25 ноября Марат Карабаев провел встречу с жителями Костанайской области в «Жастар сарайы» в Костанае. После чего прибыл в Рудный, чтобы ознакомиться с проделанной работой по практически завершенному проекту реконструкции автодороги «Костанай – Карабутак» и обсудить новые проекты. В числе которых строительство объездной автомобильной дороги, которая будет огибать Рудный по левому берегу Тобола, что позволит транзитному транспорту не заезжать в город.
На данный момент реконструкция автодороги «Костанай – Карабутак» находится на стадии завершения. Установка дорожных знаков выполнена на 85 процентов, из 801 знака установлены 670, сетчатое ограждение выполнено на 50 процентов, но ожидается, что к концу этой недели уже будет сделано полностью. Помимо того, полным ходом идет установка снегозащитного, барьерного ограждений, сигнальных столбиков и опор освещения.
Из 1191 запланированного столба освещения установлено 564 опоры.
Министру продемонстрировали участки ремонта дорог за текущий год и планы на 2024 год. Выполнено 180 километров среднего ремонта на восьми участках дорог за 2023 год. Дорога протяженностью в 444 километра от Костаная до Петропавловска, в целом, хорошая, имеется лишь 15 процентов плохой дороги. 70 километров полотна требуют среднего ремонта, из них 23 километра предусмотрено отремонтировать на следующий год. Помимо этого по дороге от Костаная до Астаны требуется ремонт двух участков дороги общей протяженностью 28 километров, что составляет три процента от всей протяженности. По дороге «Жезказган – Петропавловск» было сделано 38 километров дороги, осталось 87 километров.
После чего министру был представлен важный проект, как для населения Рудного, так и для водителей транзитного транспорта – строительство автомобильной дороги «Обход города Рудный». Которая будет перенаправлять поток грузового транспорта по существующей развязке на въезде в Рудный со стороны Костаная через мост по действующей дороге с примыканием на село Белозерка, вдоль Балыкты и с выходом на новую развязку возле села Юбилейное. Для этого будет построен еще один мост через Тобол.
Подробно об этом журналистам рассказал главный инженер проектов Виталий Копылов:
– В настоящий момент проект находится на этапе прохождения государственной экспертизы, производится адаптация сметной стоимости строительства и процесс утверждения. Намечаемый срок строительства – начало 2025 года. Предварительная стоимость около 25 миллиардов тенге. Рано говорить о заложенных средствах, так как технико-экономическое обоснование (ТЭО) – это первый этап для того, чтобы аргументировать проект. После завершения ТЭО будет приниматься решение о строительстве. Сейчас наша задача – доказать необходимость этого проекта. В настоящий момент грузовой транспорт движется по автодороге А-22, затем рядом с жилой застройкой по улице Топоркова, потом по объездной дороге возвращается на А-22 в районе новой транспортной развязки. Помимо жителей, трудности испытывает поток грузового транспорта, потому что расчетная скорость перемещения по городу падает за счет светофоров и пешеходных переходов, и, в целом, снижается весь транзитный потенциал дороги А-22.
Планируется направить грузовой автотранспорт по объездной дороге, что позволит обеспечить разделение местного и транзитного движения транспорта. Это, в свою очередь, уменьшит большую загазованность в городе и высокую плотность машин, приводящую к авариям.
Сейчас инженерами прорабатываются все объекты: мосты, трубы, развязки. Вплоть до велодорожки, которая будет проходить вдоль всего обхода общей протяженностью в 15,8 километра. Затем, на стадии разработки рабочего проекта, будет детально рассматриваться каждый элемент обхода, основания и усиления мостов, пересечение, примыкание, поворот, площадки отдыха и прочее.
Планируется расчет строительства. Проект будет разделен на два этапа. Первым этапом, продолжительностью 17 месяцев, будет строительство новой дороги от развязки на выезде из Рудного до примыкания с дорогой по направлению в сторону села Белозерка и реконструкция существующего путепровода, находящегося в данный момент в аварийном состоянии. Вторым этапом, продолжительностью 19 месяцев, станет реконструкция существующей дороги.
Сегодня через Рудный проходит 560 машин в час, это 13440 авто в сутки. По интенсивности движения транспортных средств наша автомобильная дорога относится к I-й категории, превышая показатель 6000 авто в сутки по городу более чем в два раза. После того, как министр Марат Карабаев узнал об этом, то решение о необходимости строительства было очевидно. Обходу быть! Главное, чтобы как можно быстрее, до первой половины 2024 года, предоставили проектно-сметную документацию.
Пользуясь случаем, журналист «Рудненского рабочего» поинтересовался у министра транспорта качеством железнодорожных пассажирских перевозок в стране.
– Не скажу, что в Казахстане в области железнодорожных грузоперевозок и пассажирских перевозок обстановка самая лучшая. В пиковый период присутствует нехватка 300-350 вагонов. По факту у КТЖ 2068 вагонов, износ которых составляет 49 процентов. Соответственно, в пиковый период не хватает билетов, страдает сервис. В этом году купили 64 пассажирских вагона Петропавловского производства. На следующий год ожидаем еще 86, а в 2025 году будет плюс 157 вагонов. С 2025 года будет запущено производство швейцарской компании Stadler. Это самые лучшие в мире вагоны. К 2030 году будет добавлено 844 вагона. Касательно скоростных поездов, то к имеющимся «Тальго» новые скоростные не обсуждаем, потому что это зависит от локомотивного парка. Да, у нас идет нехватка локомотивной тяги. Сейчас в общем закупаем 368 тепловозов, электровозов, и обсуждаем импорт новых 200 единиц техники китайского производства. Среди них, повторюсь, нет скоростных вагонов. Наша магистральная железнодорожная сеть протяженностью 16 тысяч километров имеет почти 57 процентов износа. В этом году было больше 80 инцидентов. Всё из-за того, что магистраль старая. Сейчас будем акцентировать внимание на то, чтобы обновить магистральные железнодорожные сети. Второй момент. У нас низкая доля двухпутных участков, из-за этого падает общая скорость передвижения. После выше озвученных мер, в целом, скорость увеличится, но суперскоростные поезда пока не предвидятся. Сейчас железнодорожная отрасль требует порядка половины триллиона тенге вложений, чтобы завершить все ремонтные работы, – ответил Марат Карабаев.
Перед встречей с министром рудничанин Галымжан Ердаулетов поговорил с корреспондентом «Рудненского рабочего», высказавшись о проблемах, которые волнуют жителей города.
– Нужно, чтобы сначала меняли трубы, а потом только делали дороги, – сказал Галымжан Ердаулетов. – Чтобы укладывали качественный асфальт, и не в последний момент, в дождь. А то дорог хватает на один сезон. 21 век, можно было бы сделать ливневую канализацию по краю дорог. Невозможно ходить и ездить.
Касательно строительства ливневой канализации министр Марат Карабаев ответил, что она находится в ведении Комитета по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства Министерства индустрии и инфраструктурного развития. И, единственное, что можно и нужно делать, так это во время проектирования дороги параллельно разрабатывать проект ливневой канализации. В этом, по словам министра транспорта, должна проявиться компетенция местных исполнительных органов, чтобы одновременно выходили проекты по разным программам финансирования.
Иван ЛЕЩЁВ,
фото Бейбіт МЕЙРАМҰЛЫ и Ивана ЛЕЩЁВА