Жибек Биғаш четыре года. С трех лет она вместе с другими детьми из своей группы изучает ковроткачество. Жибек очень понравилось это одно из самых древних ремесел, освоенных человеком.
Девочка умеет вязать алаша – безворсовый ковер: начиная с подготовки шерсти и до срезания готового ковра. У Жибек высокие показатели в математике и развитии речи, памяти, мышления. Все это благодаря отличной мелкой моторике рук, которая тренируется во время работы у станка.
Проект «Ковроткачество» – масштабная творческая работа, в которой участвуют все педагоги сада №15, реализуется он в рамках программы «Рухани жаңғыру» по трем направлениям: работа с педагогами, детьми и родителями.
Руководителем проекта, его идейным вдохновителем является методист детского сада №15 Багатжамал Буздакова, а педагоги выступают в роли исполнителей и являются соавторами проекта, поскольку каждый педагог разработал тот или иной элемент программы.
– С 2019 по 2020 годы, то есть один учебный год мы работали с педагогами, обучали их теории и практике ковроткачества, чтобы они могли научить этому детей. Необходимо было внести ковроткачество в вариативный компонент нашего учебного плана. Вначале изучили, что представляет собой ковроткачество. Сразу оговорюсь, что в рамках проекта мы задействуем только элементы ковроткачества, а не все его этапы. Воспитанники вместе с педагогами вяжут на станках алаша – это изделие, которое наши предки стелили при входе в юрту, современные алаша кладут у порога, в прихожей, под обувь, – рассказывает заведующая детским садом №15 Жанна Кузембаева.
Проект создан для того, чтобы объединить пять образовательных областей. Занимаясь ковроткачеством, ребенок развивает моторику рук, а, следовательно, и память, и мышление, и речь. Кроме того, при вязании, хочешь, не хочешь, а нужно знать цвета, различать геометрические фигуры и уметь считать.
Первые алаша в детском саду вязали педагоги. Изучали различные элементы и схемы. Сами же и чертили на бумаге орнаменты и узоры, постигая техники вязания.
В течение 2020-2021 учебного года ковроткачество было внесено в учебный план детского сада в качестве вариативного компонента и на основании программы «Рухани жаңғыру», в частности, спецпроекта «Туған жер». Согласно учебному плану, ковроткачество введено в работу с дошкольниками в возрасте от трех до пяти лет.
– Дети сначала изучают теорию – в три года, а потом практику – с четырех лет. Конспект состоит из двух частей: первые полгода, с сентября по январь объясняем, что такое станок, алаша, какое оборудование и предметы необходимы для его изготовления, а с января по июль дети начинают вязать. Есть групповые и индивидуальные занятия, потому что некоторым детям сложно сразу выполнить то или иное задание. Я не скажу, что все наши воспитанники могут вязать, но по итогам мониторинга, который мы проводили, многие дети имеют понятие, что такое ковроткачество, алаша. Очень хорошо вяжут дети в возрасте от четырех до пяти лет. В целом, же в проекте принимают участие 25 детей, – пояснила Жанна Кузембаева.
Изучив, что такое ковроткачество и алаша, дети узнают, что представляет собой шерсть – баранья или верблюжья: откуда она берется, как она обрабатывается и как ее нужно красить. На это отводится три урока. К слову, на окрашивание в кипятке уходит два-три часа.
Откуда берут шерсть для вязания? Помогают родители. Некоторые из них живут в поселке Горняцкий и в селе Юбилейном, держат баранов и верблюдов, и привозят шерсть в детский сад.
– Перед тем, как работать с шерстью, раздали тесты родителям, чтобы выяснить, есть ли у кого-то из детей аллергия. На сегодняшний день таких фактов не выявлено, – пояснила заведующая детским садом №15.
Следующие три занятия посвящают изучению того, как появляется нить. Используя уршык – веретено – дети делают нити. Раньше, работая с веретеном, женщины, в основном, конечно, бабушки, пели песни внукам, которые учились мастерству у старших. Чтобы ловко орудовать уршык, нужно правильно сидеть: спина прямая, голова приподнята. Конечно, лучше это получается у девочек, но интерес проявляют и мальчики, особенно если на алаша нужно изобразить машину.
Как только нити готовы и натянуты на станок, дети начинают понемногу вязать. У каждого ребенка – свой станок. Каждый – индивидуален: изготовлен из березы по росту и руке ребенка. Сделать их тоже помогли родители. Педагоги следят за тем, чтобы соблюдалась техника безопасности, в одиночку дети за станок не садятся, только с педагогом или с воспитателем.
Ребенок берет инелік – инструмент для работы с нитью и справа налево начинает вязать. Педагог все объясняет поэтапно: «Берем в правую руку инелік, вдеваем его справа налево в первую нить пропускаем две нити, а потом вдеваем в следующую нить».
Готовый алаша срезается сначала сверху, а потом снизу.
– Как бы это удивительно не звучало, но дети воспринимают и занимаются ковроткачеством с интересом. Конечно, это радует и педагогов, и родителей. К слову, для многих родителей занятия на станке стали открытием, обучались этому вместе с детьми. Самое главное, что сидя у станка, между родителем и ребенком возникает тесный контакт, разве это даст смартфон? А когда дочь или сын садится с отцом за станок, да-да, у нас и папы вяжут, рождается взаимосвязь, тепло, которое передается через прикосновение. Сейчас у нас, к сожалению, такое время, что за руку своих детей берем только когда в детский сад или в школу отводим, не у всех есть время и силы на ночь прочесть сказку. А наш проект позволяет объединить ребенка и родителей, – рассказала Жанна Кузембаева.
Проект «Ковроткачество» в этом году финиширует, предстоит получить лицензию и соответствующие свидетельства и сертификаты. Но это не значит, что дети перестанут заниматься этим интересным делом. Просто педагоги переключатся на новый вид творческой деятельности и будут развивать его вдобавок к имеющимся наработкам.
– Анализируя работу наших дошкольников, и наших педагогов, пришли к выводу, что представим проект «Ковроткачество» в области, а именно: обобщим наш опыт в клубе успешного педагога «Ұлағат» в Костанае. Работа по проекту завершена. Программа состоит из 36 часов на каждую группу – трех-четырех, четырех-пяти, пяти-шести лет, для каждой возрастной группы наша творческая команда составила вариативный компонент, – отметила Жанна Кузембаева.
По итогам презентации в клубе «Ұлағат», если проект заслужит высокую оценку комиссии, коллектив сада №15 получит свидетельство о том, что обобщил свой педагогический опыт на областном уровне. А это, в свою очередь, повысит рейтинг детского сада и будет учитываться при аттестации дошкольной организации.
Уже сейчас педагоги сада №15 задумываются о проектах на будущий учебный год.
– Как только закончим проект «Алаша – Ковроткачество», планируем изучить, как появились көрпе. У этого традиционного предмета обихода кочевников тоже есть различные схемы, методики и техники изготовления, кто-то шьет, а кто-то вяжет көрпе, – поделилась планами заведующая детского сада №15 Жанна Кузембаева.
► Очень важна цветовая гамма, в которой выполнен ковер. Тканые алаша вобрали в себя все краски земли – они есть отражение многообразия окружающего мира. Черный цвет – это цвет земли (символ таинственности и неопознанности), зеленый – цвет зелени, весны (символ молодости, плодородия, возрождения), желтый – цвет солнца (символ богатства, достатка, разума, дальновидности), голубой – цвет неба (символ мира, бесконечности), красный – цвет огня (символ энергии, жизни, любви), белый – символ чистоты, истины.
Елена ВОРОНИНА,
газета «Рудненский рабочий»
фото Марка ТИХОМОЛОВА