«Таза Қазақстан» – не просто акция, а часть школьной жизни

Опытом формирования экологического воспитания детей поделились в школе-лицее №4

Здесь забота об окружающей среде стала неотъемлемой частью учебного процесса и школьной культуры. С началом учебного года в школе ежемесячно проводятся субботники, направленные на поддержание порядка на территории учебного заведения, организуя таким образом систематический подход к чистоте.

– Мы считаем, что именно школа должна стать тем местом, где каждому ребенку будет прививаться любовь к природе и экологическая сознательность, – делится директор школы-лицея №4 Ирина Кобалия. – Экологическое направление развивается в рамках таких предметов, как биология, география, информатика, естествознание, художественный труд. Именно педагоги формируют сознательное отношение к природе. Такой системный подход позволяет не только поддерживать чистоту, но и воспитывать у учащихся ответственное отношение к окружающей среде и своему учебному пространству.

К республиканской акции «Таза Қазақстан» в школе №4 активно присоединяются ученики всех возрастов, педагогический состав и, конечно же, родители. Каждый вносит свой вклад в общее дело, будь то уборка листьев, посадка цветов или наведение порядка в классах.

Субботники становятся не просто уборкой, а важным элементом экологического воспитания. Дети учатся ценить свой труд, видеть результат своих усилий и понимать, как важно бережно относиться к природе.

По словам директора, учащиеся школы-лицея №4 не только активно участвуют в акциях, но и сами стремятся развивать экологическое направление с помощью образовательных программ. Так, с 2024 года лицей является членом клуба ЮНЕСКО, что открывает новые возможности для обмена опытом и внедрения международных методик.

– В рамках этих мероприятий у нас есть уникальная возможность обучать педагогов на курсах международного формата по экологическому направлению. А педагоги затем применяют лучшие практики в своей работе, – поясняет Ирина Кобалия.

Особое значение придается формированию осознанного отношения к природе у школьников.

– Мы считаем, что именно такая целенаправленная работа позволит воспитать осознанное поколение, которое будет бережно относиться к природе, – говорит директор, отмечая активную поддержку со стороны родителей. – Родители нас поддерживают. Они принимают активное участие во всех акциях. И особая благодарность им за то, что не препятствуют тому, чтобы дети выходили на субботники. Потому что до определенного времени с этим возникали трудности. Сейчас у нас нет отказов от родителей в этом плане.

Субботники в школе №4 не ограничиваются территорией учебного заведения. Учащиеся принимают активное участие в мероприятиях за его пределами.

– Мы выходим на субботники на прилегающую территорию. А также на берег Тобола, дети с удовольствием ходят туда, потому что они отдыхают на берегу и понимают, что там нужен порядок, – рассказывает директор.

Школа также сотрудничает с Центром оказания специальных социальных услуг, организуя совместные субботники, что способствует развитию социальной ответственности и заботы о старшем поколении.

Ученики начального звена активно участвуют в мероприятиях, связанных с экологией, в том числе в выставках поделок и мероприятиях, проводимых на территории школы.

Особое внимание в лицее уделяется развитию экологических знаний посредством участия в интеллектуальных играх. Классный руководитель 11-го класса, учитель русского языка и литературы Василина Платонова рассказала о новом увлекательном направлении:

– Для нас это была новая ветвь, так как наш лицей с математическим уклоном. И экология для детей была в новинку. Помню, как впервые в девятом классе организовали команду для участия в городском экоквизе. Первый год для нас был полностью провальным. Но дети настолько заинтересовались, что мы начали готовиться к следующим конкурсам. Каждый месяц, в последнюю субботу месяца, мы собираемся с командой, прорабатываем вопросы, которые были на предыдущих экоквизах, находим новые решения, новые ответы. И вот, начиная с прошлого года, мы стали чемпионами. Мы стали занимать первые и вторые места.

Педагог добавила, что участие в экоквизах помогает ученикам не только расширить кругозор, но и развить критическое мышление, умение работать в команде и находить нестандартные решения.

Таким образом, в лицее комплексно подходят к экологическому воспитанию, сочетая практическую деятельность, участие в интеллектуальных играх и вовлечение всего школьного сообщества в заботу об окружающей среде.

В классе Василины Юрьевны есть зеленый уголок, где совместно с детьми они даруют вторую жизнь, казалось бы, погибшим растениям.

– Мы за ними каждый день ухаживаем, поливаем, подбираем подходящие условия. Все цветы, что у нас в классе, раньше были выброшенными, какие-то были заражены паутинным клещом. Например, орхидею забрали на экскурсии в АО «ССГПО», там её хотели выкинуть из-за какого-то заражения или облучения. Она была вся порезанная, сейчас пытаемся привести ее в чувства. Таких цветов у нас много. Все они были когда-то больными, – говорит Василина Платонова.

На классном часе дети обсуждали проекты, которые могли бы помогать экологии. Фантазии школьников можно позавидовать! Среди таких проектов был экосканер, который просматривает состояние растения и выявляет его болезни, а также «небофильтратор», который, по задумке ребят, должен устанавливаться над дорогами, очищая воздух от углекислого газа. Стоит упомянуть и генератор дождя, способный помочь при засухе или пожаре.

Три ученицы, Виктория Свиридова, Кристина Шамкова и Екатерина Семёнова, представили проект современного экологического пространства, где комфорт города и природа объединяются. Основная идея комплекса – это баланс, в котором зеленые фасады создают уют и позволяют дышать чистым воздухом. Здание будет располагаться полукругом, формируя внутренний двор без автомобилей, наполненный зеленью и растительностью. В данном ЖК всё в шаговой доступности, современно и экологично. Жилой комплекс оснащен «умным домом», который контролирует все показатели, такие, как влажность воздуха, состав почвы и прочее. И показывает, какой экологический след оставляют жители жилого комплекса, предлагая способы его снижения. Есть здесь и школа и детский сад.

– Это современная школа с инновационными STEM-классами и спортплощадками. Детский сад с зелеными игровыми зонами и экоматериалами. Магазин в нижнем корпусе будет с энергосберегающим оборудованием. Также в нашем корпусе будет присутствовать экомаркет, в котором будут присутствовать фермерские продукты, станция раздельного сбора отходов. Сзади будет просторный двор без машин с зарядками для электросамокатов и станциями для зарядки велосипедов. Также будут присутствовать энергоэффективные дома класса «А+», с системой «умный дом». Архитектурная форма комплекса будет напоминать террасный холм, где каждый уровень засажен зеленью. Фасады будут динамичными с вертикальными садами и встроенными солнечными панелями. На крыше также будут располагаться зеленые сады с общей террасой для жителей, где можно выращивать растения или отдыхать, – поделились проектом ученицы.

Иван ЛЕЩЁВ,
фото Султана СЕРТАЕВА