Рудничане поделились тем, как прошли Школу приемных родителей
1 июля 2020 года в Казахстане вступила в силу новая норма, внесенная в Кодекс «О браке (супружестве) и семье» в декабре 2019 года, – об обязательной психологической подготовке приемных родителей.
Сертификат о прохождении Школы приемных родителей включен в список документов, необходимых для желающих усыновить ребенка. Ожидается, что эта мера уменьшит случаи возвратов детей в детские дома и в целом снизит социальное сиротство.
В нашей области действует четыре Школы приемных родителей, все – на базе организаций образования для детей-сирот. На протяжении четырех лет работу с потенциальными усыновителями ведут в Рудненском центре поддержки детей, нуждающихся в специальных социальных услугах (ранее детский дом). С момента открытия Школы приемных родителей обучение здесь прошел 171 человек.
В их числе Елена Неганова, которая рассказала, почему решила взять в свою семью ребенка из детского дома.
– У меня три родных дочери. Когда подрастала младшая и собиралась в 18 лет вылететь из гнезда, предложила супругу, а я на тот момент работала в детском доме медсестрой, взять Руслана, несмотря на его инвалидность. Мальчик мне очень приглянулся, взгляд у него очень умный, заинтересованный. Запал он мне в сердце. Долго дома обсуждала этот вопрос. Разговаривала с дочерями, которые жили уже не с нами, а своими семьями. Потому что нужно было их разрешение для того, чтобы взять Руслана в нашу семью. Объясняла им: вы вылетели из гнезда, а я привыкла жить в шумной семье, где всегда востребована. Как буду жить дальше? Мне нужно о ком-то заботиться, быть кому-то нужной. А Руслану по жизни будет очень сложно, и нужно, чтобы он вошел в нее подготовленным. Все дочери были «за», муж был не против, так Руслан стал частью нашей семьи, – поделилась Елена Неганова.
Несмотря на врожденные проблемы со здоровьем, у мальчика замечательные вокальные данные. Это Елена Павловна почувствовала сразу, как только познакомилась с Русланом. Когда он стал частью семьи, купила ему синтезатор, и проконсультировалась с педагогом музыкальной школы. Тот подтвердил, что способности есть, и в течение года, до поступления в первый класс, педагог индивидуального занимался с мальчиком. Руслан опережал программу, даже хотели взять в музыкальную школу, но она далеко от дома. И он пошел в школу №1. Перешел в шестой класс, и пошла ломка голоса, а до этого все годы пел в школе. Но продолжает заниматься музыкой самостоятельно, смотрит видеоуроки. Занимает призовые места по игре на синтезаторе в республике и по области.
– Руслану 12 лет. Со мной он почти семь лет. За эти годы прошли 13 операций под общим наркозом. И операции еще предстоят. Пением восстановили дикцию, это было очень сложно. Потом пришла мысль о плавании. Тренеры не брали его в группу, согласились только на индивидуальные занятия. Три года занимался индивидуально. Плавает сейчас как рыба. Пыталась и пытаюсь убедить Руслана, что твое физическое состояние не означает, что ты ничего не можешь. С математикой у него всё хорошо, поэтому открыл для себя шахматы, и здесь получается! Вообще, хорошо учится – пятый класс закончил хорошистом, а до этого был отличником. На синтезаторе играет замечательно. Конечно, горжусь, что там говорить, – рассказывает Елена Павловна.
Но были проблемы другого рода. Принятие обществом. С первого класса дети не упускали возможности продемонстрировать свое негативное поведение по отношению к ребенку, который «не как все».
– Одноклассники попались очень невоспитанные, постоянно обижали Руслана. Да и в детском саду обижали, и взрослые, и дети. Всё время готовила его к тому, как отвечать на такое поведение. В школе начали бить, оскорблять. Обращалась к психологу, сама беседовала с классом. В итоге отдала Руслана в школу бокса, на индивидуальные занятия. Чтобы вселить в него уверенность в себе. Год отзанимался боксом, вернемся из Екатеринбурга (сейчас Елена Павловна с Русланом отдыхают – Примечание автора), продолжит. Считаю, что бокс дает результат, у него не только руки стали сильнее, он сам стал сильнее, – говорит Елена Неганова.
Без сложностей в их взаимоотношениях, конечно, не обходится. Елена Павловна воспитывала дочерей, с мальчиком всё иначе. Супруг умер три года назад, живут вдвоем, все дочери в Екатеринбурге.
– Сложно, но приходим к общему мнению. Стараюсь объяснить, рассказать, подсказать. На рыбалку ходим. Когда мужчины в доме нет, очень тяжело. А Руслан ремонтирует в доме всё. Я на пенсии три года, и он во многом мне помогает. Когда случаются гипертонические кризы, измеряет мне давление, дает лекарство. Не пожалела ни разу, что взяла Руслана. Говорят, что мы даже внешне похожи. А характеры на сто процентов одинаковые: он такой же шумный, бурный, деятельный, как я, – рассуждает она.
И считает, что Школа приемных родителей очень важна для тех, кто собирается взять к себе ребенка из детского дома.
– Когда брала своего Руслана, прохождение Школы не было обязательным, но я с удовольствием прослушала трехмесячный курс, и столько нового узнала, поняла, почему ребенок меняется в поведении. Взять ребенка из детского дома – это не игрушку купить. Если появляется мысль: «Ну не понравится мне ребенок, или не приживется в нашей семье, то сдам его, и возьму другого», то забирать дитя из детдома вообще никак нельзя. Потому что для ребенка это будет большой травмой, вдобавок к тому, что он и так остался без родителей. Надо очень серьезно подойти к решению об усыновлении. Обязательно обговорить это со своими родными: все ли они хотят принять чужого ребенка в семью. Ведь как бы то ни было, а он – чужой, во всяком случае поначалу. Руслан мне за эти годы стал родным, это мой сынок, по-другому никак не скажешь, – говорит Елена Неганова.
Анна Гаранина тоже прошла Школу приемных родителей. Но приемным родителем не стала. У нее была другая цель.
Анна работает воспитателем в детском доме с 2019 года. Она сама здесь жила с 1999 по 2006 годы.
– Всем своим воспитателям обещала, что обязательно приду работать в детский дом. Окончила учебное заведение и устроилась сюда. Когда услышала о Школе приемных родителей, захотела ее пройти не для того, чтобы взять ребенка, а чтобы, по большому счету, понять психологию наших детей. Хотя я и человек, который знает изнутри, каково быть детдомовским ребенком. Но хотелось бы знать об отношении к душе ребенка с научной точки зрения, – говорит Анна Гаранина.
Занятия в Школе приемных родителей были для нее очень интересными, время пролетало незаметно. Эти занятия помогают сегодня в работе. И не только.
– Школа помогла мне понять и моих детей: у нас с супругом трое мальчиков и две девочки. Я прошла детский дом, судьба у меня нелегкая, характер тяжелый. Так как не было должного воспитания, внимания от родителей, всю себя отдавала детям. В Школе приемных родителей часто проигрывали разные ситуации, например: «Вы пришли с ребенком в магазин, и он просит купить то, что у него уже в избытке». Решила для себя, что буду покупать всё, что попросит, до того момента, пока ребенок не перестанет этого хотеть, или же пока у меня будут на это деньги. А при разборе ситуации наставники сказали, что моя позиция продиктована тем, что мне в детстве родители многого недодали. Поэтому своим детям стараюсь не отказывать. Очень боюсь, что у них в памяти останется, как мама что-то им недодала. У меня гиперопека перед ними. А Школа приемных родителей дала мне внутренний баланс: где ограничить детей, не ставя их в жесткие рамки, – поделилась Анна Гаранина.
Очень тяжелым для нее, как и для большинства слушателей, было занятие «Боль и горе в жизни ребенка».
– После того занятия мы все вышли из zoom (программа для организаций видеоконференций) другими людьми. Нам пришлось пережить вместе с предполагаемым ребенком ужас жизни в неблагополучной семье. До сих пор тяжело вспоминать об этом. Занятие дало понимание того, что вообще переживают дети. В моем детстве тоже были очень страшные вещи, но я многое забыла. И вот во взрослом возрасте пережила это снова, – делится Анна Гаранина.
Она говорит, что важным было еще и то, что наставниками Школы приемных родителей были ее коллеги. Они открылись как мудрые и понимающие люди, стали родными. Анна Гаранина убеждена, что Марина Жигулина и Оксана Маруха – профессионалы своего дела, и как никто другой могут помочь наладить отношения с ребенком-сиротой.
– Разговоры о создании Школ приемных родителей шли в Казахстане много лет, но законодательная база была принята только в 2020 году. Новая группа приступит к занятиям с сентября, люди звонят, хотят записаться, но мест уже нет. Очереди очень большие. Следующий набор будет в январе 2024 года, – говорит социальный педагог Рудненского центра поддержки детей, нуждающихся в специальных социальных услугах, тренер Школы приемных родителей Марина Жигулина.
Обучение в Школе приемных родителей проходит онлайн раз в неделю, всего 14 занятий. Конечно, тренеры понимают, что всей сути, всех эмоций не передать и не прожить через монитор компьютера. И выражают надежду, что всё-таки придут к тому, что занятия будут проходить оффлайн, вживую.
Прежде чем приступить к занятиям, каждый из кандидатов проходит психологическую диагностику.
Школу приемных родителей могут пройти семейные пары, которые не могут иметь собственных детей, супруги, чьи дети уже выросли, а у них еще есть желание и силы воспитывать других детей.
– Существует и внутрисемейное усыновление, когда один из супругов удочеряет/усыновляет ребенка супруга/супруги от первого брака. Очень много случаев, когда родственники берут под опеку племянников, или дедушки/бабушки оформляют опеку над родными внуками или детьми родственников. Чтобы взять ребенка в гостевую семью (на период каникул), теперь тоже нужно проходить Школу приемных родителей. Таким образом, контингент посещающих Школу приемных родителей очень разный. Это люди от 25 лет и 60+. Ограничений по возрасту нет, только по состоянию здоровья, – говорит тренер Школы приемных родителей Марина Жигулина.
Елена ВОРОНИНА,
фото из личного архива Елены НЕГАНОВОЙ,
предоставлено
Рудненским центром поддержки детей, нуждающихся
в специальных
социальных услугах