Технический водопровод на грани: 400 аварий за месяц

Жители частного сектора обеспокоены перебоями в подаче поливочной воды

С наступлением жаркой погоды потребность в ней резко возрастает: без регулярного полива огородные посадки начинают вянуть, а вместе с ними тает и надежда на урожай. Тем не менее, установленный график подачи воды не соблюдается.

Журналисту «Рудненского рабочего» пояснили в ТОО «Рудненский водоканал», что причина – в высокой степени изношенности водовода. Количество абонентов, пользующихся поливом технической водой, составляет 3421 человек. Наибольшее количество заявок по авариям поступает от жителей улиц Алтынсарина, Корчагина, Батищева-Тарасова, Мира, Володарского, Свердлова.

Начальник планово-экономического отдела ТОО «Рудненский водоканал» Ирина Воропаева прокомментировала сложившуюся ситуацию.

– По многочисленным обращениям жителей, направленным как в отдел ЖКХ, так и в «Рудненский водоканал», в этом году поливной сезон начался с 1 мая. Однако не всё проходит гладко: аварийность остается крайне высокой. Протяженность технического водопровода составляет 82 километра, а износ достигает 80 процентов. С каждым годом состояние водовода ухудшается. Для примера, в 2023 году за весь поливной сезон произошло 456 аварий, в 2024 году – 569, а в текущем году только за первый месяц полива уже устранено 423 аварии. Это больше, чем за весь сезон предыдущих лет, – говорит Ирина Воропаева. – Несмотря на ежегодные ремонты в рамках выделенных средств, этого явно недостаточно. Тарифы на техническую воду остаются низкими, что делает невозможным проведение масштабных реконструкций. Для ликвидации аварий ежедневно работают две-три бригады из шести, однако это отвлекает их от более приоритетных задач, таких, как крупные ремонтные работы на системе питьевого водоснабжения, включая реконструкцию фильтровальной станции.

Спикер отмечает, что поливное водоснабжение является убыточным. За весь поливной сезон с населения собирается всего семь миллионов тенге, тогда как расходы на ремонтные работы значительно превышают эту сумму. Например, в прошлом году на ремонты было потрачено 16 миллионов тенге, только за май текущего года – уже 10 миллионов тенге.

Жители просили увеличить график подачи воды, и это было выполнено: вода подается пять раз в неделю, начиная с 1 мая. Однако из-за многочисленных аварий в некоторых районах города происходят временные отключения.

Ремонты по аварийным участкам системы водоснабжения включают в себя следующие адреса: зона за оврагом на пересечении улиц Парковая – Фрунзе (94 метра), улица Чайкиной от дома №39 до улицы Батищева-Тарасова (192 метра), а также участок по улице Строительной, 3 и 7 (100 метров).

На капитальные ремонты в тарифной смете заложено 8,3 миллиона тенге, что явно недостаточно для устранения всех проблем.

Что в перспективе? В «Водоканале» предполагают, что в ближайшие годы, скорее всего, придется перейти на использование питьевой воды для полива, как это уже сделано в других городах Казахстана, да и в новом частном секторе Рудного практикуется. Это потребует установки приборов учета, что позволит жителям экономить воду. В данное время поливом питьевой водой в нашем городе пользуются 1139 абонентов.

– Переход на полив питьевой водой повлечет за собой увеличение расходов?

– Не думаю. В принципе, каждый, у кого есть приусадебный участок, поставит прибор учета на полив и будет экономно расходовать воду. Тогда как сейчас сталкиваемся с еще одной проблемой – это норма СНиП на полив, она составляет шесть литров на квадратный метр. То есть на квадратный метр выходит половина лейки воды. Все мы отлично понимаем, что таким количеством воды квадратный метр не польешь. Между тем, потребители, у кого нет приборов учета, оплачивают такой объем, но фактически на город подается гораздо больше воды, соответственно, это увеличивает затраты на электроэнергию и эксплуатацию системы, – говорит Ирина Воропаева.

Задолженность населения за услуги технического водоснабжения составляет около четырех миллионов тенге, и она продолжает расти. Работа с должниками ведется, но пока без значительных результатов.

Все запланированные ремонты на поливочном водопроводе на этот год уже выполнены, однако в случае новых аварий будут проводиться дополнительные работы. Материалы для этого закуплены с учетом текущей аварийности. Жители, обращающиеся в диспетчерскую службу, в большинстве случаев понимают сложившуюся ситуацию, хотя недовольство всё же присутствует.

Общая площадь полива в городе составляет около двух миллионов квадратных метров, и это значение практически не меняется.

Поливочный сезон завершится 15 сентября. Всего запланировано 98 поливок. Несмотря на сложную ситуацию, ТОО «Рудненский Водоканал» делает всё возможное, чтобы обеспечить полив в частном секторе города.

 

Булат МУСИН,
фото «Rydnyi media»