила Майя Меньшенина.
Очень долго Майя называла свою работу хобби, боялась, что может перегореть или шитье надоест.
– Шить – это моё, я люблю этим заниматься. И когда после примерки видишь, что всё получилось, прямо радуюсь, – признается владелица ателье.
А что вдохновляет?
– Многие идеи подглядываешь в соцсетях. А вообще, у меня интересные клиенты, которые сами подкидывают мне идеи, и вместе придумываем, какой должна быть вещь, – говорит Майя.
К слову о взаимоотношениях с клиентами. Майя чаще прислушивается к заказчикам, конечно, советует, если есть необходимость.
– В чём сложность индивидуального пошива? Если человек не привык ходить по магазинам, не знает, как выглядит та или иная модель и видел ее только на фотографии, а хочет такую же, всегда рекомендую: сходите в магазин и померьте примерные модели, чтобы убедиться, нравится вам эта вещь или нет, подходит или нет, – советует Майя Меньшенина.
О расширении ателье Майя Меньшенина пока особо не задумывается: нужно посмотреть, как пойдет работа, будет ли хватать клиентов. Но судя по тому, что сроки изготовления заказа не уменьшились с открытием ателье – вещь шьется по-прежнему в течение трех-четырех недель – количество клиентов растет. И, возможно, в скором времени нужно будет нанимать еще одну работницу.
Елена ВОРОНИНА,
фото Марины КОЛЧАНОВОЙ