Чем занимается эта компания, и кто становится ее клиентами?
Как юридическое агентство, ТОО «Бюро долгов» представляет интересы и должников, и взыскателей. Сюда приходят с разными проблемами. К примеру, в конце прошлого года – в январе нынешнего, возможно, в преддверии вступления в силу закона «О восстановлении платежеспособности и банкротстве физических лиц», чаще стали обращаться граждане, имеющие долги перед банками в попытке их оспорить или же найти способ их погасить.
В чем разница между коллекторскими агентствами и «Бюро долгов»? Руководитель ТОО «Бюро долгов» Виктор Гренц ответил:
– Коллекторские агентства – это специализированные организации, которые работают по долгам банков и микрофинансовых организаций, а наша компания «Бюро долгов» – это юридическое агентство. Наше основное отличие от коллекторских агентств в том, что мы работаем не только с взыскателями, но и с должниками. То есть к нам могут обратиться за взысканием задолженности, а должники – по защите их интересов перед банками, микрофинансовыми организациями и всеми остальными компаниями. Мы занимаемся внесудебным и досудебным урегулированием споров.
Помимо физических лиц, клиентами ТОО «Бюро долгов» являются коммунальные предприятия, компании, связанные с жилищно-коммунальным хозяйством. Когда у них появляется просроченный платеж, и необходимо провести внесудебное урегулирование, они прибегают к услугам «Бюро долгов».
В штате агентства имеются юридические консультанты, партнерами являются профессиональные медиаторы, нотариусы, частные судебные исполнители.
– В различных предприятиях внедряем систему эффективного взыскания долгов, я являюсь еще и тренером, преподаем эту методику, – добавил Виктор Гренц.
Количество обращений здесь не считают, но вспоминается клиент, у которого было 28 долгов перед МФО, и в прошлом году у него их осталось три – для «Бюро долгов» это победа.
– Наша цель – помогать людям разобраться с долгами. Не всегда человек может сделать это самостоятельно, потому что порой долги образуются спонтанно: захотели – купили, а потом ситуация, жизненные обстоятельства меняются и не всегда получается исполнить свои обязательства. Мы помогаем найти компромиссное решение между финансовыми организациями и должниками, и выйти из положения с победой для всех, – отмечает Виктор Гренц.
– В какой момент человек понимает, что сам уже не может разобраться со своими долгами и обращается к вам?
– У долга есть определенный цикл. Вначале, обычно это первые три-шесть месяцев, должник хочет погасить долг. Потом он про него забывает. Через три-четыре года, когда что-то изменилось в жизни, возможно, это новая работа или выход на пенсию, приходит «письмо счастья» – уведомление о задолженности. И когда долг уже начинает мешать жить, человек начинает разбираться и пытается вернуть то время, когда с кредитором еще можно было договориться. А договариваться лучше в самом начале, когда долг только образовался, а когда достаточно много времени упущено, договариваться сложнее. Но сейчас очень много изменений в законодательстве, которые позволяют нам легче и лучше договариваться по таким долгам.
– Правовое поле вашей деятельности. Как она регламентируется?
– Как юридическое агентство, работаем в рамках Гражданского кодекса. Представляем интересы должников и взыскателей в судах всех уровней, перед различными организациями, судебными исполнителями, нотариусами.
– С кем сложнее договориться – с банком, МФО?
– С банком. Сложность в том, что у банка есть определенные нормативы, и там все решения принимает коллегиальный орган. В нашей практике, в прошлом году, было дело со «Сбербанком», оно длилось с марта по ноябрь, из-за того, что в банке очень долго согласовывали формат документа. Когда клиент приходит к нам, мы вырабатываем предложение и направляем его банку. Банк обсуждает, и не всегда менеджер, либо директор могут принять решение. Для этого он обращается в коллегиальный орган – совет директоров или кредитный комитет. Они заседают с определенной периодичностью, и не могут рассматривать вопрос раньше, чем, допустим, раз в месяц, либо раз в квартал. И вот эти сроки мешают быстрому рассмотрению. Поэтому с банками работать сложнее и медленнее, с МФО – быстрее: в течение 30 дней можно получить ответ и потом двигаться в каком-то направлении. МФО более подвижны, более переговороспособны, банки более инертны.
Здесь Виктор Гренц добавил, что в прошлом году был введен единый порядок досудебного урегулирования в банках и МФО. Сейчас все готовы договариваться, и если возникает ситуация, что банк отказался это делать, вы можете на него пожаловаться. И финансовый регулятор с банка спросит, почему он не идет на переговоры.
– Какая самая большая сумма долга была в вашей практике, которую смогли урегулировать?
– Шансы урегулировать ситуацию с долгом есть всегда. Из моей практики самый большой чек был на сумму порядка 90 миллионов тенге. Мы смогли выработать решение с финансовыми организациями, и урегулировать их. Это было решение между двумя частными компаниями и двумя государственными кредиторами. Переговоры шли около шести месяцев. Стороны довольны. В деле замешаны интересы 18 физических лиц, они выступали гарантами, залогодателями. Мы смогли урегулировать все вопросы. Когда заканчиваешь такие дела, это приятно, и, конечно, интересно.
В своей работе «Бюро долгов» использует медиативный подход – это основа деятельности.
– Мы ищем решение, которое бы устраивало две стороны. Хозяин долга всегда хочет получить назад свои деньги, должник всегда хочет отдать деньги, но удобным для себя способом. Хозяин хочет получить долг быстро. Поскольку в прошлом я работник финансовой организации, то в деле с банками и МФО говорим на языке, понятном им. И в большинстве случаев находим компромиссное решение. Иногда для этого нужно обратиться в суд, и уже судья говорит о том, как решить вопрос, чтобы всем было лучше, – отмечает руководитель ТОО «Бюро долгов».
Не могли поинтересоваться у собеседника деятельностью коллекторов: насколько правомерно они работают в Казахстане?
– Не могу сказать за всех, я три года был руководителем коллекторского агентства, состою в Ассоциации коллекторов Республики Казахстан. Везде есть хорошие и плохие, честные и нечестные на руку люди. В целом, закон о коллекторской деятельности достаточно консервативен. Коллектор может только информационно с вами взаимодействовать, либо выезжать к вам, но не в одиночку, обязательно – видеорегистрация. В основном, вся работа ведется удаленно – звонки и переписки по телефону. Коллекторов бояться не нужно, коллекторы – это люди, которых нанял банк, чтобы договориться с вами. На этом этапе легче всего договариваться, потому что иногда банк или МФО на первоначальном этапе не может из-за своих внутренних нормативов применить к клиенту рассрочку, либо отсрочку. Когда долг проходит определенный период жизни – 360 дней, 180 дней – коллекторское агентство предлагает варианты. В этот момент можно подписывать соглашение, то есть использовать коллекторов в свое благо. Если должник начинает прятаться от коллекторов, ничего хорошего здесь нет. Когда банк привлек коллекторов, и они не смогли договориться с должником, после этого начинается стадия исполнительных надписей, либо судебных исполнителей. То есть запускается процесс принудительного взыскания долга, – ответил Виктор Гренц.
Коллектор – это механизм досудебного, внесудебного урегулирования долга, и если им правильно пользоваться, то можно находить компромиссы. В практике «Бюро долгов» были случаи, когда клиенту звонил коллектор, и компания представляла интересы клиента в разговоре с коллектором. И удалось быстро достигнуть компромисса.
Есть два вида коллекторских агентств. Первые – те, которые работают на выкуп долгов определенной стадии просрочки, после чего долг уже принадлежит не банку, а агентству. Обратный выкуп долга невозможен. Есть компании, которые оказывают услуги, при этом они действуют по поручению банка. Соответственно, должник может разговаривать и с коллектором, и с сотрудником банка.
– Статья закона гласит: в момент первого контакта с должником коллектор обязан представиться, сообщить о себе всю информацию, он должен уведомить человека о том, что произошло – должен ли он теперь агентству, или же коллекторов нанял банк. Эту информацию человек может узнать и самостоятельно – на сайте кредитного бюро, где отображается состояние долга. Когда займ продается коллекторскому агентству, на сайте меняется статус – «Уступлен в коллекторское агентство», и указано, какое агентство стало хозяином долга, – подчеркивает Виктор Гренц.
Неоднократно слышим о том, что коллекторы, звоня поручителям, раскрывают личные данные должников. Это ведь незаконно?
– Коллекторы звонят всем, кто указан должником в кредитной заявке. Когда они находят какую-то дополнительную информацию, пытаются ее сообщить. Это не совсем правомерно, это нарушение закона. По всем действиям коллекторских агентств можно жаловаться в Национальный банк, который оперативно принимает решение. Штрафы грозят очень большие, и добропорядочные агентства стараются соблюдать закон. У нас есть Ассоциация коллекторских агентств, которая разрешает эти споры, можно обращаться и туда.
Вопрос немного в другом. Коллектор, по сути, не имеет права делать ничего, кроме как информировать должника о долге. И когда звонит коллектор и говорит о том, что должнику заблокируют банковские счета, или к нему приедут изымать имущество, это блеф. Потому что эти действия производятся только с разрешения суда. Единственная возможность коллектора – это проинформировать должника о возможности досудебного урегулирования, он может договориться с должником, помочь ему договориться с банком, либо с МФО. Если этого не происходит, то коллектор передает долг судебному исполнителю, который имеет полномочия производить изъятие имущества и так далее. Судебный исполнитель – это последняя станция долга, важно понимать одно: на всех этапах у нас можно договориться, – ответил Виктор Гренц.
– Спасибо за беседу.
КАК НЕ СТАТЬ КЛИЕНТОМ «БЮРО ДОЛГОВ»
Виктор Гренц:
– Не надо бояться быть клиентом «Бюро долгов». Мы всего лишь юридическая компания, помогаем избавиться от возникновения последствий долгов в любом проявлении. Как не попасть в долговую яму? Нужна финансовая грамотность, и умение пользоваться законами, в частности, с марта появится новый инструмент – восстановление платежеспособности.
Елена ВОРОНИНА, фото Марины КОЛЧАНОВОЙ