Речь идет о многоэтажках №№ 37, 39, 41, 43, 52, 56, 57. Как и в случае с поселком Горняцкий, ТОО «Рудный Ажар-2006» в один не прекрасный день просто убрало свои контейнеры со стоянки, которая располагалась во дворе дома по Строительной, 56. Причина, по словам компании, – большие долги жителей.
Мы писали о том, как сотрудники акимата, в частности, заместитель акима Азамат Искаков и работники отделов ЖКХ и жилищной инспекции встречались с жителями озвученных домов, чтобы помочь решить проблему. В итоге пришли к выводу, что отныне данный район будет обслуживать ТОО «Экотехсервис-2019», но прежде жителям необходимо расторгнуть договор с «Рудный Ажар-2006».
Признаться, после той публикации и думать забыли о ситуации с мусором по данным адресам: жители приняли решение, серьезность ситуации осознали, следовательно, проблема должна была решиться. Но не тут-то было.
В конце прошлой недели в редакцию газеты обратилась жительница дома по Строительной, 56 Бахыткул Шегенова. Мы проехали по адресу, и вот что женщина рассказала журналистам.
– Наши дома обслуживало ТОО «Рудный Ажар-2006». Но прошлой осенью сотрудники ТОО ходили по квартирам и говорили, что договор с нами будет расторгнут. Мы добросовестно оплачивали их услуги, даже по февраль, хотя последний раз компания вывозила мусор с нашей стоянки в январе. А за февраль деньги не вернули, перерасчета тоже не было. Ладно, но с мусором-то что нам делать? Бьем во все колокола. Представители акимата приезжали к нам дважды в феврале, проводили беседы, посоветовали заключать договор с ТОО «Экотехсервис-2019». Как положено, договор с «Рудный Ажар-2006» расторгли, заключили с «Экотехсервис-2019». Деньги с нас «Экотехсервис» не берет, там говорят: пока 80 процентов жителей не заключат договор с компанией, вывозить наш мусор не будут. Весна, все тает, посмотрите, что творится в нашем дворе – это же полная антисанитария, жуки, тараканы в дома лезут. Форточки уже сейчас невозможно открыть в квартирах, запах с улицы идет ужасный. А что будет летом? Живем в городе, а такое ощущение, что среди свалки. Пусть нам установят баки, и не два, как было у «Рудный Ажар», этого не хватает, огородят их, поставят видеокамеры, в общем, сделают все, как положено, – говорит Бахыткул Шегенова.
По словам женщины, все жители Строительной, 56 заключили договор с «Экотехсервис-2019».
– Но я же не могу стучаться в каждую квартиру и просить жильцов заключать договор с «Экотехсервис», у меня есть семья, дети, работа. Я и так кричу о нашей проблеме везде, где только можно, уже неудобно. Но что еще остается? У меня маленький ребенок, и вообще в нашем районе много детей, они гуляют, а во дворе кругом мусор, в воздухе даже летает, когда ветрено, – эмоционально продолжает Бахыткул Шегенова.
Как выяснилось, сейчас, пока ни одна организация не взялась за обслуживание данного района, жителям с вывозом мусора помогает городской акимат, который заключил договор с ТОО «L – Trading». И компания старается реагировать своевременно: как только узнают, что по Строительной, 56 опять образовалась свалка, приезжают и все вычищают. Очередной приезд «L – Trading» на Строительную, 56 состоялся в минувшую субботу, 26 марта. Но это же не выход. Как и привлекать к ликвидации мусорных завалов ТОО «Рахат-2018», а услугами товарищества пользовались в самом начале этой дурнопахнущей истории, как только «Рудный Ажар-2006» покинул данный участок.
Мы обратились за разъяснениями в ТОО «Экотехсервис-2019». На встречу с журналистами и жителями приехал юрисконсульт организации Максим Кострюков.
– Действительно, в конце января текущего года к нам обратились жильцы данного района с просьбой установить мусорные стоянки и мусоросборочные баки. Дело в том, что ТОО «Рудный Ажар-2006» отказалось обслуживать данный район, официально они свою позицию никаким образом не озвучили, ссылались в комментариях в соцсетях на то, что, якобы имеется большая задолженность жителей. Но это ничем не подтверждалось. Мы, в принципе, готовы пойти навстречу жителям данного района, и попросили их обратиться сначала в ТОО «Рудный Ажар-2006» и расторгнуть договор, а потом прийти к нам для заключения договора. Одним из наших условий было заключение хотя бы 80 процентов договоров от всего количества жителей района. Данная мусорная стоянка обслуживает порядка 12 многоквартирных домов. Но, к сожалению, реалии таковы, что по прошествии двух месяцев с момента, как мы озвучили свои условия, договор с «Экотехсервис-2019» заключили менее 50 процентов жителей. Возьмем 56-й дом: из восьми квартир договор с нами заключили пять. Напротив 56-го дома располагается 36-квартирный дом №52, там заключили только 13 договоров. Вы же понимаете, что мы не имеем никакой экономической целесообразности устанавливать здесь стоянку за свой счет. Мы не заинтересованы вкладывать большие деньги, не имея возможности потом даже в судебном порядке взыскать эту сумму. ТОО «Экотехсервис-2019» является субъектом предпринимательства, любые наши действия должны быть направлены на то, чтобы получить выгоду, – прокомментировал юрисконсульт ТОО «Экотехсервис-2019».
Максим Кострюков подтверждает, что встречи с жителями данных домов проходили и был подписан протокол о том, что ТОО «Рудный Ажар-2006» отказалось от обслуживания данного района. Но этого явно недостаточно без инициативы жителей, подчеркнул М.Кострюков.
– Еще раз обращаюсь ко всем жителям данного района: приходите к нам, мы подробно объясним весь алгоритм ваших действий. Поможем вам, чем сможем – в расторжении договора, в заключении договора. Но пока сами жители не начнут решать проблему, мы ничего не сможем сделать. А уже сейчас можно сказать, что здесь сложилась патовая ситуация, и когда эта яма, на месте которой была мусорная стоянка, наполнится водой, все содержимое начнет гнить. Это действительно санитарная катастрофа. Но повторюсь: мы не можем за свой счет, не имея возможности потом вернуть деньги, поставить здесь мусорные баки, – добавил Максим Кострюков.
К слову о расторжении договоров с ТОО «Рудный Ажар-2006». Пару лет назад, когда «Экотехсервис» зашел на рынок и составил конкуренцию фактическому монополисту по вывозу мусора в Рудном, жители возмущались, что «Рудный Ажар-2006» препятствует заключению договора с компанией-конкурентом. Сегодня этот вопрос по-прежнему актуален или расторгнуть договор с «Рудный Ажар» не представляет сложности?
– Да, эта проблема имеется и сейчас. ТОО «Рудный Ажар-2006», несмотря на то, что объявило об отказе обслуживать данный район, требует, чтобы каждый житель пришел к ним и написал заявление. Причем проблема в том, что это заявление они датируют датой расторжения, а не той, когда фактически отказались от обслуживания данного района. Это, конечно, пробел в законодательстве, поскольку договор действует и «Рудный Ажар» имеет право взыскивать оплату с населения. Абсурдность ситуации заключается еще и в том, что договор считается действительным даже при фактическом отсутствии мусорных баков, – пояснил юрисконсульт ТОО «Экотехсервис-2019».
Неужели у жителей нет выхода, и остается жить в окружении зловонных куч, надеясь лишь на помощь акимата? Выход есть. Максим Кострюков его озвучил:
– ТОО «Рудный Ажар-2006» в основном надеется на то, что никто из жителей не обратится в суд по данному вопросу. Если бы, конечно, были прецеденты, возможно, эта история сложилась бы по-другому.
Но как это часто бывает, среди нас немного таких потребителей, которые, в случае необходимости, готовы идти до конца, то есть в суд, чтобы отстоять свои права. Большинство машет на все рукой либо ждет, что кто-то эту трудоемкую процедуру возьмет на себя. Так дело и обстоит по вышеназванным адресам по улице Строительная, тут только Бахыткул Шегенова не остается в стороне от общедомовых проблем, случается, находится несколько сочувствующих. Стоит ли говорить о гражданской сознательности при таком раскладе?..
– Нам без разницы, где обслуживаться, лишь бы мусор вывозили. Душа болит, как подумаю, что скоро лето, и во что тогда превратится наш двор. От кого ждать помощи? Пусть акимат решит этот вопрос в пользу жителей, – добавила Бахыткул Шегенова.
За комментариями обратились в ТОО «Рудный Ажар-2006». Заместитель директора по общим вопросам Алексей Нурушев ответил:
– Мы прекратили начисление оплаты по данным адресам после того, как объявили о том, что перестаем обслуживать эти дома. Предварительно уведомили жителей об этом, осуществлялся поквартирный обход, развешивались объявления на подъездах. Поступили ровно так же, как наши конкуренты, хотя, если быть точнее, те просто убирают свои баки и все. Почему приняли решение не обслуживать больше данный район? Потому что наши услуги не оплачивают, потому что объемов там гораздо больше, чем заключенных договоров. Сумму задолженности жителей сейчас назвать не могу, но если вам нужно, сделайте официальный запрос, наши сотрудники все цифры вам предоставят.
Алексей Нурушев попросил обратить внимание всех СМИ города на тот факт, что в течение двух месяцев в данном районе нет мусорных баков и при этом местный исполнительный орган не предпринимает активных действий. Переговоров с «Рудный Ажар-2006» акимат не ведет, а ТОО обращалось с просьбой оборудовать контейнерные стоянки по Строительной, 56, ее там нет, баки стояли на голой земле.
– Почему никто не обращает внимания и на тот абсурдный факт, что нормы накопления бытовых отходов в городе рассчитаны в 1999 году. За 22 года образовались другие объемы ТБО. В 2016 году норму накопления сделали 1,9, потом понизили до 1,6, мы по сей день вывозим мусор по норме 1,37, как это было предписано расчетами 1999 года. И тариф нынешний сформирован тогда же. Говорю это к тому, что те объемы ТБО, которые предусмотрены тарифом 245 тенге и исходя от того количества жителей, которые насчитывались в 1999 году, ТОО «Рудный Ажар-2006» вывозит в течение девяти месяцев. То есть уже в сентябре мы этот объем вывозим. А по три месяца каждый год на протяжении многих лет предприятие работает бесплатно. У нас нет прибыли, до появления конкуренции было восемь процентов прибыли, но конкуренты эти восемь процентов у нас забрали. Теперь у нас есть только убытки, – сказал Алексей Нурушев.
Завершая разговор, А.Нурушев сообщил, что нормы накопления ТБО в Рудном разработаны, и для дальнейшего рассмотрения они в ближайшие дни будут направлены в городской маслихат.
– Утвердить новые нормы накопления может только маслихат. С юстицией они уже согласованы. Пройдет сессия маслихата, сначала необходимо утвердить нормы накопления, а потом – новый тариф. Самовольно мы это сделать не можем и не будем, Экологическим кодексом предусмотрено, что утверждать тариф – компетенция местного исполнительного органа, – подытожил заместитель директора по общим вопросам ТОО «Рудный Ажар-2006».
Мы также попросили прокомментировать сложившуюся ситуацию в Союзе защиты прав потребителей Костанайской области. Председатель общественной организации Ольга Березуцкая пояснила:
– Начнем с того, что, по закону, собственники квартир не имеют права не обслуживаться ни в одной организации по вывозу ТБО. Если ТОО «Рудный Ажар-2006» отказалось работать с населением, значит, нужно убедиться в том, что договоры потребителей с данной компанией расторгнуты, и заключить договор с иной организацией, которая осуществляет вывоз ТБО в Рудном. Как мне известно, у жителей имеется альтернатива – ТОО «Экотехсервис-2019».
Хочу добавить, что «Экотехсервис-2019» не имеет права принудить собственников квартир данных домов заключать договор именно с ними, эта инициатива должна исходить исключительно от потребителей.
Самое главное то, что, какая бы ситуация ни складывалась, недопустимо, чтобы жители не пользовались услугами организации по вывозу мусора. Так как в соответствии с пунктом 3 статьи 367 Экологического кодекса РК, физические лица, проживающие в жилых домах, обязаны пользоваться централизованной системой на основании публичных договоров и оплачивать услуги за транспортировку отходов согласно утвержденным местным представительным органом тарифам.
Что касается «Рудный Ажар-2006», то их позиция мне по-прежнему непонятна. Если население вам задолжало, обращайтесь в суд и решайте вопрос взыскания задолженности в судебном порядке, а не устраняйтесь в одностороннем порядке от своих обязательств по исполнению договора.
В заключение Ольга Березуцкая добавила, что для более детального изучения и решения данной проблемы жителям домов по улице Строительная необходимо обратиться с заявлением в ОО «Союз защиты прав потребителей Костанайской области». Тогда у организации будет официальное право представлять интересы потребителей по данному вопросу в соответствующих инстанциях, а также направлять запросы в ТОО «Рудный Ажар-2006», ТОО «Экотехсервис-2019» и в последующем обращаться в суд. По данному вопросу, связанному с вывозом ТБО, помощь жителям здесь окажут бесплатно.
Офис Союза защиты прав потребителей находится по адресу: улица Корчагина, 117, кабинет №12, телефон: 7-46-28.
Елена ВОРОНИНА
газета «Рудненский рабочий»