Учителя на большой планёрке

Перед началом учебного года состоялось традиционное августовское совещание педагогических работников

Совещание проходило с участием акима Рудного Виктора Ионенко в стенах Дворца развития и творчества детей и юношества. С докладом о развитии городской системы образования в новой цифровой реальности выступил руководитель отдела образования Темурхан Жайлибаев.

Начал он с доступности образования. В Рудном функционируют 16 государственных детских садов, которые посещают 2898 человек, из них один с казахским языком обучения (100 детей), 13 имеют статус смешанных (534 ребенка в группах с казахским языком обучения).

На начало 2024-2025 учебного года девять групп переведены на казахский язык обучения в садах: №№ 1, 2, 3, 4, 7, 10, 11, 12, 14. Контингент вновь принятых воспитанников в них составил 194 человека.

Таким образом, в текущем году общее количество групп с казахским языком обучения в государственных садах составило 24 процента. В 2025 году планируется перевод еще трех групп на казахский язык обучения в садах №№ 6, 8, 16.

На уровне среднего образования функционирует 20 школ, из них четыре школы с государственным языком обучения и семь школ со смешанным языком обучения. В этом учебном году дополнительно открываются классы с государственным языком обучения: в школе-лицее №4 – три класса, в школе №12 – один класс, в школе имени Абая – один класс.

Далее Темурхан Жайлибаев остановился на качестве образования. Тут есть вопросы. В мониторинге образовательных достижений обучающихся (МОДО) 2024 года принимали участие 79 организаций образования области, среди них семь школ Рудного. В целом, наша область заняла восьмую позицию по республике среди четвертых классов и 19-ю из 20-ти среди девятых классов.

– К сожалению, результаты школ Рудного в параллели четвертых классов ниже областного по всем предметам. Наибольший разрыв наблюдается по чтению в классах с казахским языком обучения – 64,2 балла. Тогда как в девятых классах данный показатель выше среднеобластного на 17,8 балла. Вместе с тем в девятых классах наблюдается отрицательный показатель по шести предметам, за исключением двух: химии и чтения на казахском языке. Если сравнивать результаты в разрезе школ-участниц МОДО, то по четвертым классам школа-лицей №4 показала по всем предметам результаты выше областного, школа-гимназия №10 – по двум. В параллели девятых классов лидирует школа имени Әлихана Бөкейхана. Однако, есть школы, которые по всем предметам дали показатели не только ниже областного, но и среднегородского, – констатировал руководитель городского отдела образования.

Если говорить в целом о качестве обучения, то по итогам года этот показатель составил 54,3 процента, что выше прошлогоднего на 1,91 процента, однако, на 3,7 процента не достигнут плановый показатель КРI по Рудному, утвержденный управлением образования на уровне 58 процентов.

184 выпускника стали обладателями государственного образовательного гранта, это 40,6 процента от количества сдававших ЕНТ, что выше прошлогоднего показателя на 7,8 процента (в 2023 году – 144 гранта, или 32,8 процента).

О применении цифровых технологий в школах. На начало учебного года в школах имеются 83 современных кабинета, из них 71 – новой модификации. Вместе с тем, в трех школах (№№ 12, 17, 20) не имеется ни одного подобного кабинета, что влияет на совершенствование процесса преподавания.

В городе функционируют три организации дополнительного образования с охватом более 6000 человек, а также кружки различной направленности при школах с охватом порядка 15000 детей. На базе 16 школ и Дворца развития и творчества функционируют кружки робототехники. Однако, в Рудном нет современного центра дополнительного образования. Открытие которого будет способствовать развитию потенциала школьников в области технического моделирования, программирования и 3D-моделирования, робототехники, творческого и музыкального образования. Руководитель гороо обратился за содействием в данном вопросе к акиму Виктору Ионенко.

Подводя итог совещанию, аким Рудного отметил:

– Говоря о доступности образования. У нас действует 16 государственных детсадов и шесть частных. Общий контингент 3844 ребенка. Но есть небольшой дисбаланс: на казахском языке у нас обучается 24 процента школьников, при том, что в городе проживает 37 процентов казахов. Поэтому было необходимо увеличить количество групп с казахским языком обучения в детских садах. Помимо этого, планируем открыть два детских сада с государственным языком обучения. По одному из них (по улице Сандригайло) идут судебные процессы. Все вопросы, собственно, решены. Возможно, будет апелляция. Тем не менее, оборудование завезено, руководящий состав подобран, будет производиться расстановка оборудования и набор среднего персонала. После этого, осенью, должны запустить этот детский сад. Что касается второго детсада в 39-м квартале. Асфальт там проложили. У санитарно-эпидемиологической службы возникли вопросы по нормативу летних площадок, прирезаем дополнительно земельные участки и надеемся тоже осенью его запустить. Это даст 35-37 процентов охвата дошкольным образованием на государственном языке. Если говорить о доступности школьного образования. 31 процент наших детей имеет возможность обучаться на государственном языке. Строительство «Комфортной школы» на 900 мест в 11-м микрорайоне планировалось завершить 1 декабря этого года. Но были сложности в зимнее время, а весной случился паводок. К сожалению, подрядчик немного не справился с задачей. Тем не менее, к 1 августа 2025 года планируем завершить строительство. И вопрос доступности среднего образования на государственном языке будет снят. По школе на 1200 мест, что строится в районе автовокзала, изучаем потребность и обсуждаем, какой она будет: смешанной, с русским или с казахским языком обучения. Педагогическое сообщество должно принять решение.

► Медалью «Еңбек ардагері» («Ветеран труда») награжден ветеран педагогического труда Владимир Романец, много лет возглавлявший школу №1 поселка Качар.

► Благодарственные письма Министерства просвещения получили учитель истории общеобразовательной школы №13 Валентина Денисенко и преподаватель НВТП школы №12 Асан Кенжебаев.

► Грамотой акима Костанайской области награждены заведующая яслями-садом №10 Светлана Савченко и учитель начальных классов школы имени Ахмета Байтұрсынұлы Айгул Дангилова.

► Грамоту акима Рудного вручили методисту отдела образования Гульнаре Аккужиной, исполняющей обязанности заведующей яслями-садом №4 Надежде Феденко, исполняющей обязанности заведующей детским садом №16 Гульжан Бисеновой, учителю русского языка и литературы школы имени Мыржакыпа Дулатова Тынышгуль Сабырбаевой, инструктору по физической культуре яслей-сада №2 Марине Нарыжкиной.

► Еще 13 педагогов отмечены грамотами управления образования и отдела образования.

В школах Рудного работает 1404 педагога, из них с высшим образованием – 1130 человек, это 80,5 процентов. Неспециалистов нет. 92 педагога имеют степень магистра. Качественный состав педагогов составляет 45,4 процента.

 

Елена ВОРОНИНА,

фото Султана СЕРТАЕВА