Начинаются каникулы, в период которых старшеклассники и студенты стараются заработать деньги. Общественные работы для молодежи на лето предлагают в Рудном 62 организации: среди них 34 частные и 28 государственные.
Уже трудоустроены 37 школьников и семь студентов. Трудоустроиться можно в ТОО «Рахат-2018», в городской парк культуры и отдыха, в ПКСК «Салатанат», в отдел ЖКХ, отдел строительства, ТД «Аманат», Управление государственных доходов по городу Рудному, Управление полиции, молодежный ресурсный центр и в другие учреждения.
Также школьники могут устроиться на лето в своих школах помощниками вожатых. В этом году участие в летнем трудоустройстве принимают такие учебные заведения, как гимназия №5, школа-гимназия №10, школа-лицей №4, школа имени Ахмета Байтурсынова, школа №1. Оклад – 105 тысяч тенге, после отчислений обязательных платежей «на руки» остается более 80 тысяч.
Посмотреть, как устроено трудоустройство в школе, мы отправились в школу №1. Здесь уже с самого утра шумно: детский пришкольный лагерь начал очередной день активности для ребят 1-4 классов.
По словам директора школы Миры Тасбаевой, через городской Центр занятости на общественные работы в школу было трудоустроено пять человек. Все они закончили 10-й класс, и решили во время каникул пойти работать.
– Для нас это новое направление работы, поэтому мы его изучаем. Всегда говорила школьникам, которым исполняется 16 лет, что вы можете через городской отдел занятости и социальных программ устроиться на работу, – рассказывает Мира Асылхановна. – А в этом году у них есть возможность работать в стенах родной школы. Они все приняты на общественные работы, но мы их поделили. Трое ребят работают в пришкольном лагере помощниками вожатых, и двое остались на озеленении – сейчас вместе с детьми школы, которые проходят отработку, ухаживают за цветами на наших клумбах, а после обеда занимаются благоустройством территории. Могу отметить, что ходят с удовольствием, хотя и работают только вторую неделю. Всегда говорю детям: «Деньги на земле не валяются, их надо заработать». Подумайте сами, 85 тысяч для 16-летнего ребенка – это нормальные деньги. А если подсчитать, сколько получится за три летних месяца, то это прекрасное подспорье для семьи, особенно, когда надо будет собирать детей в школу. Эту работу уже можно назвать профориентационной, ведь ребята примеривают на себя свое будущее, и работа, к примеру, в пришкольном лагере окажется весьма полезной для тех, кто настроен на педагогическую деятельность.
Рассуждая о плюсах работы школьников в стенах родной школы, Мира Асылхановна отметила, что работа сейчас в городе предлагается разная, но здесь все-таки лучше: привычная обстановка, знакомые учителя.
– Во-первых, они перед нашими глазами, а во-вторых, здесь нет особой физической нагрузки, – говорит директор школы №1. – Они работают в своем режиме, у них 36-часовая рабочая неделя, пятидневка по графику. В понедельник работают с 9.00 до 18.00 с обедом с 13.00 до 14.00, а в остальные дни – с 9.00 до 17.00, и тоже с обеденным перерывом. Дети должны понимать, что нужно деньги зарабатывать, а это не легко дается. Став взрослыми, они поймут, что работать бывает очень сложно, но нужно быть на работе с 9.00 до 18.00, даже несмотря на плохое самочувствие.
Есть грузинская сказка «Заработанный рубль», которая учит тому, что нельзя лениться, нужно самому зарабатывать деньги. Сказка учит, что стоит любить и жалеть своих детей, но в то же время их следует приучать к труду. Главная ее мысль – что заработано собственными руками по-настоящему дорого и ценно. От родителей зависит, конечно, какими вырастут дети, но и они должны понимать, как не просто зарабатываются деньги.
Пока разговаривали с директором школы, пришкольный лагерь жил своей запланированной жизнью, и ребят повели на экскурсию в пожарную часть. Здесь и удалось переговорить с помощниками вожатых, и узнать их впечатление о работе на летних каникулах.
По словам начальника пришкольной площадки школы №1 Шолпан Кенжетаевой, ей повезло с помощниками. Одной справиться с 30 непоседами было бы сложно, тем более что они разного возраста. Отметила у своих помощников креативность идей, а это значит, что с организацией досуга и развлечений в пришкольном лагере проблем нет.
Каникулы продолжаются. Для кого-то они проходят как безмятежный отдых, а кто-то уже примеряет на себя свое будущее через летнюю подработу. В любом случае, герои этого материала – Давид, Вероника и Артур уже определились с будущей профессией, и первый шаг к ней
Давид Балашов, 10-й класс, школа №1:
– Я сам решил работать с детьми, и это решение было осмысленным. Меня интересует профессия преподавателя. С детьми довольно весело, и мы стараемся, чтобы им не было скучно в нашем лагере. Рабочий день начинается с девяти часов утра, идет зарядка для детей, потом – мероприятия, которые мы готовим. Планирую работать всё лето, хочу на заработанные деньги собрать компьютер.
Вероника Федорович, 10-й класс, школа №1:
– Основывалась на том, чтобы связать эту работу со своей будущей профессией. На будущее выбрала для себя специальность – учитель живописи. Это для меня большой и первый опыт работы с детьми, и первый осознанный заработок, который буду тратить на себя, а не сидеть на шее родителей. Первая смена у нас спортивная, поэтому много игр и активностей. Буду работать всё лето. Родители поддержали мое желание.
Артур Миндияров, 10-й класс, школа №1:
– Еще год назад я определился с будущей профессией – учитель истории и географии. Хотелось набраться опыта. Как и ожидал, справляюсь. Нашел быстрый подход к детям, поэтому они меня слушаются, уважают, как воспитателя. До обеда у нас много активностей, после обеда занимаемся организацией следующего дня. Тоже планирую работать всё лето. Хочу заработанные деньги отдать родителям.
Булат МУСИН,
фото автора