Школа для особенных детей

Без малого 60 лет в Рудном работает специальная школа для детей с особыми образовательными потребностями

Свою историю коррекционная школа Рудного ведет с 1965 года. Менялось название, но суть работы была и остается прежней – дать образование детям с особыми потребностями, что и отражается в нынешнем названии образовательного учреждения.

О миссии школы и ее задачах, о коллективе педагогов и учениках поговорили с директором КГУ «Рудненская специальная школа для детей с особыми образовательными потребностями» Анной Дайкер.

– Школа имеет давнюю историю в том плане, что здесь в разные времена обучались дети с разной направленностью. Самое первое предназначение школы и ее миссия была в помощи детям, которые имели девиации в поведении, – говорит Анна Александровна. – Со временем учреждение приобрело статус коррекционной школы. Это случилось более 20 лет назад.  А около шести лет назад мы стали называться школой для детей с особыми образовательными потребностями. Миссия нашей школы заключается в том, чтобы обучать, корригировать, развивать и воспитывать детей с особыми образовательными потребностями, с ментальными нарушениями, с интеллектуальной недостаточностью первого и второго уровня. Поэтому у нас все дети имеют тяжелые медицинские диагнозы. Принимаем детей только по заключению ПМПК, где четко прописан медицинский диагноз и программа обучения ребенка.

Сейчас в школе обучается 114 детей, 38 из них находятся на домашнем обучении.

– Мы относимся к категории общеобразовательных школ, несмотря на свою особую миссию. Сроки обучения состоят из двух ступеней. Это начальное обучение с нулевого класса по четвертый включительно. Нулевой класс не является у нас предшколой, как в общеобразовательной школе. У нас нулевой класс – это часть начальной школы, с целью продления сроков обучения для ребенка с особыми образовательными потребностями. Три года назад в учебный план был добавлен 10-й производственный класс. То есть на год увеличен срок обучения в школе. Если раньше мы обучали детей с 1 по 9 классы, то сейчас обучаем с 0 по 10 класс включительно. Обучаются дети совершенно разных диагнозов. В настоящий момент идет утяжеление медицинских диагнозов детей. Многие спрашивают: «Куда дети поступают после окончания вашей школы?». Если здоровье ребенка, по заключению психиатров, невропатологов является удовлетворительным, то может поступать в колледж. Сегодня государство, уделяя особое внимание нашим детям, расширила сферу их возможностей. Если раньше был госзаказ на определенные специальности, например, штукатур-маляр, плотник, столяр или швея, то сейчас наши дети имеют возможность поступать в любой колледж по своему желанию. Практически в каждом колледже имеются инклюзивные группы, где наши продолжают обучение. К примеру, наш выпускник 2022-2023 года поступил на автослесаря, так как не имел никаких медицинских противопоказаний по состоянию здоровья.

Как я уже говорила, медицинские диагнозы наших детей утяжеляются, имеют комплексный, сложный характер. Это дети с тяжелыми нарушениями речи, с расстройствами аутистического спектра. Нарушения здоровья ребенка настолько множественные, накладывающиеся друг на друга, что в дальнейшем, оканчивая нашу школу, и даже еще обучаясь в ней, ребенок переходит в статус инвалида. И в дальнейшем он остается только на соцобеспечении, то есть в профессиональном плане себя реализовать уже не может. Хотелось бы сказать огромное спасибо обществу инвалидов, где дают возможность нашим детям применить себя, найти себя. Они открывают кружки по интересам, куда могут ходить наши дети, самовыражаться, – говорит Анна Дайкер.

– Расскажите о вашем коллективе.

В нашей школе созданы особые условия для особенных детей, предусмотрено всё. Это и определенный, мягкий график. Мы можем подстроиться под ребенка с его посещениями, с программой обучения. Возможно, на какой-то период, перевести на дистанционное обучение, дать ребенку дополнительный день. В нашей школе ребенок не будет испытывать стрессовых ситуаций, как это может быть в массовой школе. Мы подходим индивидуально к каждому ребенку. Они все у нас как на ладони. Работаем в тесном сотрудничестве с нашими психиатрами и с невропатологами, с детским психиатрическим кабинетом. Все вопросы, касающиеся здоровья и обучения ребенка, решаются в комплексе. Просматриваем и педагога, потому что, например, ребенок с РАС очень долго привыкает к педагогу. Иногда период адаптации в школе проходит не год, а буквально всю начальную школу. Конечно, здесь должны работать профессионалы.

Где будет обучаться ребенок – решает родитель. Сегодня очень много говорится о раннем вмешательстве в здоровье ребенка, в его коррекцию, воспитание, обучение. Чем раньше родители пройдут обследование, чем раньше они обратятся к специалистам до школы, тем более позитивный отклик они увидят в поведении и в воспитании ребенка. Поэтому всех родителей призываю не закрывать глаза, если вы видите, что что-то в ребенке не так, он не смотрит в глаза, не идет на контакт, у него отсутствует речь, он не понимает обращенную речь, нужно идти и получать раннюю помощь от специалистов.

У нас для этого сегодня работает ПМПК, с нуля до года проводит скрининги и выявляет заболевание. Также работает кабинет психолого-педагогической коррекции, где и после детского сада, и после школы дети могут приходить на занятия и получать дополнительные навыки в культуре поведения.

В нашем коллективе все педагоги имеют высшее дефектологическое образование. Около 40 процентов имеют послевузовское образование, то есть являются по квалификации магистрами.

Дефектолог ведет все те учебные предметы, которые есть в учебном плане, также как и в общей образовательной школе. Это математика, русский и казахский языки, информатика. Большое внимание у нас уделяется трудовому обучению, поэтому восемь часов еженедельно отводится на привитие трудовых навыков. Нашими учебными программами реализуется коррекционный компонент – это социально-бытовое ориентирование ребенка, культура поведения, коррекция познавательной деятельности, то есть работа над высшими психическими функциями (память, мышление, внимание), коррекционная ритмика, логопедия, адаптивная физкультура. Каждый день два-три урока у нас идут не только учебные предметы, но и предметы коррекционного цикла. Также в школе имеются специальные помещения для обучения детей, учебные кабинеты, такие, как сенсорная темная комната, сенсорная светлая комната, кабинет логопеда, специальная швейная мастерская.

– У вас обучаются только дети из Рудного?

– У нашей школы областной статус, обучаются здесь дети из ближайших поселков: Юбилейного, Рудненского, Белозерки. Интерната при школе нет, поэтому родители каждый день привозят детей. Только двум школьникам оказывается госуслуга по подвозу, их привозят и отвозят также в сопровождении родителей.

– У ваших учащихся есть успехи в специальной олимпиаде «Спешиал Олимпикс»…

– Ребенок с ограниченными возможностями, зачастую, это еще ребенок одаренный! И поскольку мы работаем очень тесно с ребенком, стараемся докопаться до самой-самой глубинки его души, то всегда находим в каждом творческие задатки. У нас есть дети, которые обучаются лёжа. К ним на дом ходят педагог, дефектолог. Ребенок бездвижно лежит и только чуть-чуть может пошевелить пальцами. Одно время девочка у нас обучалась, лежа на животе. В этом ребенке мы нашли искру таланта. Своими руками, малоподвижными пальцами, она смогла из рваной бумаги создавать аппликацию! Наши особенные дети, если в них открыть творческие или спортивные способности, загораются и начинают посвящать себя любимому занятию. И родители, увидев, что у ребенка получается, хватаются за эту ниточку, создают ему условия и покупают всё, что нужно. Чтобы только ребенок занимался, был чем-то занят, чтобы ему было интересно жить.

Наши учащиеся принимают участие в областном фестивале «Детство без границ» во всех номинациях: выразительное чтение, изобразительное искусство, вокальное и ансамблевое пение, хоровое пение. Ведется YouTube-канал школы, где размещаем все наши выступления.

Ежегодно принимаем участие в движении «Спешиал Олимпикс». Не так давно дети вернулись с соревнований по легкой атлетике и флорболу, привезли большое количество медалей. Стараемся принимать участие в обоих дивизионах «Спешиал Олимпикс». Первый дивизион – где дети самостоятельно принимают участие, второй дивизион – где только с волонтером, с помощником ребенок может принять участие. Это ходьба, бег, плавание, коньки, лыжи, легкая атлетика.

Сейчас наш педагог проходит обучение по формированию навыков в игре бочча. Это игра с мячом для людей с ограниченными двигательными возможностями, похожая на боулинг. Бочча является паралимпийским видом спорта, и принимает широкий размах. Мы теперь тоже будем участвовать в таких соревнованиях.

 

Булат МУСИН,

фото Султана СЕРТАЕВА